Атырау, 24 апреля 21:40
 ясноВ Атырау +13
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Как нам выбраться из болота?

18 278 просмотров

Image 0Последствия ливня в Атырау до сих пор ощущают на себе несколько десятков семей, оставшихся без крова. Долгожданные дороги, при строительстве которых поднимался грунт, стали своего рода западнёй: многие дома оказались в низине. Мы обратились к ветерану гидрогеологии Едиге САБУРОВУ (на снимке) с вопросом, как можно осушить город и избежать последствий потопа. Его ответ стал для нас неожиданным.

УРОВЕНЬ ГРУНТОВЫХ ВОД

По данным атырауских синоптиков, в ночь с 11 на 12 мая выпало 55 мм осадков. Представьте толщу воды высотой 5,5 см. Не впечатляет? А теперь умножьте эту цифру на площадь всего города, включая сельские округа (по данным городского отдела архитектуры и градостроительства – 25 тыс. га). Получается колоссальная цифра – 13,75 млн кубометров воды выпало за одну ночь. Прибавьте сюда плохую испаряемость (т. к. в те дни было прохладно), высокий уровень грунтовых вод на территории всего города, слабую дренирующую способность и низкую проницаемость почвы. Воде попросту некуда деться.

По самым последним данным, коммунальщики смогли откачать всего 302 тыс. кубометров – по сравнению с тем, что выпало, – капля в море. Чтобы откачать всю воду, один камаз 10-тонник должен был совершить 1 375 000 рейсов, что нереально. Понятно, что большая часть воды все-таки впиталась в почву…

Редакция «АЖ» направила запрос в Межрегиональный департамент «Запказнедра» (профильное ведомство Комитета геологии и недропользования РК) об уровне грунтовых вод в Атырау. К сведению, замеры грунтовых вод для этой организации выполняет его подрядчик – ТОО «Атыраугидрогеология» (бывшее госпредприятие «Гурьевская гидрогеологическая экспедиция»).

Приводим ответ межрегионального департамента: «МД «Запказнедра» касательно информации по поводу грунтовых вод в г. Атырау сообщает: изучение режима грунтовых вод в условиях городской застройки проводится по 58 режимным скважинам государственной сети мониторинга подземных вод (ГМПВ), расположенным в черте города в рамках работ по объекту «Изучение режима и баланса, состояния и рационального использования подземных вод в Атырауской области».

Замеры уровня грунтовых вод, согласно проекту, выполняются три раза в месяц. В прилагаемой таблице приведены данные режимных наблюдений, проведенных 8 и 15 мая 2015 г. В последней графе таблицы указана разница между ними, т. е. величина повышения уровня грунтовых вод за недельный срок.

После прохождения проливных дождей на территории города экстремально высокие уровни зафиксированы на отметках 0,25-0,5 м».

Если посмотреть на таблицу, можно увидеть, в каких районах грунтовые воды расположены близко. К примеру, угол ул. Майлина и Амандосова (это весь частный сектор на Первом участке в сторону мкр. Алмагуль): до дождя скважины, расположенные в этом районе, показывали отметку 30-45 см, после дождя – 23-40 см. По улице Курмангазы (напротив рынка «Мерей») после дождя уровень воды поднялся на 73-86 см. В некоторых районах грунтовые воды поднялись ещё выше – на 1,10-1,30 м. Однако, по словам гидрогеологов, здесь играет роль близость к Уралу (например, ул. Айтеке би) и подъем уровня воды в реке в дни весеннего паводка.

Что касается основных причин и источников подтопления города, в Запказнедра ответили следующее: «По данным отчёта по объекту “Изучение режима и баланса, состояния и рационального использования подземных вод на территории Атырауской области", современная территория города располагается в пределах аккумулятивной морской и аллювиально-дельтовой равнины, сформировавшейся под воздействием периодических трансгрессий Каспийского моря и процессов, связанных с деятельностью реки Урал.

В литологическом и фациальном отношении верхняя часть разреза до глубины 20 м характеризуется большой неоднородностью слагающих его пород: глинами морского и континентального происхождения, суглинками, супесями, песками дельтового, аллювиального, озерного и сорового генезиса. Гидрогеологические условия территории города Атырау отличаются своей сложностью. Во-первых, площадь городской застройки сложена тонкодисперсным материалом, обладающим низкими фильтрационными свойствами. По данным опытных откачек величины коэффициента фильтрации следующие: для глин – 0,1 м/сутки, для суглинков – 0,25 м/сутки, для супесей – 0,5 м/сутки и для песков – 1,0 м/сутки.

