Пенсионеры Атырауского дома-интерната для престарелых и инвалидов. В правительстве решили пересмотреть размер пенсионных выплат и пособий для постояльцев Домов престарелых. В стране сегодня действует 104 медико-социальных учреждения, одно из них - в Атырау.
Разработчики законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав инвалидов» декларировали своей целью восстановление социальной справедливости путём выравнивания положения пенсионеров, которые живут дома, и пенсионеров, которые находятся в Домах престарелых. Они предлагают лишить последних их базовой пенсии и сократить солидарную до 30 процентов.
По мнению вице-министра здравоохранения и социального развития Светланы ЖАКУПОВОЙ, представившей этот законопроект, несправедливость в том, что «домашний» пенсионер содержит себя сам: оплачивает коммунальные услуги, покупает лекарства, продукты, одежду. Пенсионер из Дома престарелых тоже получает пенсию, но при этом освобождён от оплаты коммунальных услуг, бесплатно питается и обеспечен медикаментами.
По её словам, около четырех тысяч пенсионеров живут в медико-социальных учреждениях. В год на их содержание из бюджета выделяется более одного миллиарда тенге.
ОДЕЖДУ И ЛЕКАРСТВА ОНИ ПОКУПАЮТ САМИ
По словам директора Атырауского дома-интерната для престарелых и инвалидов Килымкас КУЗЕМБАЕВОЙ, в учреждении проживает 114 пенсионеров и инвалидов. Размер их пенсий колеблется от 23 тысяч тенге до 64 тысяч плюс базовая в 11 тысяч с копейками. В 2014 году на содержание каждого пенсионера из Дома престарелых было выделено 836 тысяч тенге.
- Я согласна с тем, что «домашние» пенсионеры живут не так хорошо, как в государственном учреждении, - говорит К.Кузембаева. - Во-первых, питание. В Доме престарелых оно четырёхразовое и ничем не отличается от меню любого уважающего себя санатория. Во-вторых, у наших пенсионеров есть возможность копить – свою пенсию они получают на руки, причём все 100%, и учреждению, вопреки досужим суждениям, никакая её часть не выдаётся. Но вот что касается лекарств – наши пенсионеры обеспечены только медикаментами для первой необходимой помощи, типа «аптечки», а остальное, то есть практически всё, покупают сами. С 2011 года одежду они тоже покупают себе сами. Что касается предметов личной гигиены (зубная паста, шампунь, мыло и т.д.), они хоть и должны покупать самостоятельно, но в этом нет необходимости, так как всем этим нас обеспечивают наши спонсоры.
«ЭТО МОЯ ПЕНСИЯ!»
В Доме престарелых тема урезания пенсии сейчас номер один. В небольшой комнате отдыха, куда я заглянула, чтобы узнать мнение стариков, было четыре человека, но уже через пять минут она заполнилась: все хотели высказаться.
- Если меня лишат пенсии, на какие средства я буду покупать лекарства?- вопрошает 75-летний пенсионер Мади ОМАРОВ. - У меня хроническое заболевание, и лекарства мне нужны постоянно. Да, есть одинокие старики, которым в нынешние времена тяжело выживать, но у большинства из них есть дети, которые им помогают. У меня же нет никого: вырос я в детдоме, жена и две дочери погибли. Я совершенно один на белом свете, и не от хорошей жизни оказался в Доме престарелых. Всю свою жизнь я работал, и получаю законную пенсию. Почему я должен её лишиться?
- Мы отдадим пенсию, если нас обеспечат лекарствами, которые нам необходимы, и одеждой, - говорили некоторые из моих собеседников. Другие в этом вопросе были принципиальны.
- Я бы отдал, например, 20% своей пенсии, но не государству для экономии, а тем старикам, которые выживают на минимальную пенсию, - говорит пенсионер Амангельды АКБЕРДЫУЛЫ. – А если в счёт государства, насквозь коррумпированного, то я - против. Я всю жизнь пахал как вол, эта пенсия – моя. Я её заслужил.
Чуть позже мужчины признались, что им удаётся копить. Они, как и многие старики, откладывают «похоронные».
- Когда мы умрём, кто нас будет хоронить? – спрашивали они. - Мы бы хотели чтобы всё было по-человечески: с гостями, с угощениями. Вопрос, собственно, не в том, кому из нас трудней, а кому легче. А в том, почему государство экономит именно на нас, на стариках?
Отметим, что законопроект ещё не принят. В мажилисе состоялась пока только его презентация. Депутатам теперь предстоит рассмотреть этот документ в рабочих группах и на заседании палаты.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора