14 октября апелляционная судебная коллегия Атырауского областного суда рассмотрела жалобу ГУ «Войсковая часть 2201 «Г» Пограничной службы КНБ РК на решение суда по иску пограничниц, видео с которыми вызвало большой резонанс в соцсетях и СМИ (см. «Камерная история»).
Напомним, камеры видеонаблюдения зафиксировали поцелуй двух женщин-военнослужащих в форме Пограничной службы.
Сотрудники одной из охранных служб записали этот отрывок на телефон и сделали рассылку в соцсетях. Записанный 5 мая 2015 года ролик облетел интернет. 6 мая руководство гарнизона отправило пограничниц догуливать неиспользованные дни отпуска, а затем уволило со ссылкой на нарушение ст. 26 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих». Основание: отсутствие военнослужащего на службе без уважительной причины в течение трёх и более часов подряд. Уволенные оспорили это решение в суде и выиграли иск против своего руководства. 27 августа Атырауский городской суд постановил: незаконно уволенных восстановить в должности и званиях, выплатить заработную плату за время вынужденного прогула и компенсировать нанесённый моральный вред в размере 30 тысяч тенге каждой.
Апелляционная коллегия Атырауского областного суда это решение суда первой инстанции оставила без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения. Таким образом, вынесенное по делу решение суда вступило в законную силу.
Вместе с тем апелляционной коллегией областного суда был разрешён вопрос по заявлениям адвоката истцов Аслана ЖОЛБОЛОВА о подложности доказательств, предоставленных суду воинской частью 2201 «Г», и привлечении к ответственности свидетелей, дававших, по мнению адвоката, ложные и противоречивые показания. Судом вынесено частное определение и направлено Военному прокурору Западного региона.
Кроме того, судом было вынесено второе частное определение, касательно уже командования воинской части 2201 «Г». Оно будет направлено Региональному командованию Пограничной службы РК по факту нарушения законности и требований Дисциплинарного устава ВС РК.
– Удовлетворено моё заявление о необходимости привлечения к ответственности группы свидетелей, сотрудников и руководителей воинской части за дачу заведомо ложных показаний суду, а также командования воинской части 2201 «Г» за предоставление суду подложных доказательств. Апелляционным судом было отмечено, что подобные незаконные действия командования части и его представителей, а также лжесвидетельствование недопустимы в казахстанском судопроизводстве, – говорит А. Жолболов. – Что за этим последует? Военный прокурор после поступления частного определения суда обязан будет, сформировав материал в отношении всех свидетелей, направить его вместе с письменным представлением в военную полицию для привлечения указанных выше лиц к предусмотренной законом ответственности. В свою очередь военная полиция должна зарегистрировать данное обращение военного прокурора в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и провести процедуру досудебного расследования по признакам статьи 420 Уголовного кодекса РК («Заведомо ложные показания свидетеля в суде»). Кроме того, должен быть рассмотрен вопрос о квалификации действий командования воинской части 2201 «Г» по ч. 1 ст. 416 УК РК («Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем»), так как именно командованием военной части и его представителями изготовлены подложные материалы служебного расследования, которые были предоставлены суду. Также в действиях военных можно усмотреть состав преступления, предусмотренного ст. 450 УК РК («Злоупотребление властью»).
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА