«История повторяется дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс». Это гегелевское высказывание навязчиво крутилось в моей голове во время объезда проблемных участков с зелеными насаждениями в Атырау. С момента объявленной программы по масштабному озеленению нефтяной столицы прошло несколько лет. Сменилось руководство области и города, а результата как не было, так и нет.
МЕТАСЕКВОЙЮ ЖАЛКО
Четыре года назад тогдашний аким Атырауской области Бергей РЫСКАЛИЕВ объявил о начале комплексной Программы по озеленению Атырау, рассчитанной до 2020 года. Под неё были созданы фонд «Жасыл Даму» и ТОО «Атырау Зелен Строй ЛТД» (на тот момент на 49% принадлежащее СПК «Атырау» и на 51% – ТОО «Мунайкурылыссервис ЛТД» на основе государственно-частного партнерства). А в основу программы легла концепция, разработанная специально для Атырау корейскими учёными. До создания Атырау Зелен Строя работу по озеленению города вела его материнская компания «Мунайкурылыссервис ЛТД», в частности, её подрядная компания – алматинская Wins 3.
В первый год реализации Программы вдоль аэропортовой трассы и улиц Алиева – Сатыбалдиева (проспект Бейбарыса) Wins 3 высадил 11,1 тыс. саженцев, в том числе 8,4 тысячи саженцев метасеквойи – редкий вид дерева. 85% из высаженных вдоль трассы аэропорта саженцев метасеквойи погибли. Такая же печальная участь ожидала большую часть саженцев, высаженных вдоль проспекта Бейбарыс. Как позже признали менеджеры Wins 3, метасеквойя погибла из-за недостаточного полива: мощности водопровода, протянутого из ерика Мостового, оказалось недостаточно. А на проспекте Бейбарыс оказался аномально высокий уровень грунтовых вод.
Но самой главной причиной провала, по мнению некоторых местных специалистов, стало отсутствие научно-обоснованного подхода к озеленению Атырау, в частности игнорирование местной специфики грунта, времени посадок и т. д.
В итоге никто из виновных в гибели саженцев, считай, в разбазаривании бюджетных средств, не понёс ответственности. Фонд «Жасыл Даму» канул в лету вместе с информацией о поступивших в него средствах. А сменивший в 2012 году Рыскалиева аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ заявил, что масштабная работа по озеленению областного центра продолжится.
Совсем недавно моя коллега Анастасия Пастухова, наконец, добилась от горакимата и руководителя ТОО «Атырау Зелен Строй» – победителя тендера на озеленительные работы в Атырау – ответов на некоторые вопросы, но главный вопрос, почему тендер на эти виды работ был проведён так поздно, остался открытым (см. «Атырау сохнет»).
ПАРК ОБРЕЧЁННЫЙ
Между тем и без того скудной зелени в Атырау становится всё меньше. Так, по мнению директора ТОО «ЭкоСтройСтандарт» Берикбая УМИРОВА, обречен на гибель небольшой парк в гектар, встречающий атыраусцев и гостей города перед зданием аэропорта. Практически вся живая изгородь из кустарников покрыта желто-красными стеблями повилики – сорняка, обвивающегося вокруг растения, внедряющегося в него присосками и питающегося его соками. Как мы убедились, растение-паразит местами уже проползло на деревья. И если кустарники уже, считай, погибли, то деревьям осталось в лучшем случае полтора-два года. Бороться с этим сорняком на этой стадии уже бесполезно. По словам Умирова, споры паразита после поверхностного удаления остаются в растении-«хозяине» и даже в земле, где находится корневая система.
– Раньше такие деревья пытались обрабатывать специальным гербицидом, но после этого гибли и сорняк, и само дерево, поэтому сейчас такие гербициды запрещены. Чтобы вновь осуществить здесь посадки, после выкорчевки деревьев нужно снять 10-сантиметровый слой грунта и только потом сажать, – комментирует Б. Умиров.
– А откуда могло занести этот сорняк?
– В основном его «завозят» с саженцами из южных регионов страны. Эти саженцы не проходят фитоконтроль. А в Астане, например, безопасность всех саженцев, которые завозятся для городского озеленения, будь то из Европы или из Шымкента, должна подтверждаться сертификатами о пройденном фитоконтроле. В случае заражения такого рода вызываются специалисты-лесопатологи, которые исследуют больные растения и дают свои рекомендации.
– А у нас есть такие специалисты?
– Конечно, мы их знакомили с этой проблемой. Они в курсе. Но городские власти и компании, занятые на озеленительных работах в Атырау, несмотря на преподнесенный в 2011-м урок, продолжают подходить к делу по-дилетантски. Нет научно обоснованного подхода, четкой регламентации действий в подобных случаях. Как у медиков, есть протоколы, что делать с больным человеком в определенных ситуациях.
– А такой план действий есть в других городах?
– Конечно, в Алматы, в Астане. И даже в Актау на озеленение выделяется в разы больше средств, чем в Атырау. А в Актобе, например, отдельная статья расходов предусмотрена на борьбу с тлей – около 26 млн тенге. Видите, как блестят листья? Это последствия заражения тлей, – показывает Умиров.
– А у нас сколько на борьбу с тлей выделяется?
– А у нас ноль. К зелени у нас относятся по остаточному принципу. И это при том, что есть такая мощная артерия для водоснабжения, как Урал. Если правильно сажать и ухаживать, вырастить можно всё, даже на таких тяжелых почвах, как в Атырау. Другой вопрос, что эти технологии не соблюдаются, как не выдерживаются требования составления тендерной информации, из-за чего тендеры проходят с опозданием. Соответственно не выдерживаются сроки посадок и ухода за зелёными насаждениями, как произошло в этом году. Тендер был проведен только в июне, хотя работу надо было начинать уже в апреле.
«ТЕНДЕР ПРОВЕЛИ С НАРУШЕНИЯМИ»
Кстати, после нынешнего тендера, победителем которого было признано ТОО «Атырау Зелен Строй», Б. Умиров обратился с заявлениями в Генеральную прокуратуру, Комитет финансового контроля министерства финансов и Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции. По его мнению, аналогичная жалоба стала причиной отмены итогов прошлогоднего конкурса по озеленению Атырау на сумму свыше 2 млрд тенге. Хотя формально аким области Бактыкожа Измухамбетов заявил, что причиной отмены тендера стало отсутствие поливочной системы, в начале года на брифинге в областной прокуратуре была озвучена иная информация – в частности о том, что в ходе мониторинга государственных электронных закупок были отменены результаты тендера по озеленению г. Атырау на сумму 2,2 млрд тенге. Причина – тендерная комиссия оказала неправомерное предпочтение одному из поставщиков.
«Конкурс 2015 года по уходу за зелёными насаждениями (заказчик – отдел ЖКХ г. Атырау) был вновь проведён с нарушениями. В частности, при публикации объявления о конкурсе не была предоставлена информация по видам, количеству, объёму работы по всем лотам. Это всё равно, что объявить тендер на строительство дома, но не обозначить количество этажей, квартир и площадь. Не представлены потенциальным поставщикам локальная смета, дефектный акт или дефектная ведомость. На наш запрос нам ответили, что эти данные будут позже, но мы их так и не получили. В результате мы не смогли дать реальную цену этим лотам, т. е. конкуренции не было. Более того работы, обозначенные в этом конкурсе, начались задолго до тендера – сажают цветы, стригут газоны и т. д. Или вот ещё пример: в марте 2014 года прошел тендер по замене живой изгороди у здания областного акимата и на пр. Сатпаева. Работы же по этому конкурсу начались осенью 2013-го, задолго до тендера. В результате они были проведены максимум на 30% и некачественно. Если была оплачена стопроцентная стоимость работ, то это преступление. Если же работы были оплачены по факту, то получилось неосвоение. Однако никто из лиц, принимавших решения, не наказан. Более того, основная часть этих людей даже получила повышение и трудится в управлении госзакупок по Атырауской области, т.е. регулируют госзакупки уже в масштабах области», – утверждает в своих письмах Умиров.
ЭТО НЕ ЦВЕТЫ, ЭТО БУМАГА
Об итогах проверок по этим заявлениям мы дополнительно сообщим (если, конечно, они будут проведены). Хотя даже просто проехавшись по городу, можно сделать вывод, как на самом деле обстоят дела с уходом за зелёными насаждениями. Например, шоком лично для меня и моих коллег стало открытие, что вместо обещанных 2 тысяч живых разноцветных петуний цветы на развязке вокруг цветочных часов, на которые в прошлом году было потрачено 20 млн бюджетных тенге – искусственные (см. «Время – деньги»). Так же, как и надпись «Атырау» на склоне развязки. Как я могла этого не заметить!
А трехсекционные вазоны, ударными темпами установленные в преддверии казахстанско-российского форума в Атырау, пошли трещинами и заросли травой. Между прочим, как тогда выяснил «АЖ», на подобные т. н. малые архитектурные формы из бюджета было выделено 90 млн тенге (см. «Не город красит акима, а аким – город»). В частности, на сайте госзакупок размещался лот на приобретение 167 различных видов тары по цене 534 645 тенге за единицу.
Неужели, это те же вазоны?
Безрадостная картина буйства сорняков сегодня практически везде: перед выстроеннымк форуму Дворцом торжеств, перед областным акиматом, вдоль центрального проспекта Сатпаева. Или взять парк в мкр. Алмагуль. Представьте, он существует и содержится из бюджета! И даже целых 8 лет. Только зелени там – раз-два и обчелся. Но средства на его содержание и ежегодное озеленение, судя по чистоте территории и саженцам, правда – высохшим, выделяются.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА