Атырау, 23 апреля 23:29
 ясноВ Атырау +22
$ 445.66
€ 474.58
₽ 4.78

На земельной комиссии в Атырау требовали освободить двух активистов. О сотнях допрашиваемых так и не узнали

Фото Видео
21 769 просмотров

Фото Зульфии БАЙНЕКЕЕВОЙ

Очередное заседание Комиссии по земельной реформе прошло сегодня, 23 июля, в Атырау. На встречу с интересующимися темой атыраусцами приехали 25 членов комиссии из 75.

Большой зал университета имени Х. Досмухамедова публика заполнила уже к 9.30, но назначенное на 10 часов заседание началось с получасовой задержкой по словам организаторов, ждали кого-то из членов комиссии, чей авиарейс вроде как опаздывал.

Встречу с населением области, где прошел первый митинг против поправок в Земельный кодекс, модерировал глава Комиссии, министр сельского хозяйства, а с июня и заместитель премьер-министра РК Аскар МЫРЗАХМЕТОВ.

На заседании были запланированы доклады представителей двух групп – по экономическим и законодательным вопросам. Член комиссии, руководитель экономической группы Акылбек КУРИШБАЕВ выступил с предложениями по аренде земель сельхозназначения казахстанцами сроком до 49 лет; порядку проведения конкурсов; установлению в целом по республике и по каждому административному району предельных размеров сельхозземель по видам угодий; утверждению типового договора аренды, усиливающего обязанности и ответственность землепользователей.

Вслед за ним выступил руководитель правовой группы Мухтар ТАЙЖАН. Он продолжает настаивать на запрете аренды и продажи земли иностранцам, а также предлагает предусматривать 10% земли для оралманов. А часть угодий ни под каким предлогом не должна передаваться в аренду никому:

В каждом сельском округе нужно определить радиус земли, которая не будет никому передаваться в аренду. Это должны быть земли общего пользования – крестьянам не хватает земли под пастбища. Как мера против латифундистов должны быть закреплены требования по ограничению площадей земли, выдаваемой в одни руки. Мы это предложение внесём в Парламент.

Он также считает необходимым продлить мораторий на 5 лет, если члены комиссии не придут к единому мнению по поправкам к Земельному кодексу.

На заседании Тайжан обратился к акиму Атырауской области Нурлану НОГАЕВУ, которого попросил содействовать решению двух важных вопросов.

– В вашем Сарайчике я был три раза, сердце плачет каждый раз. Если вам под силу – просьба поправить там положение и спасти то, что ещё можно. И второе – вопрос земли был поднят в Атырау, первый митинг прошел здесь. Как вы убедились, это был мирный протест, не был разбит ни один фонарь, но два парня, стоявшие в тот день на площади рядом с вами (Тайжан имел в виду Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНА. З. Б.), до сих пор в тюрьме. Их хотят посадить, по предъявленным обвинениям им грозит до 10 лет. Митинги были во многих городах, но сидят почему-то только они. Передайте тем, кто этот вопрос решает – придёт время, и мы скажем этим патриотам спасибо! Прошу вас содействовать в их освобождении, – сказал Тайжан под аплодисменты зала.

Освободить двух гражданских активистов потребовал в своем выступлении и Мухтар ШАХАНОВ.

«Нормально рассмотреть их дело» призвал и депутат Мажилиса Нуртай САБИЛЬЯНОВ.

Поддерживаю, я тоже ратую за то, чтобы их освободили, ответил он на заявления выступившей из зала пожилой, но очень активной женщины с символичной фамилией МАХАМБЕТОВА.

Она упрекнула депутатов за то, что они приняли этот скандальный закон, а власти – за то, что они пытаются осудить безвинных, по её мнению, Бокаева и Аяна.

– Спасибо, апа четко выступила на митинге (Махамбетова выступала на площади Исатая и Махамбета 24 апреля. З. Б.). Но мы тоже вышли из народа и тоже патриоты своей страны, я, например, был на площади в декабре 86-го. По закону о продаже земель – я не был депутатом в 2003 году, когда он был одобрен. Позже разработаны были только механизмы его реализации, – добавил Сабильянов.

Депутат Мажилиса Бекболат ТЛЕУХАН тоже отказался нести ответственность за этот закон:

Я не был в составе того парламента, который просто нажимал на кнопки. Я считаю, что аренда пастбищных земель может вызвать социальное напряжение в обществе.

Призвал освободить активистов и атырауский общественный деятель Жумабай ДОСПАНОВ:

По прошествии времени их назовут героями народа.

В качестве предложений по земельному вопросу он считает необходимым восстановить институт коллективного хозяйства на селе:

В 2003 году я лично возил 36 человек в Алматы на обсуждение нового земельного кодекса. И предлагал, как и сегодня, восстановить сельские предприятия. Они есть в Монголии, где я служил в армии, и во многих других точках мира. Так мы сможем поднять поголовье скота, освоить земельные угодья, обеспечить работой сельское население. Я считаю, аким области должен лично встречаться с людьми на селе.

