В Казахстане много свободных ниш и вне «нефтянки» – уверены молодые бизнесмены из России, приехавшие в Атырау по приглашению местной лиги молодых предпринимателей «Самрук».
22-летний Дмитрий ГРИГОРЬЕВ (на снимке) из Москвы – генеральный директор компании «Вита Бриз», у 24-летнего Власа БАБИНЦА из Стерлитамака – микрокредитная организация. Дмитрий уверен: чтобы успешно заниматься бизнесом, у человека должна быть предпринимательская жилка:
– Я разработал свою франшизу и успешно её продаю. Среди покупателей есть предприимчивые ребята, по ним видно, что будут двигаться вперёд без подсказок, но есть и те, кто даже постер не поменяет без звонка ко мне. Некоторым я сразу отказываю, потому что вижу – с ними придется нянчиться. Они думают, что, купив франшизу, приобретают заодно бизнес-тренера и няньку.
Парней приятно удивили упрощённый порядок ведения бизнеса в Казахстане и такие немыслимые в России вещи, как нынешний мораторий на проверки.
– У вас всё проще гораздо. Мы заезжали оформлять страховку на машину, сделали это прямо во дворе частного дома. А у нас столько санитарных норм и ГОСТов нужно соблюсти, причём многие из них устарели и противоречат друг другу, – говорят предприниматели.
При этом к обилию различных программ государственной поддержки предпринимателей в Казахстане у гостей двойственное отношение. С одной стороны, как они выразились, «это просто шикарно», с другой – считают, что способные ребята в состоянии пробиться сами, а подобные программы могут «наплодить иждивенцев».
На встрече с местными бизнесменами Дмитрий и Влас рассказали о своем опыте венчурного инвестирования. В России сегодня популярен европейский формат микрокредитных организаций. Компании выдают краткосрочные займы без залога, т. н. заём до зарплаты под проценты населению или бизнесменам на короткий срок, максимум на две недели. В свою очередь сама организация берет эти деньги взаймы у других людей и компаний. Очень важно привлекать небольшие суммы от большего числа людей, чтобы у бизнеса не было крупных инвесторов, которые будут влиять на политику компании. Как это работает? Инвесторы всячески продвигают компанию на рынке, ведь её успех – залог возврата вложенных в неё средств.
– Это направление ещё не развито в СНГ, мы первопроходцы. Бизнес с нуля, не требующий вложения собственных средств. Привлечение «дешевых долгов» позволяет увеличить капитал в несколько раз за короткое время, – говорит В. Бабинец.
Российские предприниматели намерены развивать деловое сотрудничество с местными коллегами. По их словам, у нас ещё много практически не освоенных рынков – например, IT-технологии, интернет-бизнес, доставка еды, открытие дешёвых гостиниц типа «хостел» и многое другое, никак не связанное с «нефтянкой».
Кстати, об IT-технологиях. Лига молодых предпринимателей «Самрук» поддержала одного из победителей проекта «Стартап Атырау-2013» – команду Bizmo, занявшую 3-е место со своим приложением для мобильных телефонов на базе Android и IOS. Дело в том, что сегодня при поиске товара приходится пользоваться информацией с разных сайтов, а разработанное командой Bizmo приложение работает по принципу многопрофильного бизнес-каталога с базой потенциальных клиентов и поставщиков. Пользователь кликает заинтересовавшее его предложение и происходит обмен визитками в онлайне, после чего стороны могут связаться и обсудить детали сотрудничества.
После того как этот проект поддержали бизнесмены, выразившие готовность вложиться в новое предприятие, за него взялись американские и казахстанские программисты. Приложение от команды Bizmo, которым можно будет свободно пользоваться, как и любым другим мобильным приложением, планируется запустить уже в середине июля этого года.
Зульфия ИСКАЛИЕВА