12 июня министерство по чрезвычайным ситуациям в сотрудничестве с Северо-Каспийским консорциумом провело очередные республиканские командно-штабные учения по ликвидации последствий нефтяных разливов на Каспии «Мұнай-2014».
ОПИЛКИ В РОЛИ НЕФТИ
В этом году учения прошли на базе морского порта Баутино в Мангистауской области. Сценарий предполагал пожар на борту гружённого сырой нефтью танкера в прибрежной зоне порта и разлив нефти после его столкновения из-за погодных условий с подошедшим на помощь судном. В море попало около 250 кубометров нефти. Ветер и течение могли донести образовавшееся нефтяное пятно до стратегически опасной точки – городского водозабора – в течение двух часов. Перед ликвидаторами поставлена задача по спасению пострадавших на борту танкера, устранению пожара и сбору разлитой нефти в условиях критической близости к берегу и сильного ветра.
…Со смотровой площадки базы поддержки морских операций на берегу лазурно-голубого залива Баутино, куда в менее суетные дни местные влюблённые парочки приходят любоваться на закат, около 200 человек из различных служб (МЧС, СЭС, медики, военные), а также сотрудники нефтяных и судоходных компаний, чиновники и журналисты наблюдают за разыгрываемыми, словно по нотам, учениями, сильно напоминающими виртуальную игру: пожар на танкере имитировала дымовая шашка, на которую с берега среагировали в течение нескольких минут, а нефтяной разлив – спущенные в воду деревянные опилки… Двое условно пострадавших членов экипажа были эвакуированы в первые же минуты «пожара» на берег, где им была оказана медицинская помощь, а в это время уже началось тушение: два судна неподалеку выбросили тонны воды в направлении горящего танкера, образуя водяную завесу. Тем временем два катера выставили заградительные боны наперерез дрейфующему по поверхности нефтяному пятну для его локализации – к сбору нефти приступают специализированные службы по ликвидации разливов. Скорость реагирования именно этой службы играет ключевую роль – если позволить нефти обводниться, то есть смешаться с водой, то водонефтяная эмульсия грозит осесть на дне, где она может разлагаться годами, отравляя биосистему.
Остатки нефти на поверхности воды у берега собирают аппаратом, напоминающим пылесос, специальными абсорбентами и прочими современными средствами. Ликвидация последствий разлива заняла 6 часов.
NCOC – NCJV – NCOC?
– Предполагается ли оптимизация расходов на содержание баз по реагированию на разливы, учитывая, что добыча нефти на Кашагане отложена на 2 года? И насколько вообще теперь востребована работа этих объектов? – задала я вопрос представителям Северо-Каспийского консорциума.
–На островах идет отгрузка грузов, материалов, оборудования, то есть базы и суда эксплуатируются на прежнем уровне. Но работа по оптимизации идет в основном по сокращению общих административных расходов, в том числе по сокращению персонала,– признался Марабаев.
На вопрос о том, как отразится на исполнении проекта смена оператора (см. «АЖ» №24 от 12.09.2016 г., «Решили слиться»), Марабаев как-то обтекаемо ответил, что меняется структура: если прежде это была связка «оператор+агентские компании», то теперь это будет «единая компания с условным названием NorthCaspianJointVenture(NCJV). Но перераспределения функций не будет». Сотрудники консорциума также подчеркнули, что это, скорее всего, временное название, которое будет применяться до решения всех формальных вопросов по смене оператора. Не исключено, что после перераспределения ролей у новой операционной структуры останется старое название – NCOC.
«ВСЁ ПО ГРАФИКУ»
На брифинге по окончании учений представители «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.», компании-агента «Аджип ККО», акимата Мангистауской области и министерства ЧС выразили удовлетворение результатами.
– Тушение, ликвидация разлива нефти, развертывание бонов, спасение людей – всё прошло в соответствии с графиком. Все задачи выполнены на отлично, – сказал вице-министр по ЧС РК Жанболат СМАИЛОВ. – Разработка такого крупного и технически сложного проекта, как Кашаган, накладывает колоссальную ответственность на все спасательные структуры региона. Цели учений достигнуты, взаимопонимание есть. Конечно, хотелось бы, чтобы мы проверяли свои силы только на учениях.
– Здесь работает специализированная группа по ликвидации аварий, обеспеченная всем необходимым оборудованием. У нас действует комплексная программа по проведению тренировок. Мы можем прогнозировать течение, скорость ветра, распространение пятен в условиях не только лета, но и зимы. В год мы проводим более 50 таких тренировок, – добавил заместитель управляющего директора NCOC Жакып МАРАБАЕВ.
Смаилов выразил надежду, что в будущем Казахстан сможет обзавестись собственным оборудованием для ликвидации разливов. На сегодня таким арсеналом владеют только крупные иностранные недропользователи.
– В перспективе мы ожидаем, что такое оборудование будет и у государственных служб, но все зависит от исполнения доходной части бюджета. Будет добыча на Кашагане – будем строить новые базы и подключать наших спасателей.
Положительно оценили результаты учений и гости из двух других прикаспийских государств – России и Азербайджана.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора