Атырау, 29 марта 17:02
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Поле битвы – земля возле аэропорта

18 399 просмотров

 Этот холмик с желтой запретительной табличкой появился здесь на днях: велено не строить. Фото Каната ЕЛЕУОВА Эта желтая запретительная табличка появилась здесь на днях: велено не строить. Фото Каната ЕЛЕУОВА.На днях аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, не дожидаясь юридической оценки ситуации, взял на себя смелость публично заявить о незаконности выданных его предшественниками земельных участков в микрорайоне Нурсая-3. На деле ситуация далека от однозначности, и небрежность в её разрешении может привести к событиям, аналогичным Шаныраку.

ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ИЗ ГАЗЕТЫ

Но списать всё на грубый самозахват земель, как в том трагическом случае, у наших властей не получится. Каждый из 94 владельцев злополучных участков в Нурсае-3 (это участок земель селитебного назначения, расположенных вдоль взлётно-посадочной полосы аэропорта, сразу за Ледовым дворцом) имеет на руках государственный акт на временное возмездное землепользование с целевым назначением «строительство и эксплуатация жилого дома» и разрешение на строительство. К несчастью владельцев – временный. Опять же не по собственной воле, а по инициативе самих чиновников, которые грозились отобрать участок, если в течение отведённых актом аренды 2 лет он не будет использован по прямому назначению, то есть не будет освоен. Людей торопили. И люди строились – кто залил фундамент, кто возвёл коробки будущих домов, а кто и завершил строительство и только ждал подведения коммуникаций, без которых строение нельзя узаконить.

Причём фактически в голой степи, без воды, без дорог, без электроэнергии – люди ставили топливные генераторы и покупали воду для строительных работ, не дожидаясь милостей от власти, которая, кстати, в марте 2013 года сообщила журналистам, что на разработку проектно-сметной документации на газификацию и строительство линий электро- и водоснабжения в нескольких микрорайонах города, в том числе в Нурсае-3 «уже выделено 100 млн тенге» (см. «Газ и свет в 2013-м»). Эта новость стала «знаком свыше», люди поверили – очень скоро они перевезут свои семьи в просторные новые дома, в которые они вложили не только душу, но и миллионы заработанных тенге. А то и десятки миллионов, как, например, те из обманутых, кто перекупил эти участки по рыночной стоимости – по 20-25 тысяч долларов за восемь соток.

До поры до времени каждая из сторон выполняла свои обязанности: одни строились, вторые продлевали без проволочек госакты. Но в 2014 этот механизм дал сбой – застройщики после истечения срока аренды привычно сдали заявления на её продление, однако выдача госактов подозрительно затянулась. И в один из дней ожидания они с ужасом обнаружили, что стали заложниками некомпетентности чиновников, и их госакты вмиг превратились в пустые бумажки. Причём узнали из третьих источников, из июльской 2014 года публикации в «АЖ», в которой со ссылкой на сайт Главной транспортной прокуратуры РК сообщалось, что акимат города Атырау в 2011-2012 годах выдал земли на приаэродромной территории под строительство ИЖС без согласования с Комитетом гражданской авиации и международным аэропортом Атырау (см. «Давали землю под боком у аэродрома»).

НЕ ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ

Фото Каната ЕЛЕУОВАФото Каната ЕЛЕУОВА.Как выяснилось в ходе регулярной переписки застройщиков с областными и городскими властями, международным аэропортом Атырау, Комитетом гражданской авиации, генеральной и транспортной прокуратурами, администрацией президента и прочими ведомствами и учреждениями, некая комиссия международного аэропорта Атырау определила, что строительство объектов на указанных участках будет представлять угрозу безопасности полётов воздушных судов. Этот аргумент звучит убедительно, если бы не одно «но». В числе полученных застройщиками писем есть одно любопытное из городского отдела архитектуры и градостроительства: «В районе аэропорта Атырау в микрорайоне Нурсая-3 для строительства жилых домов в 2011 году по согласованию со всеми службами города были получены положительные заключения АО “Международный аэропорт Атырау” и комитета гражданской авиации РК, подготовлен проект застройки данного района и участки выделены жителям города согласно очередности». И ведь правда – левая часть Нурсаи-3 полностью застроена, аэропортом признана и городом узаконена. И этому её ровно такое же непосредственное соседство с ВПП не помешало. Так что не так со второй половиной Нурсаи-3?

