13 апреля на базе ТОО НИИ «Каспиймунайгаз» в п. Бирлик состоялась церемония открытия первого в Казахстане геохимического лабораторного комплекса международного уровня – совместного инновационного проекта «Шелл» и «КазМунайГаза».
ПЕРВОЕ РЕШЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРНАДЦАТИ
Проект осуществлен в рамках реализации «Дорожной карты Научно-технологического развития добывающего сектора нефтегазовой отрасли Казахстана».
Впервые «Дорожная карта…» была предложена нидерландско-британской компанией «Шелл» в декабре 2009 года на очередном заседании Совета иностранных инвесторов. В ходе совместной работы с казахстанской стороной было выделено 15 приоритетных технологических задач, общая выгода от решения которых, которых, по мнению «Шелл», может составить десятки миллиардов долларов.
Первой из решенных задач и стала геохимическая лаборатория, оборудование которой целиком поставила и установила компания «Шелл». Выполнить ещё 14 Нурсултан НАЗАРБАЕВ призвал остальных инвесторов.
На церемонии открытия среди гостей, в основном геологов и нефтяников, царило радостное возбуждение. Они отмечали своевременность появления такой лаборатории, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве, в свете ближайших планов КМГ добывать нефть на «глубине».
– Конечно, это фундамент для изучения керна (образец горной породы, извлеченный из скважины). Это важно для понимания того, что происходит на глубине. Если мы не подтвердим геофизические исследования керном, то к ним нет доверия. Такова на сегодняшний день позиция государственной комиссии по запасам (ГКЗ), – пояснил нам один из гостей из Алматы.
По словам заместителя председателя концерна «Шелл» в Казахстане Куралбека КЕЛЬДЖАНОВА, теперь появилась возможность открывать новые запасы углеводородного сырья и удешевить нефтеразведочные операции, экономя миллионы долларов. Сегодня бурение одной скважины стоит от $20 до $200 млн, а проведение в лаборатории геохимического анализа, который сам по себе обходится всего в несколько сот долларов, позволит резко сократить объёмы строительства разведочных скважин.
– Анализируя нефть, можно обнаружить новые запасы углеводородного сырья в нашей стране. Применяется принцип фингерпринтинга – то есть дактилоскопии: на молекулярном уровне можно узнать, откуда, из какого горизонта, в каких структурах залегают углеводороды, – сказал К. Кельджанов.
НОВЫЕ КАДРЫ ДЛЯ НОВОЙ НАУКИ
По словам управляющего директора НИИ «Технология добычи и бурения» Рахима УТЕЕВА, лаборатория заработает в полную силу во втором квартале нынешнего года:
– Сейчас люди обучены и будут проводить тестовые исследования по своим месторождениям. Предварительных договоров с нефтяниками пока не заключено. Но уже есть договоренность с концерном «Шелл» об исследовании проб с их проекта на Сахалине. В связи с наличием Таможенного союза им проще направить пробы сюда, чем в Голландию или Дубай, как они это делали раньше.
– Как здесь неоднократно подчеркивалось, геохимия – это новая наука в РК. Как вы решали вопрос с кадрами для лаборатории?
– Мы отобрали выпускников наших вузов по специальности «химия и биология» и переобучаем в геохимиков. Это достаточно трудный процесс, привлекли специалистов из Назарбаев Университета. На первой стадии обучаем лаборантов на базе Карабатана. Следующая стадия – интерпретация результатов со специалистами Шелл. Если потребуются боле глубокие знания – направим людей на обучение в Голландию. Это действительно новое направление. Геохимиков в стране единицы. Я, например, обучался во Франции, которая вместе с Голландией и США, является лидером в этой отрасли и соответственно разработчиком представленного здесь оборудования.
– Каков будет штат в геохимической лаборатории? Какова средняя заработная плата?
– Непосредственно в лаборатории будут работать 10 человек. Средняя зарплата – 120-150 тысяч тенге, сравнительно не очень высокая, поэтому нам тяжело переманить уже работающих специалистов с Карабатана.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора