Атырау, 18 апреля 22:49
 ясноВ Атырау +18
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

Лукавые табло за 39 миллионов

11 904 просмотра

Image 0Электронные табло на остановках Атырау заработали еще в марте, но они не стали для атыраусцев ориентиром во время ожидания автобусов. Потому что информация на них не всегда правильная.

ХОТЕЛИ, КАК В АЛМАТЫ И СОЧИ

Напомним, городские власти с прошлого года проводили работу по внедрению системы диспетчеризации пассажирского транспорта. 4 июня прошлого года в городском отделе ЖКХ прошла презентация Центральной диспетчерской службы Атырау. Базовая схема системы проста: на автобусе устанавливается терминал, который передает информацию в режиме реального времени на сервер. Там эти данные автоматически обрабатываются, составляются отчеты для перевозчика и для отраслевых городских служб. На базе собранных сведений система может передавать информацию для горожан на интернет-портал или мобильные приложения. Подобные программы успешно работают в Алматы и других городах. И в России такое есть. Например, в Сочи работает приложение 2GIS – через него я, будучи там в отпуске, узнавала, на каком маршруте добраться из одной точки в другую: как доехать до рынка, офиса, магазина. Система позволяет автоматически выстраивать маршруты, подсказывает, где находится ближайшая остановка, на какой маршрут нужно сесть, сколько остановок проехать, нужно ли пересаживаться и так далее. На презентации в Атырау директор компании KazInterSoft, являющейся разработчиком «Системы диспетчеризации пассажирского транспорта», Адилбек НУГМАНОВ рассказал, что жители Атырау тоже смогут следить да движением общественного транспорта при помощи мобильного приложения infobus.kz. Приложение подскажет, какая маршрутка и через какое время будет на нужной пассажиру остановке.

Кроме того, данные можно отправлять на электронные табло, установленные на остановках. В Атырау на бюджетные средства закупили 20 таких табло.

ВСЁ НЕ ТАК, РЕБЯТА!

Данные о погоде, времени и графике движения маршрутов на табло стали выводить с самого начала. Но уже весной горожане отмечали, что указанное время не совпадает с фактическим временем приезда автобусов. Тогда специалисты городского отдела ЖКХ ответили, что пуско-наладочные работы и настройка программного обеспечения еще не завершены.

Прошло три месяца, но ситуация практически не изменилась. На всех табло указаны разные даты – например, табло на остановке «Гостиница “Атырау"» 18 июля указывало, что сегодня 12. Время указано с погрешностью в 3-4 часа. Данные о температуре воздуха тоже разнятся. Но самое главное – на табло выводится график не всех маршрутов, которые проходят через эту остановку, и время не совпадает с фактическим прибытием. Впервые я заметила это, простояв 15 минут на остановке возле офиса ТШО: маршрутнве автобусы приезжали независимо от информации на табло: 14-й опередил расписание на четыре минуты, 12-й тоже не стал заморачиваться по поводу регламента. Остальных маршруток в списке вообще не было. Затем я перешла улицу и отправилась на остановку «Гостиница “Атырау"»: маршрутку «Авангард – Балыкши» так и не дождалась, зато 14-й маршрут «Авангард – Вокзал» прибыл более-менее вовремя. Затем табло словно уснуло: с казахского на русский сменялся язык, на котором написаны названия маршрутов, а вот время – как прибытия автобусов, так и якобы местное – остановилось. То есть все 5 минут, что я провела на остановке, на табло высвечивалось время 13.09 (на самом деле, к слову, было 10 утра), и до прибытия автобусов оставалось 0 и 1 минута соответственно. На остановке «Бейбарыс» высвечивались данные только о передвижениях маршрута №12, хотя здесь ходят и 30-й, и 21-й и другие.

БРОДЯЧИЕ АВТОБУСЫ

По словам руководителя сектора транспорта городского отдела ЖКХ Куаныша ИБРАГИМОВА, в данное время на табло должна выходить информация обо всех маршрутах, кроме 5-го и 21-го – только их автобусы не оснащены GPS-навигаторами. А нестыковки по времени возникают из-за проблем с интернетом. Но за более подробным комментарием он порекомендовал обратиться к руководителю алматинского ТОО «Акцент» Ляззат КУСПАН – именно эта фирма занимается сопровождением и обслуживанием табло.

Дата и время сбиваются из-за некачественной работы интернета. Информация о приезде автобуса выводится на табло с опозданием и ошибками тоже по этой причине. Но оператор связи у нас не один – их несколько, мы специально мониторили, какая связь лучше всего работает в разных районах города. Что касается неполного списка маршрутов на электронном экране, то тут уже недочеты в работе перевозчика. Нередко они «перебрасывают» автобусы с одного маршрута на другой. Оборудование на автобусе настроено, к примеру, на маршрут №30, и оператор видит его как «тридцатку», а его перекидывают на другой маршрут. В таком случае нужно менять настройки трекера. Возможно, диспетчеры автоперевозчика и водители этого не делают, а чтобы избежать путаницы, просто отключают оборудование, – говорит Ляззат Куспан.

В итоге табло, купленные почти за 40 млн тенге, становятся бесполезным куском металла, который, к тому же, постоянно требует вложений: электричество, интернет, обслуживание – всё это стоит немалых денег. Кстати, об обслуживании. По словам алматинцев, они занялись сопровождением табло в апреле, но денег за свою работу ещё ни разу не получали. Если так будет и дальше, то они откажутся от работы.

СИСТЕМА ХОРОША, ИСПОЛНИТЕЛИ ПЛОХИ?

С вопросом, почему у нас в Атырау нормально не функционирует отработанная в других городах система, мы обратились и к директору компании KazInterSoft Адилбеку Нугманову. Компания устанавливала трекеры на наши автобусы и сегодня продолжает заниматься их обслуживанием.

Нюансов много. Возможно, не все маршруты настроены в системе. Водитель отключил трекер, диспетчер в автопарке не включил в системе автобус на маршрут и всё, программа «не видит» этот автобус, хотя он и идет по маршруту. Соответственно данные по нему не отражаются ни в интернет-приложении, ни на табло, – говорит А. Нугманов. Со своей стороны мы сделали всё, что было необходимо: способствовали организации центра диспетчеризации, обучили диспетчеров, ознакомили специалистов с методикой выявления различных нарушений со стороны водителей. В данное время занимаемся обслуживанием установленного на автобусах оборудования. Сотрудники различных служб транспортной системы должны ответственно подходить к своим обязанностям, тогда система будет нормально работать. То есть проблема в так называемом человеческом факторе

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора

20 июля 2016, 09:47

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz