Атырау, 29 марта 04:44
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Акватория северо-восточного Каспия в опасности

5 879 просмотров

С 1993 года впервые в истории развития нефтяной промышленности Казахстана разрабатываются громадные ресурсы подсолевых  нефтей с высокотоксичными сернистыми газами (оксида серы и азота, меркаптанов и др.) на крупном Тенгизском месторождении. Подготовлены к освоению ресурсы Кашаганского месторождения.

 

ГУБИТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

При этом влияние недропользователей на состояние экосистемы казахстанской части Каспийского моря из года в год становится всё более разрушительным. На Тенгизском месторождении ежегодный объем добычи в настоящее время составляет 24 млн тонн в год. ТОО «Тенгизшевройл» в будущем решило довести его до 36 млн тонн в год, собирается построить новый завод III поколения. Для строительства завода необходимо доставить на площадку 380 тысяч тонн различных грузов, модулей, оборудования и др. Восточные берега Каспийского моря ровные, кругом степная равнина. Для доставки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом из Актау и Атырау нет никаких природных препятствий. Однако ТШО решило выгодным для себя доставлять грузы морским путем. Для этого планируется с середины моря до восточного побережья прорыть канал длиной 66 км, шириной 66 м, глубиной 4,8 м. Со дна моря будет вынуто 19 млн тонн грунта, который предполагается складировать в виде 27 отвалов (длина каждого по 1,5 км, высота 1,5 м), расположенных в шахматном порядке, на расстоянии трёх км друг от друга.

В случае строительства морского канала, намеченного ТШО на 2015 год, будет нанесен колоссальный урон биоресурсам моря (рыбе, птицам, тюленям, планктону, зоопланктону, бентосу, зообентосу и другим), будет коренным образом нарушена кормовая база рыбы, птиц, тюленей.

Берега у восточного побережья Северного Каспия имеют малый уклон, поэтому двухметровая глубина удалена от берега до 60 км.

Северо-восточная дуга побережья Каспия широко используется перелетными и гнездующимися  птицами. Это один из основных пролет­ных путей сотен видов птиц, относящихся к самым различным экологи­ческим группам и имеющих немаловажное хозяйственное значение. Де­градация этих мест отдыха и кормежки на пролетном пути может обер­нуться катастрофой для десятков миллионов птиц. Даже частичные слу­чайные выбросы нефти уже приводили здесь к массовой гибели птиц.

При дноуглубительных работах погибает 100% бентосных орга­низмов на площадях углубления и сброса вынимаемого грунта.

На мелководье летом держатся стаи фламинго hoenicopterus roseus), до 20-50 тысяч, не участвующих в размножении. Регулярно здесь останавливаются фламинго и в период осеннего пролета.

Особенностью этой зоны является развитой тростниковый пояс, на глубинах до 2,5 м обеспечивающий процесс нереста, укрытие молоди, питание полупроходных и пресноводных видов рыбы, гнездование и под­ращивание молоди птиц.

Малые уклоны побережья создают условия для образования зали­вов с нерегулярным поступлением воды во время нагонных процессов и с высокой минерализацией воды. Это привело к образованию в них мощных популяций Аrtemia salina(вид ракообразных) и создало условия для нагула экзотического вида птиц – фламинго и других.

У восточного побережья весной и летом мигрируют крупные пела­гические рачки из Среднего Каспия, создавая в конце лета значитель­ную для прибрежья массу. Отмечено присутствие эндемичной коловрат­ки Тrichocercacaspica. Составляют зоопланктон восточного побережья виды эвригалинного и пресноводного комплексов.

В целом мелководье Северо-Восточного Каспия является областью нагула рыбы, птиц, тюленя и служит основной кормовой базой для них. Биопродуктивность грунтов мелководья в 1,5 раза выше, чем в остальной части моря.

Рисунок 1.1. Обзор проектируемого объекта (изолиниями показан уровень морского дна в м)Рисунок 1.1. Обзор проектируемого объекта (изолиниями показан уровень морского дна в м)

ОБ «ИНЫХ ЦЕЛЯХ В БУДУЩЕМ»

При этом ТШО утверждает (при крайне недостаточном исследовании), что морской канал не нанесет особого урона биоресурсам моря и он будет использован только для доставки грузов к нефтяным месторождениям.

Однако истина выяснилась 26 ноября 2014 года при обсуждении проекта оценки экологического влияния берегового строительства для будущего канала.

В отчете «Маршрут транспортировки грузов (МТГ). Оценка морфологического воздействия и рассеивания шлейфа донных отложений», выполненном голландской компанией «Виттевеен+Бос», указано: «Возможны использование морского канала в дальнейшей модернизации и расширение МТГ для осуществления иных целей в будущем, как представлено в бизнес-плане компании «ТенизСервис» по МТГ, например, в качестве: морской базы поддержки освоения Северного Каспия; погрузки-разгрузки и хранения различных грузов для разработки как морских, так и наземных месторождений; терминала по экспорту нефти и вторичных продуктов  для потенциального развития в будущем».

Согласно сведениям интернет-ресурсов, «сырая нефть и нефтепродукты поступают на терминал из магистральных трубопроводов. На терминале нефть и нефтепродукты подаются на замерные устройства, после которых поступают в резервуары. Из них они могут перекачиваться сразу в танкеры или буферное хранилище. Из буферного хранилища нефть и нефтепродукты поступают в танкер через помпу-сепаратор и погрузочные рукава, установленные на причалах».

Таким образом, ТОО «ТенизСервис» к настоящему времени получило согласие всех уполномоченных органов Атырауской области и Республики Казахстан на строительство морского канала для транспортировки грузов завода IIIпоколения Тенгизского месторождения, утверждая, что будущий канал будет использоваться только для транспортировки грузов, т.е.  не раскрывая полностью свои намерения.

На самом деле будущий морской канал будет использоваться для транспортировки грузов и подсолевых нефтей морским путем. Инициатором строительства канала выступила не иностранная компания, а представленное гражданами Казахстана ТОО «ТенизСервис», таким вот образом относящееся к родной, поистине уникальной природной среде казахстанской части Каспийского моря.

Между тем экологическая ситуация по мере эксплуатации подсолевых нефтей на Тенгизском месторождении из года в год ухудшается. Из-за систематического нарушения технологического режима добычи подсолевых нефтей 20 мая 2014 года на Тенгизском месторождении произошло техногенное землетрясение магнитудой 3,6 балла по шкале Рихтера. Эпицентр землетрясения находился всего на глубине 7 км, что является грозным предупреждением природы недропользователям о возможных катастрофических явлениях в будущем. А предыдущее землетрясение на Тенгизском месторождении произошло 21 февраля 2011 года магнитудой 4 балла по шкале Рихтера на глубине 30 км из базальтового слоя земной коры.

Наша общая задача – не допустить разрушительных действий, т.е. строительства канала для транспортировки грузов и подсолевых нефтей в будущем, чтобы сохранить биоресурсы Северо-Восточного Каспия для будущих поколений.

Описание проекта
   Компания «ТенизСервис» (ТС) предприняла инициативу по созданию Маршрута транспортировки грузов (МТГ) в целях обеспечения транспортировки грузов между Северным Каспием и северо-восточным побережьем Каспийского моря, где расположены несколько нефтяных месторождений (месторождения Тенгиз, Королёвское, Прорва и месторождение Актобе). Такой маршрут транспортировки включает в себя следующие объекты (рис 1.1): морской канал для барж; сооружение разгрузки или погрузки грузов (СРГ) с причалами и другими сооружениями для разгрузки или загрузки грузовых судов, а также со средствами поддержки морских операций. Пункт разгрузки расположен на 65,928 км (вдоль средней береговой линии на отметке -27,5 м БУ), отмеренном от точки начала морского канала, находящегося в открытом море; насыпная дамба через мелководную прибрежную зону между площадкой разгрузки и находящимися на суше сооружениями временного хранения грузов (СВХГ) вдоль защитной дамбы месторождения Прорва; подъездная дорога вдоль месторождения ЭмбаМунайГаз, соединяющаяся с магистральной дорогой, идущей от м/р Тенгиз в южном направлении.
   МТГ на начальной стадии будет использоваться для транспортировки крупногабаритных грузов (весом до 1800 т) по проектам Тенгизшевройл (ТШО) Будущего расширения/Управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), в рамках развития месторождения Тенгиз в период с 2016 по 2019 г.
   Возможна дальнейшая модернизация и расширение МТГ для осуществления иных целей в будущем, как представлено в бизнес-плане компании «ТенизСервис» по МТГ, например, в качестве: морской базы поддержки освоения Северного Каспия; погрузки-разгрузки и хранения различных грузов для разработки как морских, так и наземных месторождений; терминала по экспорту нефти и вторичных  продуктов для  потенциального развития в будущем.

М. Диаров, директор

Научного центра региональных экологических проблем, академик НАН РК

8 января 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz