В департаменте государственных доходов по Атырауской области прошёл круглый стол по вопросам внедрения электронных счетов-фактур.
По словам начальника управления департамента государственных доходов по Атырауской области Батырбека ЮСУПОВА, с 1 июля 2014 года в Казахстане появилась возможность выписывать счета-фактуры в электронном виде (ЭСФ). Выписка ЭСФ (на бесплатной основе) производится в информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), администратором которой является Комитет казначейства министерства финансов. Электронные счета-фактуры хранятся в информационной системе в течение срока исковой давности, установленного налоговым законодательством, и защищены от несанкционированного доступа.
– Переход на ЭСФ позволит значительно упростить документооборот компаний. Учитывая, что в настоящее время налоговая отчетность сдается в электронной форме, бизнес-структуры в Казахстане практически готовы к введению ЭСФ, – говорит Батырбек Юсупов. В числе упомянутых им плюсов электронных счетов-фактур – возможность делегирования прав по выписке счетов-фактур своим работникам; возможность непредставления реестра по реализованным, а также приобретённым товарам, работам, услугам в случае, если компания все счета-фактуры выписывает в электронном виде; экономия бумаги; оперативная доставка ЭСФ получателю вне зависимости от его местонахождения, а также возможность быстрого обмена сообщениями в ИС ЭСФ между покупателем и поставщиком и т.д. Сегодня в Атырау всего 6 компаний, выписывающих счета-фактуры в электронном виде.
– Наша компания выписывает электронные счета-фактуры, но в то же время дублирует их в бумажном виде, так как далеко не все наши партнеры работают по ЭСФ. Мы отправляем им по электронке счета-фактуры, они у нас отмечаются как отправленные, но не принятые. Поэтому мы по-прежнему предоставляем реестр по реализованным товарам, работам, услугам (300.07) и реестр по приобретенным товарам, работам, услугам (300.08), хотя по закону можем этого не делать, – говорит заместитель главного бухгалтера компании «Жигермунайсервис» Гульнар АБДРАХМАНОВА.
Вопросы вызывает и интеграция системы с различными программами, например 1С. Пока наши предприятия работают без интеграции, бухгалтеры, имеющие электронные ключи, вручную создают документы. Но, по мнению опытных бухгалтеров, внедрение новых систем и программ поначалу всегда вызывает много вопросов, а в дальнейшем практика всё расставляет на свои места.
Главный специалист управления государственных услуг департамента государственных доходов Молдыр ДОСКАЛИЕВА рассказала об изменениях в регистрации плательщиков НДС. В частности, с 1 января 2015 года свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС юридического лица, относящегося к субъектам малого предпринимательства, должен получать только первый руководитель лично под роспись, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность. Более того, определено право налоговых органов при выдаче данного документа фотографировать гражданина, получающего свидетельство.
Зульфия ИСКАЛИЕВА