Гидрогеологический разрез под городом представлен глинами – 35%, суглинками – 30%, супесями – 25% и песками – 10%. Средневзвешенное значение коэффициента фильтрации для городской территории составляет 0,33 м/сутки. Однако резкая фациальная изменчивость в разрезе приводит к тому, что коэффициенты фильтрации меняются в широких пределах. Во-вторых, территория слабо дренируется, гидравлические уклоны составляют 0, 00004-0,00008 м на 1 км. В таких условиях дренирующие влияния русла реки прослеживаются не более чем на 200 м от уреза реки. Обводненными являются все литологические разности.

В результате всего комплекса факторов для городской территории характерно наличие локальных участков высокого положения грунтовых вод. По данным многолетних наблюдений можно отметить расширение их площади. Режим уровней в годовом цикле в силу их высокого положения характеризуется быстрой реакцией на малейшее выпадение осадков и дополнительную инфильтрацию вод за счёт утечек из водопроводных сетей и полива зелёных насаждений.

В сложной гидрогеологической и инженерно-геологической обстановке, сформировавшейся в условиях городской застройки, достаточно небольшого количества атмосферной влаги или техногенных вод, проинфильтровавшейся в грунты, для заметного подъема уровня грунтовых вод. При обильных атмосферных осадках вода из ливнестоков в некоторых местах может просачиваться в грунт и формировать локальные горизонты грунтовых вод, типа «верховодки», что в свою очередь может вызывать многочисленные негативные последствия, такие, как подтопление, вторичное засоление участков».

КАМАЗАМИ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШИТЬ

Вот что говорит гидрогеолог Едиге Сабуров:

– Возьмём самый центральный район города, проспект Сатпаева, условно – отрезок длиной 2 000 метров. Ширина стока воды с каждой стороны проспекта – примерно по 150 метров (все цифры я беру по минимуму). Кругом все заасфальтировано, вода со всей этой площади, в том числе из близлежащих домов (высоток и частных), стекает в самую низкую точку – на проезжую часть. Если и имеется открытый грунт, то он уже насыщен подземными водами. В ту майскую ночь выпало 55 мм осадков, получается, что со всех сторон стекает 33 тысячи кубометров воды. Чтобы осушить воду на этом отрезке, один 10-кубовый камаз должен совершить 3 300 рейсов в день. Если считать, что в день в среднем один такой камаз будет откачивать 100 «кубов», нам нужно будет 330 камазов только на осушение части проспекта Сатпаева.

Чтобы осушить воду по всему городу, нужно порядка 3-4 тысяч камазов. Теперь спросите у налогоплательщика, к примеру у меня, готов ли я платить из своего кармана за эти машины отвечу: нет. Мы всегда абстрагируемся от бюджета, считая его ничейным, а ведь он наш. Никто такое количество камазов покупать не будет. Значит, проблема не в камазах.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ОЗЕЛЕНЕНИЕ. Известно, что деревья, корнями отсасывая воду из почвы, испаряют через листья большое количество воды. Уровень воды можно снижать без затрат за счёт растений. Где растения, там происходит разрыхление грунта, благодаря корням земля становится как губка. Растения – это богом данный насос.

ДРЕНАЖ. С этим у нас тоже непросто. Есть несколько видов дренажа. Горизонтальный: укладывается перфорированная труба, вода стекает в колодец и оттуда откачивается. В наших условиях, чтобы уложить одну такую трубу на глубину 2,5-3 м, с учётом всех уклонов (иначе вода не будет стекать), нам придётся перерыть каждую улицу и вычерпать на поверхность тысячи тонн жижи. Есть специальные расчёты, автор которых заслуженный гидротехник Нугман КАРАБАЛИН. Я убедился в его правоте на собственном опыте. Горизонтальный дренаж в наших условиях невозможен. Есть лучевой дренаж – но это очень дорогое удовольствие.

Вертикальный дренаж может только локально решить проблему. Есть ещё один выход – строить под землей, как в Санкт-Петербурге, Париже, обводящие подземные каналы. Выглядит как тоннель в метро, здесь все коммуникации, трубы, телефон, в середине – канава, по которой текут сточные воды.

В наших условиях, я думаю, это опять же нереально по стоимости. Но если вспомним историю Парижа, то во все века до Наполеона город тонул в фекалиях, людей косили эпидемии, и только император начал строить тоннель.

ВЫ НАЗЫВАЕТЕ ЭТО «СЕПТИК»?

У нас в частном секторе в каждом дворе есть «септик». Мы роем яму, обкладываем её ракушеблоком или закладываем металлическую бочку. Часто, чтобы сэкономить на вакууме, делаем зазоры между камнями или отверстия в бочке, чтобы вода потихоньку уходила в почву. Но есть специальные строительные нормы и правила, которые строго соблюдаются в других городах. Например, в Таразе подземные воды очень пресные: люди во дворе из скважины качают воду. Там строго следят, чтобы фекалии не попадали в грунтовые воды. У нас считают, что раз нет пресной воды, будем сливать. Сливаем. Вроде экономического вреда нет. Но когда септик наполнен, вода из него, словно по капиллярам, уходит в грунт. Уровень воды поднимается, грунта загрязняется. Даже если септик откачали, загрязненная вода в грунте осталась. И септики у нас нестандартные, в них нет циркуляции воздуха. Идет постоянный процесс гниения, там такие бактерии размножаются! Бактерии очень живучие. В советское время, когда какую-нибудь старую могилу смывало, при перевозке останков соблюдали особую осторожность, опасались чумы, холеры. У нас в этом смысле опасный регион. И вот эта загрязненная вода насыщает грунт вокруг септика и когда-нибудь может выступить на поверхность. Стоит заболеть одному-двум – и зараза моментально распространится. Теперь, когда на кону стоит наша жизнь, мы спрашиваем, дорого ли нам строить подземный тоннель или хотя бы централизованную канализацию? Надо исходить из того, насколько мы ценим свою жизнь. Я понимаю, что жизнь среднего казахстанца примерно в сотни раз дешевле, чем жизнь среднестатистического европейца.

Давайте проследим историю города: купец основал населённый пункт, чтобы рыбу ловить. Поселение было привязано к экономике рыбного хозяйства. И вот разросся город и даже стал областным центром. Но его улицы всегда тонули в грязи. Так было и в советское время. Но тогда спасало то, что асфальта практически не было.

НАДО УХОДИТЬ НА СЕВЕР

Я не знаю, как можно осушить и спасти город от воды. Грунт насыщен, воду не принимает, поверхность ровная, строить дренажную систему или тоннель очень дорого. Выход один: нужно строить новый город в другом месте. При этом начинать с коммуникаций и обязательно учитывать водоотвод. Например, если по водопроводу подали 100 «кубов «воды, столько же должно отводиться – с учетом осадков. У нас без конца разрабатываются генпланы, но никто не думает о водоотводе – нет такого понятия. Вместо него септики. Нужны централизованная канализация и современные поля испарения.

Идея нового города не моя. На заре независимости я был в степи по работе и встретил там первого руководителя области с группой. Спросил, что они там делают. «Вот, – говорит, – ищу место, куда можно перенести город».

При разговоре с местными агрономами спр осите, где у нас почва менее агрессивная. В ответ услышите, что за Жалгансаем и выше по реке на север.

Из города мы так или иначе уйдём: через 10 лет или 20, не знаю, но уйдем. Причин несколько: высокая плотность застройки; узкие улицы; невозможность строить современные транспортные системы и коммуникации. Уже сейчас наблюдается транспортный коллапс.

Про экологию не буду много говорить. Уважаемый Муфтах ДИАРОВ постоянно повторяет об опасной близости города к заводам. Другая опасность – российские водохранилища. В верховьях Урала есть несколько водохранилищ, там каждый регион РФ в случае ЧС имеет право самостоятельно принимать решение по открытию шлюзов. И если эта самая ЧС случится, вода смоет все хилые дамбочки, которые мы построили.

Вернемся к септикам. Даже если мы сделаем дренаж, возникает вопрос, куда эту воду отводить. Она солёная, загрязнённая. Если объехать город, то можем увидеть т. н. экологический «пояс шахида»: выброс мусора никто не контролирует; повсюду оранжевые машины, сливающие воду из септиков. Мусор и нечистоты скапливаются, их разносит ветром и бесконтрольно гуляющая скотина. В один момент всё может «взорваться» эпидемией.

