Атырау, 23 декабря 09:32
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Дело о «земельных митингах»: Пикеты перед судом и протоколы, подписанные не глядя

Фото
11 102 просмотра

Image 0

Утро 25 октября в суде №2 города Атырау, где продолжается процесс по делу Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНОВА, началось с небольшого переполоха. Гражданские активисты Шаттык ТАЖКЕНОВА и Елена СЕМЕНОВА провели одиночные пикеты перед зданием суда в поддержку Бокаева и Аянова. Сотрудники ДВД акцию пресекли, задержали женщин и изъяли плакаты. Позже правозащитники сообщили, что активисткам назначили штраф в размере 20 МРП.

Между тем стало известно, что другого гражданского активиста, Рината РАФКАТА, который является свидетелем по делу о митингах, прошлой ночью избили неизвестные. В связи с этим защитник Жанаргуль БОКАЕВА выступила с ходатайством обеспечить защиту участникам процесса. Этот вопрос судья оставила открытым, равно как и ходатайство Макса Бокаева: подсудимый попросил назначить график судебных заседаний с учетом участившихся приступов болезни.

После короткого перерыва начался допрос большой группы свидетелей - сотрудников подрядных компаний, базирующихся на проекте Карабатан. 24 апреля они были на площади и участвовали в событиях того дня. Свидетели во время допроса в суде часто путались в показаниях, пытаясь вспомнить детали событий полугодовой давности, так что председательствующему и стороне защиты неоднократно приходилось повторять вопросы. К тому же судья заметила расхождения в ответах на суде и в протоколах допросов, проведенных следователями КНБ летом. Причина расхождения прояснилась при допросе свидетеля А. ТАЖИГАЛИЕВА. Он сообщил, что допросы рабочих Карабатана проводились «на вахте», в общежитиях. Через несколько дней на Карабатан приехал уже другой сотрудник КНБ и попросил поставить подписи в протоколах, заверив рабочих, что на этих листах записаны их недавние показания, необходим лишь автограф.

– Я взглянул на протокол, увидел свою фамилию и поставил подпись, – сказал свидетель.

На вопрос адвокатов, были ли им разъяснены права свидетелей, А. Тажигалиев ответил: нет, он не знал, как и остальные 200 человек, о своем праве на адвоката…

Елена СЕМЕНОВА. Фото: facebookШаттык ТАЖКЕНОВА. Фото: facebook

Подсудимый Талгат Аянов потребовал признать недействительными протоколы допросов карабатанских рабочих (200 человек), составленных следствием, поскольку они противоречат показаниям тех же людей на суде.

Кстати, трое журналистов «Ак Жайыка» (З. БАЙНЕКЕЕВА, А. САПАРОВА и С. КАИРХАНОВ) в понедельник, 24 октября, сдали в канцелярию суда №2 свои заявления на имя судьи Г. Даулешовой. Суть заявлений: в обвинительном акте следствия утверждается, что «виновность подозреваемых Бокаева Макса Кебенулы и Аянова Талгата Тулепкалиевича в совершении инкриминируемых преступлений подтверждается нижеследующим перечнем доказательств: показаниями нижеуказанных свидетелей…» и далее следует список почти трех сотен допрошенных свидетелей, в числе которых значатся и фамилии трех журналистов нашего издания. В действительности никто из троих допрошенных следователями журналистов не давал никаких показаний, свидетельствующих о виновности Макса Бокаева и Талгата Аянова в совершении ими инкриминируемых преступлений, что подтверждается протоколами допросов, постранично подписанными этими свидетелями. Журналисты З. Байнекеева, А. Сапарова и С. Каирханов потребовали приобщить их заявления к уголовному делу и занести факт приобщения в протокол судебного заседания.

Image 3

На судебное заседание из Алматы приехали известная правозащитница Бахытжан ТОРЕГОЖИНА и член земельной комиссии Мухтар ТАЙЖАН. Последний намеревался выступить в роли свидетеля защиты, однако его просьбу суд отклонил.

Следующее заседание состоится 27 октября.

Марат ТАКУЛИН

Фото автора

25 октября 2016, 21:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.