Как следует из пухлого тома официальных запросов и ответов на них, основанием для отказа стало утверждение, что службы аэропорта «не рекомендуют» строительство жилых объектов на приаэродромной территории. Однако следует учесть, что приаэродромная территория, согласно Норме годности к эксплуатации аэродромов гражданской авиации РК, это участок земной поверхности  в радиусе… 46 километров от контрольной точки аэродрома. Следовательно, если уж держаться буквы закона, то это весь город Атырау расположился на закорках аэропорта, а не аэропорт находится в городе Атырау. И если уж на то пошло, не сильно утрируя, то и Ледовый дворец, и областная библиотека, и новая школа, и  куча гостиничных комплексов, и офисы совместных предприятий, и даже (о боги!) Назарбаев Интеллектуальная школа, расположенные в непосредственной близости от аэропорта, не говоря о жилмассивах Нурсаи, должны были сходить на поклон аэропорту и, в ножки кланяясь, просить разрешения. В чём сомневаюсь я, однако.

«КТО ВОЗМЕСТИТ НАМ РАСХОДЫ?»

Почти полсотни участков спорного теперь микрорайона частично либо полностью застроены. Люди питали такие простые и понятные надежды: обрести долгожданную крышу над головой, собственный дом. В который уже за эти 8 месяцев эпистолярной борьбы раз соседи по несчастью собрались у заборов своих возможно обреченных домов:

Фото Каната ЕЛЕУОВАФото Каната ЕЛЕУОВА.- Мы подавали заявки на земельные участки в 2001-2002 годах, то есть ждали в очереди по 10 и более лет, с ними связаны наши дальнейшие планы на жизнь, будущее наших детей и внуков. Мы инвестировали в строительство все накопления, многие брали займы под высокие проценты в банках, занимали у родственников, друзей. Как нам будут возмещаться эти средства? И будут ли? Почему транспортная прокуратура и комитет гражданской авиации отреагировали только по истечении трех лет? Строительство за забором аэропорта ведется с 2011 года, где было его руководство, если знало, что это незаконно? Почему городской акимат надлежащим образом и вовремя не получил разрешение соответствующего компетентного органа? Какую угрозу безопасности функционирования международного аэропорта представляют жилые дома? – на все эти вопросы люди месяцами не могут получить ответы от имеющих отношение к конфликту органов. - Воздушные суда не пролетают непосредственно над нашими домами, они идут на посадку над микрорайоном Лесхоз. Запрет о строительстве носит рекомендательный характер, но оснований как таковых никто не привел. Наш случай – распространенная практика во всем мире. За примерами далеко ходить не надо – в Алматы, в Актобе, в Москве жилые постройки стоят впритык ко взлетке. Нашей вины в сложившейся ситуации нет. В случае изъятия земель государством мы вынуждены будем пройти через долгую и сложную процедуру компенсации наших расходов, где нужно обосновывать расходы документально, к чему мы не были готовы, т.к. не сохраняли подтверждающие документы.

А городские и областные власти почему-то не хотят за нас бороться, мы не чувствуем с их стороны абсолютно никакой поддержки, хотя именно по вине чиновников мы можем потерять наши участки и дома.

«ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ НА ПРЕДВЗЯТОЕ ОТНОШЕНИЕ»

Люди слишком долго пребывают в состоянии неопределенности, которое всегда было хорошей почвой для отчаяния.

- Одна из моих соседок, по её словам, распродала все что могла и вложила 200 000 долларов в строительство своего дома, она сказала что повесится, если её дом снесут, - говорит юрист по образованию Руслан МАХМУТОВ. – Изматывают эта неопределенность, непрозрачность, нежелание говорить с нами. В своем заключении аэропорт ссылается на ст. 90 Закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», но там нет прямого и четкого запрета на строительство жилых объектов на приаэродромной территории. По какой-то непонятной и необоснованной причине руководство аэропорта настроено против выдачи положительного заключения на строительство жилых объектов именно в нашем микрорайоне. Очень похоже на предвзятое отношение. О том, что наши постройки якобы незаконные, мы узнали не от отдела архитектуры или городского акимата, а из статьи в вашей газете! Два года горакимат ничего не делал, письмо в комиссию аэропорта они направили после той же статьи в «Ак Жайыке».

Уместно ли в этом контексте слово «компетентность» в отношении юристов и руководителей таких структур исполнительной власти, как отдел архитектуры и градостроительства горакимата Атырау? И почему за их «ошибки» должны расплачиваться законопослушные граждане?

Моя покойная бабушка, набожная как все люди преклонного возраста, в моменты отчаяния смиренно говорила: бог дал - бог взял. Но институт местной исполнительной власти не церковь, а аким - не бог. Есть обязанности государственных служащих и конституциональные права граждан, которыми они намерены воспользоваться и пойти в суд.  

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

24 февраля 2015, 10:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz