В рамках объявленной правительством широкомасштабной приватизации в План продажи на 2016-2020 годы помимо прочих вошли АНПЗ и АО «Международный аэропорт Атырау». Главный вопрос, который многих интересует – как будут проходить торги и кто сможет стать потенциальным покупателем?
Мы направили запрос в обе компании, чтобы выяснить способ продажи и сроки реализации.
АО «Международный аэропорт Атырау»
Краткая справка. Единственным акционером является АО «Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына"». Основной вид деятельности – обеспечение взлёта-посадок, встречи-выпуска, технического обслуживания воздушных судов, авиационной безопасности, заправка воздушных судов топливом, продажа перевозок. В настоящее время в аэроузле работают несколько предприятий, к которым перешло имущество бывшего Гурьевского объединенного авиаотряда. Это АО «Международный аэропорт Атырау» (ранее «Атырауаэропорты»), АО «Атма – аэропорт Атырау и перевозки», АФ РГП «Казаэронавигация», АО «Авиакомпания “КазЭйрУэст"».
В рейтинге показателей дочерних организаций Фонда «Самрук-Казына» АО «Международный аэропорт Атырау» занимает 10-е место по активам: по данным за 2013 год в его активе 4 333 млн тенге. И 8-е место по операционной прибыли: 202 млн тенге за 2013 год.
На наш редакционный запрос из АО «Международный аэропорт Атырау» пришел следующий ответ за подписью председателя правления АО Есбола КЕРЕЯ: «30 декабря 2015 года правительство РК утвердило Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям рекомендовано утвердить перечень крупных дочерних, зависимых организаций и иных аффилированных юридических лиц, предлагаемых к передаче в конкурентную среду. В данный перечень включено и АО “Международный аэропорт Атырау".
Комплексным планом предусмотрено наименование мероприятий и ответственные исполнители. Соответственно, ответы на поставленные вами вопросы будут известны только по мере реализации определённого мероприятия Единственным акционером и другими ответственными исполнителями. Единственным акционером АО «Международный аэропорт Атырау» является АО “Самрук-Казына".
Постановление Правительства РК от 31 марта 2014 года №280, которым был утвержден Комплексный план приватизации на 2014-16 годы, утратило силу, при этом АО «Международный аэропорт Атырау» не было включено в перечни того плана».
Тут надо пояснить, что многие объекты из постановления 2014 года продать так и не получилось, и они перекочевали в программу на 2016-220 гг. А международный аэропорт города Атырау включён в списки впервые.
ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод»
Краткая справка. На 99% участником АНПЗ является АО «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг», которое, в свою очередь, находится в полной собственности АО «Национальная компания “КазМунайГаз"». Основное направление деятельности завода – переработка сырой нефти в бензин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Большую часть доходов получает от оказания услуг по переработке нефти и нефтепродуктов.
АНПЗ имеет солидные кредитные займы, за счёт которых ведётся строительство Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) и Комплекса по глубокой переработке нефти (КГПН). По КПА АНПЗ заключил кредитное соглашение на основе уже имеющегося индивидуального кредитного соглашения между Банком Развития Казахстана (БРК) и китайским «Эксим Банком». Львиная доля кредитных средств получена от китайцев, и только 15% – через БРК. Кредит был выдан сроком на 10 лет под залог всего имущества завода, в том числе строящегося – всё заложено в БРК. С 2015 года начался возврат основного кредита – в январе завод выплатил первый транш, в июле второй (выплаты – два раза в год). Размер каждого разового погашения – около 55 млн долларов плюс банковские вознаграждения. На строительство КГПН подписано соглашение с тремя банками: «Эксим Банк», БРК и японский банк международного сотрудничества JBIC. Общая сумма кредита – 1 млрд 680 млн долларов. Львиная доля – китайские деньги, примерно по 250-270 млн долларов разделили японский и казахстанский банки. Кредит взят под гарантию КМГ. Условия те же. Первый транш предстоит в 2017 году.
На наш запрос в АНПЗ пришел ответ за подписью генерального директора Кайрата УРАЗБАЕВА, в котором сообщается, что на сегодняшний день способ и сроки реализации ТОО не определены.
По словам экономиста Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, к которому «АЖ» обратился за комментариями, реализация аэропорта и АНПЗ вряд ли будет производиться через IPO.
– Через IPO будут реализовываться крупные нацкомпании, а АНПЗ и аэропорт, скорее всего, – через продажи долей методом аукциона. Возможно, крупную долю продадут одному конкретному покупателю, а аэропорт, скорее всего, все 100% одному покупателю.
– Насколько правильно решение о приватизации в нынешних условиях?
– Сама по себе приватизация в такое кризисное время неудачное решение. Если говорить конкретно об этих двух объектах, то с продажей аэропорта, согласен, нужно отдавать в частные руки. А вот АНПЗ – вряд ли правильное решение. Обычно транснациональные компании стараются формировать холдинги, чтобы иметь законченный цикл при реализации продуктов. Здесь, мне кажется, правильно было бы оставить завод в КМГ.
Сауле ТАСБУЛАТОВА