Атырау, 18 апреля 17:43
 ясноВ Атырау +21
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

Дауржан Аугамбай: «При этой системе мы ничему не научимся»

9 653 просмотра

Image 0Падение цен на нефть сильно ударило по экономике Казахстана. Согласно данным Национального банка РК, в 4-м квартале 2014 года объемы прямых иностранных инвестиций в нефтедобывающую отрасль упали в 4 раза. Практически все ведущие нефтегазовые компании, в том числе базирующиеся в Атырауской области ТОО «Тенгизшевройл» и оператор Северо-Каспийского проекта NCOC, сокращают свои капитальные и текущие затраты на 15-20%.

Особенно остро давление низких цен на нефть ощущают отечественные нефтесервисные компании.

«ИДЁТ ВЫДАВЛИВАНИЕ НАШИХ КОМПАНИЙ»

Недавно в Астане состоялись парламентские слушания «Проблемы и перспективы развития нефтегазового сектора Казахстана». Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана KAZSERVICE Дауржан АУГАМБАЙ в своем докладе обрисовал депутатам и членам правительства проблемы отечественной нефтесервисной индустрии. Мы связались с ним и задали несколько вопросов.

– Какие первоочередные проблемы вы озвучили на парламентских слушаниях?

– Прежде всего – необходимость на законодательном уровне закрепить определение «нефтесервисная отрасль» и рассматривать наши вопросы отдельно и на системной основе. Отрасль, в которой работает 150 тысяч человек, а с членами семей это примерно 500 000 человек, вносит свой вклад в ВВП в размере примерно 5%. Также мы предлагаем принять меры государственной поддержки, которая предполагала бы вовлечение местных компаний в проекты расширения. Отечественные компании сегодня вынуждены нести расходы и простаивать из-за сокращения объемов контрактов, на которые были потрачены большие деньги.

Ещё одна серьезная проблема – это выдавливание наших компаний с рынка. Вследствие снижения цен на нефть возросли риски массированной экспансии на казахстанский рынок трудовых ресурсов со стороны зарубежных компаний. Куда пойдут и уже устремились российские инжиниринговые и сервисные компании? Вовсе не на рынки Европы, а в соседние страны. Идёт демпинг и выдавливание казахстанских компаний и специалистов со своего внутреннего рынка. А в ближайшее время после вступления Казахстана в ВТО остро встанет вопрос о казахстанском содержании. На рынок выйдут китайские компании, но это отдельный вопрос.

Всё усложняется тем, что за годы независимости не были сформированы национальные чемпионы, которые могли бы поддержать и диверсифицировать экономику страны в период падения цен на нефть.

В стране имеется ряд инжиниринговых, строительных и производственных компаний, которые смогли бы стать фундаментом для развития других, более мелких компаний. Нужно принципиально договориться с иностранными недропользователями о необходимости развития крупных отечественных компаний, которым требуется трансфер технологий и доступ к крупным контрактам.

И наконец, на наш взгляд, необходим единый орган с реальными регуляторными и надзорными полномочиями и единой координацией деятельности недропользователей. При существующем положении дел реальные полномочия и ресурсы оказываются размытыми и несбалансированными.

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ – 50 НА 50»

– В условиях низких цен на нефть, когда компании оптимизируют затраты, в каких проектах могут участвовать казахстанские нефтесервисники?

– Это расширение Тенгизского месторождения на сумму более 38 млрд долларов, 3-й этап Карачаганака на сумму почти 10 млрд долларов, 2-я фаза освоения Кашаганского месторождения. А вовлеченность отечественных компаний может быть достигнута за счет определения на законодательном уровне четких минимальных порогов казсодержания с детализацией по ТРУ (товарам, работам и услугам) в процентном содержании. Эта мера позволит контролировать реальную степень вовлеченности отечественных компаний и отслеживать исполнение обязательств недропользователями. С другой стороны, отечественные компании получат мощную поддержку и мотивацию для развития. До тех пор, пока мы не окажем содействия своим компаниям, мы будем платить иностранным компаниям, которые в основном выводят средства за рубеж. В результате наши компании ничему не научатся, и через несколько лет широкий пласт работ и услуг, которые сейчас еще как-то выполняются отечественными компаниями, может просто исчезнуть.

Если говорить об этапах освоения крупных месторождений, они проходят по одной схеме: выбор концепции, эскизное и детальное проектирование, закуп оборудования, строительство и техническое обслуживание. На этапах выбора концепции и эскизного проектирования казахстанские компании практически не участвуют. Эти работы в основном выполняются за рубежом. В этой связи предлагается на законодательном уровне закрепить выполнение не менее 50% данной работы в Казахстане и с участием казахстанских компаний. Соответственно мы увидим развитие казахстанской инжиниринговой школы и инжиниринговых центров.

В поставках оборудования на крупные нефтегазовые проекты казахстанские заводы практически не участвуют, и доля местного содержания составляет не более 10%. Здесь нужно нам всем работать, министерству, нефтегазовым компаниям и ассоциациям, чтобы поощрять зарубежных производителей к локализации их продукции.

На этапе строительства уже наметился позитивный тренд, уже существуют казахстанские компании, которые могут выполнять большие генподрядные объёмы, но все равно мы видим, что крупные строительные работы отдаются зарубежным компаниям.

«ЧЕМ МЫ ХУЖЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ?»

– На конференции «Казнефтегазсервис-2015» в Атырау ваш Союз поднимал вопрос о том, кого считать казахстанскими подрядными компаниями. Вы имели в виду, что иностранные компании открывают в Казахстане филиалы, позиционируя себя как казахстанские, а по факту проектные деньги таким образом уходят из страны?

– В законе отражено, что под казахстанским предприятием понимается такое, где не менее 95% по фонду оплаты труда платится казахстанским гражданам. Однако зарубежный ЕРС-подрядчик может спокойно выплачивать зарплату иностранным сотрудникам через головной офис или рекрутинговые агентства, и это не будет отражаться в отчетности. Мы предлагаем законодательно определить, что казахстанской подрядной компанией является та, в которой казахстанскому гражданину или государству принадлежит не менее 50%. К примеру, такое определение есть уже в СРП по Кашаганскому месторождению. И нужно закрепить во всех значимых документах (к примеру, в СРП), чтобы строительные работы отдавались казахстанским компаниям.

И не надо оглядываться на ВТО. Даже члены ВТО применяют такое определение. К примеру, в Саудовской Аравии для работы подрядной компании в нефтегазовой сфере требуется местный партнер, и они защитили эти нормы при вступлении в ВТО в 2005 году и успешно применяют. А если казахстанская сторона не смогла отстоять эти нормы, как это сделала Саудовская Аравия, то значит, не до конца были защищены интересы отечественного бизнеса. И данный момент очень сильно волнует наши отечественные предприятия.

Отдельный вопрос – о прозрачности закупок. Можно разделить инвесторов на две категории: на информационно прозрачные в части казсодержания и на закрытые, которые не предоставляют никакую информацию. Создается впечатление, что в одном доме построен еще один дом. Говоря о последней категории, мы подразумеваем китайские компании, работающие в Актюбинской и Кызылординской областях, которые в основном привлекают китайские подрядные компании.

– Расскажите немного о вашем Союзе. Какое количество компаний в нем состоит? Какая работа проводится?

– На сегодняшний день членами Союза являются более 100 крупных и средних компаний, работающих в Казахстане.

Основной текущей деятельностью Союза являются продолжение взаимодействия с государственными органами, с Национальной палатой предпринимателей Казахстана и с недропользователями.

Мы постоянно реагируем на сигналы, поступающие от наших членов, и в ближайшее время поднимем самый проблемный вопрос, который сегодня волнует многих. Речь идёт о проблемах, с которыми сталкиваются отечественные компании при взаимодействии с крупнейшим китайским недропользователем.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

1 июля 2015, 15:16

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz