Несколько лет назад тяжёлый недуг разделил жизнь атыраучанки Индиры НАЗАРБАЕВОЙ на до и после. Суровый вердикт врачей, операция, ампутация обеих ног… Наверное, странно звучит, но теперь, по прошествии времени, Индира искренне признается, что ни о чём не жалеет.
«ГДЕ Я И ГДЕ ШТАНГА?»
Двадцать лет назад наша героиня потеряла мужа. Его не стало, когда она была беременна.
- Была готова к любым трудностям. И трудности были. Приходилось работать и подрабатывать везде, где можно. Много лет проработала на рынке, продавала рыбу. И зимой в морозы приходилось стоять за прилавком. А что делать? Вот на этой работе здоровье и подорвала, – вспоминает Индира – После ампутации пролежала дома целый год. Самому заклятому врагу такого не пожелаешь... А в какой-то момент поняла, что так больше продолжаться не может, и поставила себе задачу: встать любой ценой!
Было больно. Ходить-то я училась на коленках. Ослабленные из-за малоподвижного образа жизни мышцы и суставы плохо слушались. Но желание двигаться было во много раз сильнее боли. Я сама себе сшила наколенники. Подстраивалась под быт. Готовить если – стул к столу, мойке, газовой плите подставлю и нормально. И так во всём.
А потом были заказаны протезы. И был сложнейший период привыкания к ним.
- Казалось, вот-вот упаду. Кожа на ногах все время трескалась. После каждого прохода на протезах оставались следы крови. Но я не останавливалась – у меня просто не было выбора.
Вообще-то впервые я увидела Индиру в этом году на областном чемпионате среди спортсменов с ограниченными возможностями. И была очень удивлена, когда узнала, что эта улыбчивая женщина имеет инвалидность первой группы и перемещается на протезах. По ней это совсем незаметно. А начиналось с того, что однажды лечащий врач отправил её на занятия в тренажерный зал.
- Левая сторона меня плохо слушалась, рука немела и тяжелела, и я пошла заниматься. До этого в тренажерном зале не была ни разу. Что такое гриф, блины, с какой стороны подойти к тому или иному тренажеру – вообще понятия не имела.
- Я за Индирой наблюдал со стороны. Оценил её комплекцию и потенциал и предложил заняться пауэрлифтингом, – вступил в нашу беседу тренер-инструктор Ильяс ТЕЛЕУГАЛИЕВ (на снимке внизу).
- Да, я тогда и слова такого «пауэрлифтинг» не знала. Когда Ильяс начал говорить мне о штанге, о жиме лежа – даже рассмеялась. Ну где я и где штанга? – прыскает Индира.
«ЕСЛИ СИЛЬНО ПОСТАРАЕТСЯ, ВОЗЬМЁТ И 60»
Впрочем, долго убеждать начинающую спортсменку тренеру не пришлось. Главный его аргумент – он сам. В спорт этот парень, имеющий инвалидность с детства из-за ДЦП, пришел 9 лет назад и полностью изменил свою жизнь.
Надо пояснить, что пауэрлифтинг – это силовое троеборье (приседания со штангой на плечах, жим штанги лёжа на горизонтальной скамье и тяга штанги). По понятным причинам Индира занимается исключительно жимом лёжа, зато добилась в этом виде силового троеборья немалых успехов.
- А когда мы начали заниматься, она даже гриф, который весит
Всего за пару лет спортивных занятий жизнь Индиры Назарбаевой очень сильно изменилась. Новые знакомства, упорные тренировки, всё новые цели и задачи. Первые победы. Уже в 2014 году она стала кандидатом в мастера спорта, а год спустя выполнила норматив мастера.
- В 2014 году мы участвовали в параолимпийском чемпионате Казахстана, который проходил в Боровом. Индира завоевала там второе место. В 2015-м в Павлодаре на IV Параолимпийских играх Казахстана стала уже победителем. Благодаря её «золоту» наша команда по пауэрлифтингу вошла в восьмерку лучших команд, – делится Ильяс.
«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»
Сегодня Индира говорит, что не мыслит своей жизни без спорта. А теперь она ещё и наставница:
- В этом году я начала работать в нашем тренажерном зале инструктором-тренером. Даже в колледж для этого поступила, чтобы быть дипломированным специалистом.
- Вы тренируете людей с ограниченными возможностями?
- Не только. К нам же приходят и люди без инвалидности, просто желающие подтянуться. С ними тоже занимаюсь, помогаю, подсказываю.
- Наверное, и мотивируете хорошо?
- К нам приходят люди с разными проблемами, разным настроением. Ко всем стараемся найти подход. Конечно, встречаются и те, у которых я в качестве инструктора вызываю неоднозначную реакцию. Но в ходе тренировок они меняют свое мнение.
- Та беда, что с вами приключилась, в какую сторону изменила вашу жизнь?
- Смешно прозвучит, но к лучшему. Что у меня было раньше? Работа в тяжёлых условиях и дом, работа – дом. Я теперь на жизнь взглянула другими глазами. Конечно, пришлось столкнуться с большими трудностями. Бывает не просто, не спорю. Но кому легко? Я живу, могу ходить, вижу, слышу, могу расти и развиваться, а еще помогать развиваться другим. Это ведь прекрасно! Что еще в жизни нужно?
Тамар СУХОМЛИНОВА
Фото автора