Желающих выступить было очень много, не все из тех, кто записался, смогли высказаться. Но практически каждый выступавший из зала поднимал вопрос о необходимости освобождения атырауских активистов.

Атырауский профессор Жусуп КАДЫР:

Если бы не молодежь, мы бы сегодня здесь не сидели. За митингом наблюдал весь мир, это все равно что Исатай и Махамбет отстаивали свою землю. Ногаев этот сигнал услышал, сам вышел в народ, на площадь и дал конкретное обещание.

В защиту своих сыновей выступили матери подследственных. Напомню, обе они после обысков, проведенных в их домах сотрудниками органов нацбезопасности и ДВД области, попали в больницу.

73-летняя мать Макса Бокаева, по её словам, проработала в стенах этого университета 42 года:

Я выпустила много уважаемых людей сенаторов, депутатов и именитых спортсменов. Неужели я не могла воспитать своих детей патриотами родины?! Сын ни в чем не виноват. Я не верю в виновность моего сына и Талгата. Может, моя речь не о земле, но считаю, что он тоже к этому причастен, если бы не он, не было бы и этой комиссии. Все обвинения против них безосновательные, прошу разобраться. Я верю, что справедливость восторжествует.

Мать Талгата Аяна тоже учитель, она перенесла инсульт и ещё находится на лечении:

– Через 10-15 дней будет суд. Я учитель. Даже мои школьники не поверят в сказки о том, что Тулешов из Шымкента передал 100 тысяч долларов моему сыну, просто однажды увидев его по телевизору во время его одиночного пикета против повышения тарифов. Моего сына судили в 2.30 ночи, такое было в истории Казахстана?! Он не ел много часов и обессиленный, голодный просил судью перенести суд на утро (речь идет об административном суде накануне 21 мая. – З. Б.). Вы такое видели?! Вы тут землю все обсуждаете, мне земли не надо, хватит двух метров...

Разволновавшись, женщина не смогла справиться с эмоциями, ей стало плохо. В зале повисла тяжелая тишина, и председатель комиссии Мырзахметов принял решение прервать заседание на 10 минут, пока врачи оказывали ей медицинскую помощь.

В завершение встречи взял слово аким области Нурлан НОГАЕВ и прокомментировал некоторые из заданных вопросов.

По первому вопросу: почему и кому отдана земля в размере 620 гектаров возле городища Сарайшык. Эта земля передана в частную собственность в 2005 году гражданину Мирзоеву. На 170 гектарах земли будут высажены декоративные деревья, 40 гектаров будут приспособлены для выпаса скота. В планах также посадить яблоневые деревья на 100 гектарах. Также планируется заняться выращиванием трав, используемых в медицинских целях. Мирзоев строит в Атырау фармацевтическую фабрику стоимостью 7,4 млрд, на которой эти травы будут использоваться в качестве сырья. К вопросу сохранения городища Сарайшык. Еще мой предшественник Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ запланировал провести там берегоукрепительные работы, на эти цели было выделено 1,6 млрд тенге. Нужно укрепить полтора километра. Сейчас ведутся тендерные процедуры по определению подрядчика. Задавался также вопрос о полигоне Тайсойган. Площадь полигона составляет 750 тысяч гектаров. Благодаря большой проделанной работе Казахстану были возвращены 625 тысяч гектаров. Оставшаяся часть используется РФ в рамках соглашения с РК.

Многие из пришедших на встречу атыраусцев не смогли выступить – регламент. Но те, кто всё же говорил, как правило, просили объективного расследования в отношении своих земляков Бокаева и Аяна. Правозащитница Асель НУРГАЗИЕВА добилась микрофона одной из последних. Она обратилась к членам комиссии и попросила их дать так называемое «личное поручительство» это одна из альтернативных мер санкций или мер пресечения, применимая по законодательству к арестованным:

Макс должен сегодня сидеть здесь, среди вас, а не в тюрьме. Пока вы не уехали, прошу вас дать личное поручительство, под которое их могли бы выпустить на свободу до приговора суда.

По завершении своего выступления Нургазиева от имени группы активистов вручила членам комиссии и акиму области футболки с изображениями подследственных:

У казахов принято одаривать дорогих гостей чапанами. У нас их нет, к сожалению, но есть такие футболки.

Министр Мырзахметов резюмировал итоги заседания, и около 16.30 оно было объявлено закрытым.



Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото и видео Марата ТАКУЛИНА

От редакции. Удивило, что никто из выступавших атырауцев не упомянул о массовых допросах, идущих в Атырау уже три месяца. В качестве свидетелей привлекаются как участники апрельского митинга, так и пользователи социальной сети Фейсбук. В качестве свидетелей привлекались и несколько журналистов «Ак Жайыка». На одном из первых допросов нашим журналистам стало известно, что показания дали уже более 300 человек. Но поток свидетелей по делу Бокаева Аяна только рос. Допросы в ДКНБ, которые проводит группа местных и приезжих следователей, продолжаются до сих пор.

Примечание: Какая-либо интересующая вас информация может содержаться в материале "АЖ" на казахском языке.

23 июля 2016, 22:39

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz