Атырау, 21 ноября 18:36
 ясноВ Атырау +3
$ 495.20
€ 522.34
₽ 4.94

«Беда, если весь дом участвует в ремонте»

8 313 просмотров

Image 0Общественный фонд «Центр бюджетного планирования и экономического мониторинга» провёл презентацию результатов социального аудита в сфере ЖКХ. Интересно, что руководитель Ассоциации КСК г. Атырау выразила большие сомнения в целесообразности социального аудита, т. е. активного привлечения жильцов при капремонте домов.

ПРОГРАММА ЗА ПРОГРАММОЙ

Проект заключается в мониторинге и анализе развития города Атырау, в частности, на примере термомодернизации. Смысл в том, чтобы жители активно участвовали в мониторинге качества проводимого в доме ремонта. Во-первых, этот механизм, по мнению разработчиков, помогает систематизировать жалобы и предложения; во-вторых, обеспечивает прозрачность и подотчетность процесса; в-третьих, повышает гражданскую ответственность жителей. Пилотный проект в Атырау был начат в январе нынешнего года, для обучения механизму аудита председателей КСК приезжала известный эксперт Шолпан АЙТЕНОВА. Все КСК, конечно, за проведение капитального ремонта своих домов, так как большая часть жилищного фонда была построена в 60-80-х годах прошлого века и нуждается в обновлении. В жилищном фонде Атырау сегодня 922 многоквартирных дома. На ремонт одного дома необходимо 30-38 млн тенге. А на реализацию программы модернизации жилфонда требуется более 27 млрд тенге.

Первая программа термомодернизации утратила силу уже менее чем через год после принятия, вторая действовала до 2014 года, а затем её отменили с принятием Комплексной программы развития регионов до 2020 года. Особенностью Комплексной программы стало то, что предусматриваются только два вида работ по ремонту жилых домов: минимальный и максимальный. В минимальный пакет входят утепление кровли, ремонт подъезда, подвала, а в максимальном прибавляются ещё ремонт фасада и лифта. Как показывает опыт последнего года работы, жесткие рамки, в которые поставили жильцов, вынуждая выбирать лишь один из двух вариантов, их не устраивают. Они хотели бы сами выбирать, что именно необходимо отремонтировать в доме.

«НАДО ИДТИ В РАЙОНЫ»

Руководитель областного управления энергетики и ЖКХ Акылбек БАЙШАХАНОВ (на снимке) рассказал о реализации программы термомодернизации в 2011-2014 гг.

Первоначально для проведения капитального ремонта в доме требовалось согласие 70% жителей, причем предварительно договоры не заключались. В итоге многие отказались платить за ремонт, а именно на эти возвратные средства планировалось продолжать программу в следующие годы. В 2011-2012 годах было отремонтировано 45 домов, в 2013-м – три дома и девять лифтов в мкр. Алмагуль, в 2014-м – 20 домов, два из них на возвратные средства жильцов.

В связи с экономическим кризисом сокращаются многие программы, на термомодернизацию тоже выделяется меньше средств. Поэтому нам необходимо улучшить возврат средств, – говорит А. Байшаханов. Ещё одной задачей, по его мнению, является продвижение этой программы в районах области. Там жилищный фонд тоже нуждается в капремонте, но добиться согласия жителей ещё сложнее, чем в городе.

Весной общественный фонд Zertteu Research Institute провел опрос 305 жителей пяти домов, участвующих в термомодернизации. Дома находились на разных стадиях процесса – где-то работу только планировали начать, где-то уже завершали. Большая часть жителей – 92% – знала о программе, хоть и не во всех подробностях. 70% были согласны на капитальный ремонт дома. Но об условиях возврата средств, потраченных на ремонт, знали только 76% опрошенных.

– 61% жителей не участвовал в выборе инициативной группы, которая должна контролировать проведение работы. О компании-подрядчике знает примерно половина жильцов, при этом абсолютное большинство не имеет понятия о графике работы, – говорит представитель Zertteu Research Institute Жанибек ХАСАН. Качеством ремонтных работ были довольны лишь 10%, недовольны – 63%, остальные затруднились ответить. Опрошенные жаловались на то, что ремонтники зачастую никак не реагируют на замечания жителей, оставляют после себя строительный мусор.

В НЕПЛАТЕЛЬЩИКАХ ЧИНОВНИКИ И ПРОКУРОРЫ

– Возможно, у меня устаревшие взгляды, но я противник того, чтобы давать свободу населению, когда принимаются серьёзные решения по ремонту дома, по тарифу. Монополисты каждый год поднимают свои тарифы, магазины каждый день поднимают цены. А мы 10 лет сидим на одном тарифе, потому что он должен быть утверждён собранием жителей. В таких условиях мы никогда не продвинемся в этом вопросе и не сможем нормально содержать дома, – высказала свою точку зрения председатель Ассоциаций КСК Атырау Гульнар САЛИХОВА. – Точно так же и с термомодернизацией. С этим социальным аудитом нужно быть осторожнее. Завтра начнётся: мы не знаем подрядчика, графика, каждый будет выдвигать свои требования: одному не нравится цвет краски в подъезде, второй будет требовать плитку от первого этажа до пятого. В итоге весь дом будет участвовать в ремонте, и он будет тянуться два года.

По её словам, КСК сегодня не имеют рычагов воздействия на жителей для сбора квартплаты. В Атырау 65 КСК, 44 из них входят в Ассоциацию. Общий долг жильцов этих 44 КСК составляет 211 млн тенге. По подсчетам председателей, на эти средства можно было бы построить восемь пятиэтажек. Аккуратнее всего платят пенсионеры. Ряды неплательщиков разношерстные – есть среди них даже работники акиматов, прокуратуры, предприниматели. И завтра термомодернизация, как сегодня содержание домов, вновь ляжет на плечи пенсионеров. Ассоциация КСК г. Атырау внесла свои предложения в проект изменений законодательства о жилищных отношениях, разрабатываемый сегодня. Во-первых, по термомодернизации – чтобы лица, не подписавшие договор, оплачивали услуги АТЭЦ по норме потребления, а не по приборам учета. Во-вторых, ограничить задолжников в их правах пользования общим имуществом, а грубо говоря – отрезать им свет. В данное время этим очень действенным рычагом пользуются энергетики – в результате мы единственный регион, в котором нет задолженностей по оплате электричества и тепла.

НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ

В итоге собравшиеся пришли к выводу, что необходимо повышать информированность населения – акиматы должны в доступном виде доносить результаты программы термомодернизации до горожан. Инициативные группы должны иметь возможность участвовать в отборе подрядчиков. Графики работы подрядчикам нужно согласовывать с жителями домов. И деятельность КСК должна быть более прозрачной, население должно иметь возможность ознакомиться с поступлениями и расходами кооперативов. Правда, обязанность КСК ежеквартально отчитываться в своей деятельности перед каждым жителем, уже закреплена законодательно с 2015 года. И эта норма пришлась не по душе работникам КСК.

– Раньше мы должны были отчитываться раз в год, сейчас четыре раза в год, причем перед каждым собственником квартиры. Но это нереально, так как влечет дополнительные расходы. Отчет нужно готовить, набирать, распечатывать, разносить по домам. Поэтому мы решили вывешивать отчет на кассе, люди будут приходить оплачивать эксплуатационные расходы, заодно и ознакомятся, – говорит Гульнар Салихова.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

18 июня 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.