В суде №2 города Атырау продолжается процесс по делу гражданских активистов Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНА.
18 октября судья Гульнар ДАУЛЕШОВА объявила, что намечавшийся на сегодня допрос по видеосвязи главного специалиста по управлению делами Тохтара ТУЛЕШОВА Владимира ВОЛКОВА откладывается – «в связи с его участием в другом судебном процессе в Астане».
Между тем с ходатайством к суду обратился адвокат Талгата Аяна Толепкали АЯНОВ. Он считает, что допрос свидетелей должен проводиться непосредственно в Атырау. Ходатайство поддержали все адвокаты. Макс Бокаев эмоционально добавил:
– Ведь на этом суде решается наша судьба, нас обвиняют в корысти, из нас хотят сделать наемников.
Судья ходатайство отклонила: если свидетели находятся не в Атырау, допросы по-прежнему будут проводиться по видеосвязи. Когда она перешла к видеодопросу следующего свидетеля в Астане, Нургали ДОСЫМБАЕВА (и. о. генерального директора у предпринимателя Тулешова), Макс Бокаев громко обратился к судье с просьбой сделать перерыв, потому что ему стало плохо. На что судья отреагировала холодно, заявив, что «подсудимый Бокаев играет на камеру и мешает вести процесс». Однако десятиминутный перерыв всё же был объявлен. После этого суд продолжили уже без Бокаева – его сестра и адвокат Жанаргуль БОКАЕВА сообщила, что брата обследовал врач, сделал уколы и порекомендовал покой как минимум на пару часов. Она также заявила, что помимо гепатита Макс Бокаев страдает желчекаменной болезнью, которая может осложниться из-за тряски при доставке из СИЗО в суд. Кроме того, сторона защиты обратила внимание судьи на тот факт, что из-за судебных слушаний Бокаев и Аян несвоевременно принимают пищу в тюрьме, и предложила организовать более удобный график слушаний.
Чуть позже стало известно, что Талгат Аян объявил голодовку. Требований два: первое – обратить внимание на плохое состояние здоровья Бокаева, второе – допросы свидетелей проводить непосредственно в Атырау.
Во второй половине дня объявивший голодовку Талгат Аян и морально поддержавший его Макс Бокаев отказались явиться в зал судебного заседания – до тех пор, пока судья не примет решение об этапировании заявленных свидетелей в Атырау. В письменном заявлении, которое зачитал адвокат Толепкали Аянов, Талгат Аян вновь утверждал, что Гульнар Даулешова нарушает судебную этику и процесс идёт с явно обвинительным уклоном. Выслушав заявление, судья ответила, что действия подсудимых подпадают под п. 2 ст. 346 УПК РК* и будут рассматриваться как неуважение к суду. Затем продолжился видеодопрос Нургали Досымбаева, находящегося в суде Есильского района г. Астаны, но вопросы емузадавали только сторона обвинения и судья.
На вопрос прокуроров о том, что он знает о причастности Тохтара Тулешова к организации апрельского «земельного» митинга в Атырау, Досымбаев поведал, что его шеф часто вел беседы о «цветных революциях» в постсоветских странах, восхищался смелостью организаторов таких акций в Украине и Киргизии. В декабре 2015 года в Шымкенте шеф вызвал Досымбаева, дал ему чёрный пакет с 15 пачками по 100 долларов, всего 150 тысяч долларов, а также некие документы в почтовом пакете DHL, и велел доставить в Атырау Талгату Аяну 100 тысяч и документы, а 50 тысяч пока оставить у себя.Лично Досымбаев, по его словам, с Аяном не встречался, передать ему деньги и бумаги решил через своего помощника Олжаса БЕКБАУОВА. А оставшиеся 50 тысяч долларов позднее выдал следователям.
Допрошенный в суде по видеосвязи вслед за Досымбаевым Олжас Бекбауов сообщил, что помимо прочего является певцом и ведущим корпоративов, и решил направиться в Атырау не напрямую, а через Актау, где у него было запланировано проведение предновогодних вечеринок. 100 тысяч долларов всё это время были с ним. Закончив свои дела в Актау, он на такси (имя водителя, госномер не помнит, только марку – старый «ауди») выехал утром в Атырау, приехал вечером. Там позвонил по номеру, который ему дал Досымбаев, и договорился о встрече с человеком, который взял трубку. Встретились возле какого-то ресторана (название не помнит), и передал деньги и документы человеку, назвавшемуся Талгатом. Позднее на допросах в КНБ опознал его по показанной ему фотографии Талгата Аяна.
По окончании видеоконференции полную запись допроса обоих свидетелей должны были продемонстрировать подсудимым. Видео Досымбаева они посмотрели, но когда начали демонстрировать допрос Бекбауова, Бокаев выразил возмущение тем, что сегодня был нарушен график приёма пищи, он неважно себя чувствует, и физически не в состоянии продолжать просмотр. «Вы отказываетесь смотреть?» - спросила судья. «Я не отказываюсь, но здоровье важнее», - ответил Бокаев.
В этой связи судьей был объявлен перерыв до следующего дня. Процесс продолжится завтра, 19 октября.
Марат ТАКУЛИН
Фото и видео автора
Справка "АЖ":*Часть 2 статьи 346 УПК РК («Меры, принимаемые в целях обеспечения порядка в главном судебном разбирательстве»):
Если из зала судебного заседания был удален подсудимый или он отказался участвовать в судебном разбирательстве дела, председательствующий перед каждым заседанием суда должен выяснять у него, желает ли он присутствовать в зале суда при условии соблюдения им распорядка. Приговор должен быть провозглашен в присутствии подсудимого, а при его отказе присутствовать при этом приговор должен быть объявлен ему под расписку немедленно после провозглашения.