Если мы хотим будущего для себя и потомков, то новый город должен быть. Давно нужно было смоделировать ситуацию, какая случилась после ливня, составить карту, высчитать площадь подподтопления... Многочисленным экологическим НПО нужно собраться и пригласить аксакалов, которые многое знают, у них куча ценной информации.

АЛДАМЖАРОВ: БЫЛА КОГДА-ТО ТАКАЯ ИДЕЯ

Мы связались с автором идеи переноса города. Им оказался Газиз АЛДАМЖАРОВ, в 1990-1991 гг. работавший первым секретарем Гурьевского областного комитета Компартии Казахстана. Сейчас он живет в Алматы, вплоть до прошлого года возглавлял Коммунистическую партию Казахстана.

– Газиз Камашевич, вы действительно хотели перенести город?

– Да, это была когда-то моя идея. Любой город можно чистить, подметать, ремонтировать главные улицы. Но пройдет дождь и покажется его истинное лицо: грязь и огромное скопление воды из-за отсутствияканализационного дренажа. Не раз были попытки строительства дренажа, но они остались незавершенными из-за грунта. В свое время специалисты объяснили причины, почему вода не уходит. Дело в том, что в городе через метр-полтора есть стекловидный слой, не пропускающийводу, что былоподтверждено соответствующими специалистамииз Ленинградского института гидрогеологии. Уже тогда появилась мысль о переносе города, и, чтобы окончательно убедиться, мы пригласили их. Ленинградские гидрогеологи изучили грунт и предложили несколько вариантов осушки города. Они предлагали поделить город на квадраты, прорыть по периметрам квадратов каналы (не такие арыки, как сегодня в городе, представляющие собой место для сбора воды и гниющих отходов), которые выполняли бы роль дренажа. Второй вариант: вертикальный дренаж.

На мой вопрос, какой вариант будет лучшим, они ответили, что лучше всего перенести город с учётом колебаний уровня воды Каспия, изменением климата и больших паводков. Мы начали работать над этим. В это время начало развиваться Тенгизское месторождение, и в связи с этим я внес предложение на уровне высшего руководства страны: одновременно с освоением Тенгиза строить новый город и дорогу для электричек.

Местом для нового города планировалось выбрать Махамбетский район (где 16-йили 17-й аулы, практически напротив Сарайчика), потому что там глубина залегания грунтовых вод очень большая. Возили туда специалистов. Я собирался дать задание архитекторам запланировать строительство города на 250-300 тысяч человек. Идея этого проекта генплана была следующая: основная административная часть города располагалась бы у берега, и от нее лучами планировалось строительство в разные стороны. Никто не был против. Многие специалисты, которые в то время работали в обл- и горуправлении архитектуры и ездили со мной в 16-й аул, вероятно, помнят об этом. Я думаю, если бы удалось осуществить перенос, город бы там получился исключительный.

– На какие средства собирались строить город, были ли примерные подсчеты?

– До подсчетов не успели дойти. Но идея была вот в чем. Тогда я настаивал, чтобы 30% прибыли от Тенгиза хотя бы на 10 лет разрешили оставлять на местном уровне, чтобы развивать социальную сферу, строить жилье, ведь местные жители имеют право на достойную жизнь. Для развития региона и этого вопроса был создан республиканский нефтяной концерн в г. Атырау, а также решался перенос головных офисов нефтегазовых компаний в Атыраускую область. С моим уходомс должностимногие офисы автоматически переехали в Алматы.

Идея строительства нового города была озвучена мной на заседании исполкома и на уровне правительства. Везде было получено устное согласие. Тогда стоял вопрос строительства вахтовых поселков на Тенгизе, развитияКульсары. Мы говорили, что не надо мучить людей, зачем их загонять в зону, где невозможно жить, предложили сконцентрировать все средства на строительстве нового города, пустить электрички: утром сел и через 2 часа уже на работе. Я не соглашался на условия, на которых сегодня работает Шеврон. Этот договор за семью печатями, ведь месторождение практически отдано за гроши. А новый прекрасный город тогда можно было построить.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото автора


Таблица уровней грунтовых вод по состоянию на 15.05.2015г.

п/п

Адреса скважин

№№ скважин

Глубина до уровня воды в скважинах, м

Повышение уровня, м (+)

Замеры, произведен-ные 8 мая

Замеры, произведен-ные 15 мая


Пост Атырауский, уч. городская застройка (левобережье)


1

мкр. Привокзальный, район школы-сада №2,

ул. Бергалиева

16

17

19

1,06

1,0

1,12

1,0

0,97

1,04

+0,06

+0,03

+0,08

2

ул. Темирханова (напротив гостиницы «Шагала», набережная)

93

2,0

1,20

+0,80

3

угол ул. Темирханова и Мамекулы

94

1,25

1,05

+0,20

4

проспект Бейбарыса (под мостом Алиева)

96

98

0,80

0,92

0,70

0,62

+0,10

+0,30

5

ул. Момышулы

(ост. «Светлана»)

97

1,25

1,10

+0,15

6

угол ул. Махамбета и Уалиханова

188

188А

1,48

1,37

1,20

1,05

+0,28

+0,32

7

угол ул. Майлина и Амандосова

189

189А

0,30

0,45

0,23

0,40

+0,07

+0,05

8

ул. Канцева

190

190А

1,43

1,45

1,20

1,18

+0,23

+0,27

9

ул. Абая (облвоенкомат)

191

1,32

1,20

+0,12

10

ул. Дружбы

192

193

0,65

1,03

0,43

0,97

+0,22

+0,06

11

ул. С.Датулы

194

1,18

1,08

+0,10

12

ул. Смагулова (р-н БСМП)

195

196

2,74

2,01

2,08

1,91

+0,66

+0,10

13

р-н КазНИПИнефть

197

1,31

1,30

+0,01

14

угол ул. Махамбета и Досмухамедова

198

1,22

1,18

+0,04

15

ул. Алипова

199

1,20

0,68

+0,52

16

ул. Махамбета

200

1,63

1,19

+0,44

17

ул. Смагулова (р-н ТЦ «Агила»)

201

1,23

1,0

+0,23

18

пр. Азаттык (р-н ТЦ «Сауран»)

203

1,20

0,92

+0,28

19

ул. Ауэзова

204

0,95

0,90

+0,05

20

ул. Ауэзова (стадион «Мунайшы»)

205

1,59

1,46

+0,13

21

ул. Ауэзова (Жилгородок, конечная остановка)

206

1,97

1,84

+0,13


Пост Атырауский, уч. городская застройка (правобережье)


22

угол ул. Досмухамедова и пр. Досмухамедова

42

0,93

0,56

+0,37

23

угол ул. Пушкина и Джансугурова

43

1,42

1,15

+0,27

24

ул. Айтеке би (набережная)

90

91

92

3,45

3,34

3,46

2,35

2,02

2,45

+1,10

+1,32

+1,01

25

ул. Джангельдина

101

2,95

2,24

+0,71

26

ул. Курмангазы

103

1,98

1,43

+0,55

27

на автодороге Атырау -аэропорт (напротив «Тойота Центра»)

104

2,32

2,15

+0,17

28

на автодороге Атырау -Еркинкала

119

167

1,68

1,0

0,95

0,62

+0,73

+0,38

29

ул. Курмангазы (напротив рынка «Мерей»)

168

169

1,23

1,38

0,50

0,52

+0,73

+0,86

30

ул. Курмангазы (за ТРЦ «Тамаша»)

170

170А

1,56

1,30

1,06

0,36

+0,50

+0,94

31

ул. Айтеке би (район АГУ им. Х. Досмухамедова, перед 21- этаж. домом)

171

3,0

2,70

+0,30

32

ул. Кулманова (перед Сбербанком)

174

1,60

1,23

+0,37

33

угол ул. Байтурсынова и Жарбосынова

176

176А

0,90

0,93

0,60

0,56

+0,30

+0,37

34

угол ул. Кулманова и Пушкина (возле БТА банка)

177

177А

1,0

1,40

0,87

1,32

+0,13

+0,08

35

угол ул. Досмухамедова и Пушкина

179

1,88

1,63

+0,25

36

угол ул. Товарищеская и Досмухамедова

180

0,91

0,63

+0,28

37

ул. Курмангазы

181

181А

1,45

1,70

1,31

1,55

+0,14

+0,15

38

угол ул. Тулебаева и Гагарина

182

1,57

1,22

+0,35

39

угол ул. Молдагуловой и Макатаева

184

1,96

1,87

+0,09

4 июня 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz