На большом селекторном совещании с участием всех причастных прямо или опосредованно служб аким области Нурлан НОГАЕВ постановил, что на борьбу с мусором будут брошены все ресурсы.
ЮГ НАМ ПОМОЖЕТ
Тема замусоренности областного центра главу региона так достала, что он признался – даже стесняется водить гостей по городу:
– Попробуйте прогуляться по набережной или в Жумыскере! А что творится вокруг вокзала?!
В ходе совещания всплыли старые, не раз обсуждавшиеся на всех уровнях проблемы.
Во-первых, ТОО «Спецавтобаза» не хватает рабочих. Не секрет, что львиная доля работников – приезжие, и как правило из Узбекистана. Областное управление координации занятости выразило готовность оказать содействие на уровне министерства и увеличить квоту.
– В этом году мы выдали 56 квот. Сколько надо: 100-200? Скажите, мы в министерство обратимся, – сказал руководитель Управления координации занятости и социальных программ Атырауской области Еркин ШПАНОВ.
Цифра в 56 квот удивит любого, кто хоть немного знаком с национальными особенностями штатного состава Спецавтобазы. Ну да ладно, это наверняка их внутренние дела. К тому же Шпанов сам не скрывает, что есть теневая экономика гастарбайтеров. По его словам, с начала года за границу в известном направлении из нашей области переводами уже ушло 700 миллионов тенге.
– А неофициально и весь миллиард! – уверен Шпанов.
Аким области возмутился, почему берут иностранцев:
– У нас уровень молодежной безработицы составил 4,9% (статистика такая, статистика!). Но жители Тандая, например, которым мы предлагали такую работу, на 50-70 тысяч тенге идти не хотят, требуют условий, транспорта, отказываются работать сверхурочные, устраивают конфликты…
К слову, на мой взгляд, не так уж много они и требуют, всё в рамках трудового законодательства. Но аким Ногаев согласен, что аппетиты у атыраусцев непомерные. И привел пример:
– Ко мне на личный прием приходил посетитель, всю жизнь работал водителем. Мы предложили ему работу, полагавшийся оклад повысили с 85 до 120 тысяч тенге. Отказался! Говорит, пойду только в ТШО или НКОК. На Спецавтобазе некому водить спецтехнику, ремонтировать тоже. Там 200 вакансий! Но земляки не идут.
Аким города Серик ШАПКЕНОВ надеется, что земляки придут – пусть в более обширном значении. Он намерен привлечь трудовую силу из ЮКО. Мэр сообщил, что сейчас рассматривается возможность найма рабочих с юга, которые будут заниматься уборкой и сортировкой мусора «вахтовым методом». Зарплату им назначат до 150 тысяч тенге. Войдет ли в их соцпакет покрытие транспортных расходов, он не сообщил.
ЭХ, ДАЛЕКОВАТА ШВЕЦИЯ
На днях в ленте ФБ прошла информация о том, что в Швеции закончился собственный мусор, и она положила глаз на помойки соседних стран. Почему мы не соседи?! Не пришлось бы строить и даже обсуждать этот неприличный уже вопрос отсутствия мусороперерабатывающего завода в Атырау. Завод по переработке полимеров есть (только своих полимеров пока нет, возим из-за границы), а завода по переработке ТБО – нет. Хотя мусора –завались. По озвученным на совещании данным, годовой объем бытовых отходов на свалке составляет 85 тысяч тонн в год. И они уже многие десятки лет просто там складируются.
Аким снова возмутился: почему нет завода?! Вместо ответа ему и собравшимся продемонстрировали активных молодых предпринимателей, готовых работать на мусорном сырье. Один из них готов собирать и пристраивать пластиковые бутылки, если акимат оплатит ему изготовление и установку специальных лотков по их сбору. Второй планирует с волонтерами вести разъяснительную работу и убедить народ в необходимости раздельного сбора мусора. Но пока нет заводов по переработке, убедить будет сложно.
БЕГА ЗА ГРАНИЦУ И БЕГ НА МЕСТЕ
А вот почему таких заводов нет – это интересный вопрос. Хоть и неудобный для местной власти, которая не раз, и не два, и даже не три подступалась к нему, но всё как-то тщетно. В 2012-м у области даже был реальный шанс обрести завод по переработке ТБО, находившийся по различным данным то ли в 70-, то ли в 90-процентной степени готовности на тот момент, когда неожиданно президент сменил милость к Бергею РЫСКАЛИЕВУ на гнев и тот бежал, а заодно и группа аффилированным с ним лиц, среди которых предприниматель Айбат СУЛЕЙМЕНОВ, который занимался этой темой. Завод по ТБО в числе прочих объектов был арестован, а к окончанию следствия разворован. Да и без вороватого Рыскалиева вопрос мог быть решен уже много раз. Откуда только не приезжали к нам делегации, готовые инвестировать в наш мусор деньги. Только на моей памяти были и латыши, и чехи, и корейцы, и голландцы… Директор Союза предпринимателей Алия БЕККУЖИЕВА тоже помнит:
– Инвесторы не могут войти. Из Чехии были, 58 миллионов хотели в мусороперерабатывающий завод вложить, и переработкой полей испарения тоже заняться хотели. Здешний предприниматель, парень по имени Айдын даже ПСД заказал. Но уже 3 года никто его не принимает.
– Я в первый раз о нем слышу, направьте его ко мне, приму в личном порядке, – среагировал Ногаев. – Самое главное – найти предпринимателей, заинтересованных темой, и помогать им.
На это волне дело, возможно, выгорит у другого предпринимателя, Азильхана БАЙБАТЫРОВА. Он рассказал, что из переработанного мусора можно даже строить дома.
– Если мусор переработать в полистиролбетонные блоки, можно строить т. н. пассивные дома. Эта технология сохраняет тепло и не выпускает энергию, то есть вы будете тратить меньше денег на отопление. Этот материал прочнее кирпича, не токсичен, относится к трудногорючим. Кроме того из переработанного мусора можно делать плитку и черепицу, отличающуюся особой прочностью.
Совещание закончилось небольшим шоу – предприниматель, в лучших ярмарочных традициях, постучал кувалдой по плитке «из мусора». Акиму понравилось.
К ВОПРОСУ О ПРИДОРОЖНЫХ ВЕНКАХ
Ещё обсуждался вопрос воспитания гражданского сознания:
– Ведь стихийные свалки появляются не сами собой, в этом виновны люди, которым лень донести мусор до контейнера. Пока каждый житель города не осознает свою личную ответственность за чистоту Атырау, любые предпринимаемые в этом направлении шаги будут бесполезны, – сказал в заключение Нурлан Ногаев.
Кстати, в рамки воспитательной работы с местным населением можно включить и намерение акима области бороться с традицией, когда метят венками места ДТП со смертельным исходом.
– Надо уже прекращать ставить венки и таблички. В чем вина других, чтобы ежедневно наблюдать висящие на столбах венки?!
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА