Атырау, 1 мая 15:07
 облачноВ Атырау +16
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Дело экс-акима. «Привет от Аманжана»

21 779 просмотров

Аманжан РЫСКАЛИ. Кадр из видеообращения. Аманжан РЫСКАЛИ. Кадр из видеообращения. Видеообращение Аманжана РЫСКАЛИ, датированное февралем 2013 года и получившее широкую огласку только на прошлой неделе, вызвало вопрос: как оно попало в материалы судебного дела Еркина МОЛДАШЕВА? Ответ мы  нашли в судебных документах по его делу, которые находятся в открытом доступе в справочнике по судебным делам «Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов» (адрес сайта: eaias.supcourt.kz). 

ГОД НАЗАД

Уголовное дело Е. Молдашева рассматривалось в привязке к другим уголовным делам в отношении экс-акима Атырауской области Бергея РЫСКАЛИЕВА и других, подчиненных ему должностных лиц, но было выделено в отдельное производство. Согласно материалам дела, Молдашев обвинялся в том, что, находясь в преступном сговоре с Аманжаном Рыскали и другими лицами, незаконно завладел квартирой №19 по пр. Сатпаева, 35, принадлежащей ТОО AB Group. В мае прошлого года приговором Атырауского городского суда №2 Молдашев был осуждён к 4,5 года лишения свободы с конфискацией имущества.

В настоящее время на слушаниях по делу экс-акима проходит допрос свидетелей как раз по эпизоду, связанному с тем самым домом по пр. Сатпаева, 35 (блок «Квартиры»). Речь идёт о незаконном отчуждении и оформлении на подставных лиц с последующей фиктивной сделкой купли-продажи девяти квартир. На прошлой неделе шёл допрос свидетелей, в частности, юристов ТОО «Лондон-Атырау», которые занимались оформлением фиктивных договоров купли-продажи квартир по указанию Рустема АЛЬБАКАСОВА (зятя Б. Рыскалиева, который также находится в розыске).

По показаниям юристов и других свидетелей, Альбакасов не являлся директором ни ТОО «Лондон-Атырау», ни других ТОО, находившихся в здании на территории парка Победы (или, как его ещё называют на суде, Парка отдыха №2) и фигурирующих в деле. Но, судя по показаниям, все, кто работал на территории парка Победы, знали, что 01-м (шефом) там является Аманжан Рыскали, поэтому они беспрекословно подчинялись ему и выполняли все поручения, исходящие от имени шефа или Альбакасова. В то время эта негласная иерархия не вызывала вопросов и не подвергалась сомнению, и когда сейчас у свидетелей по делу ОПГ Рыскалиева спрашивают, «почему вы подчинялись Альбакасову и выполняли его поручения, если Альбакасов не был вашим прямым начальником?», они теряются. По скупым ответам свидетелей сложно понять суть дела о девяти квартирах. Но материалы судебного дела Молдашева облегчают понимание.

ТАИНСТВЕННЫЙ ОТПРАВИТЕЛЬ

Итак, каким образом видеообращение Аманжана Рыскали попало в материалы дела? На судебном процессе по делу Молдашева в качестве свидетеля была допрошена его супруга. Она сообщила, что 29 марта 2013 года получила по почте конверт. В нём была флешка с видеообращением и два конверта поменьше: в одном было «түсініктеме» (на самом деле письменный текст обращения) от А. Рыскали, в другом – договор №4 о долевом участии в строительстве жилого дома от 7 августа 2006 года, заключённый между ТОО «МехСтройТранс» (первоначальный застройщик дома по Сатпаева, 35; затем, в январе 2007 года, земельный участок с незавершённым строительством выкупило ТОО AB Group) в лице директора Ф. ЮСУПОВА и Кумисай ТОКМУРЗИЕВОЙ (свидетель по делу Молдашева, а также по делу экс-акима).

По словам свидетеля, конверт был адресован лично ей. Письмо было отправлено от имени некоего Н. САДУАКАСОВА, был указан адрес отправителя. А именно – квартира на площадке, где жила свидетельница К. Токмурзиева. Но, по словам супруги Молдашева, никто там не проживал.

– Я живу в этом доме и никакого Садуакасова не знаю, – подтвердила Токмурзиева. – В соседней квартире живут совсем другие люди.

Там же на суде Токмурзиева признала, что в договоре №4 о долевом участии, датированном 2006 годом, стоит её подпись, но подписывала она все документы, которые ей приносил Молдашев, только в 2008 году.

Видеообращение, записанное на флешке из конверта, было приобщено к материалам уголовного дела Молдашева.

ПРИВЕТ ОТ АМАНЖАНА

На судебном процессе по делу Молдашева в качестве свидетеля проходил Назми АЛИЕВ (уроженец Алматинской области, по национальности турок, в данное время отбывает наказание в городе Петропавловск, до осуждения работал в ТОО «МехСтройСервис» директором).

С 2008 года он являлся советником директора ТОО AB Group, где учредителями значились Юсуф АЛИЕВ (брат Назми Алиева), Маадин КАМАЛОВ, Бауржан МУРУНОВ и Арман ПАРИТОВ. Причём изначально, в 2003 году, учредителями ТОО AB Group были Мурунов и Паритов с 50-процентными долями у каждого. Из их показаний следует, что примерно в 2007 году алматинцы Назми Алиев и Маадин Камалов обратились к учредителям упомянутого ТОО и сказали им, что «хотят поработать в Атырау». Учредители согласились и добровольно передали им часть своих долей. Таким образом, с 2007 года соучредителями AB Group стали Камалов и Алиев (у Юсуфа 40%, у остальных по 20%).

В 2008 году директором ТОО AB Group стал Камалов, он занимался финансово-хозяйственной деятельностью товарищества. Назми Алиев значился его советником. Мурунов и Паритов, по их признанию, фактически не занимались делами ТОО. В 2008 году по просьбе Камалова они подписали протоколы собрания учредителей о передаче девяти квартир по Сатпаева, 35. Однако кому и как они передавались, не знают. Стоимость квадратного метра в новом доме, по их словам, определял Камалов, он сам решал, кому делать скидки. Никаких претензий к кому-либо по поводу этих квартир не имеют. Молдашева и Токмурзиеву не знают. Гражданский иск не поддержали. Между тем Мурунов и Паритов и сейчас проходят по делу экс-акима в качестве потерпевших.

По показаниям Назми Алиева, с Бергеем Рыскалиевым он познакомился в 2003 году, они стали друзьями, вместе ездили отдыхать. В это время он работал в ТОО «МехСтройСервис» (с 1990 по 2008 год). Аманжана Рыскали он знает примерно с того же времени. Потом, в 2008 году, познакомился с их зятем Рустемом Альбакасовым.

В 2008 году Н. Алиев ушёл из МехСтройСервиса, забрав оттуда свою долю (40%), и с этой долей вошёл в ТОО «ОрсепСтрой», а долю переписал на сына. Учредителем в ТОО «МехСтройТранс» остался Юсуф Алиев.

По показаниям Назми Алиева, у него состоялся разговор с Аманжаном Рыскали относительно девяти квартир. В начале 2008 года (согласно акту госприёмки, дом был принят в эксплуатацию 18 января 2008 г. – Прим. С. Т.) к нему обратился Аманжан Рыскали и сказал, что срочно нужны девять квартир в доме по Сатпаева, 35, мол, с деньгами сейчас тяжело, но до конца года он рассчитается. Алиев ответил, что должен обсудить предложение с Камаловым, но Рыскали сказал, что он уже поговорил с ним, тот не против. Тогда Алиев согласился. По его показаниям, это была устная договоренность: «Я согласился. У нас были дружеские отношения с Бергеем и Аманжаном, мы уже общались близко 7-8 лет, выручали, помогали друг другу».

Некоторое время спустя началось оформление документов и передача девяти квартир. Все квартиры оформлялись на указанных Рыскали лиц, по цене примерно 1 000 долларов за «квадрат». Однако в последующем деньги за квартиры, по словам Алиева, в кассу ТОО AB Group не поступили.

Из показаний Н. Алиева: «Я интересовался, 3-4 раза ходил к Аманжану. Он обещал, что оплатит, сказал, потерпи. Так продолжалось до конца 2009 года. После этого я поругался с Бергеем Рыскалиевым, когда он стал уже угрожать мне. За это время у нас испортились отношения, потом он забрал «ОрсепСтрой», в котором у меня было 50%. После этого разговора о деньгах не было, потому что одни угрозы были по телефону от Бергея, потом я инсульт получил. Я хотел поговорить с Аманжаном, поскольку мы с ним не ругались, но он не поднимал трубку. Передавал «приветы» от Бергея его зять Рустем».

Как выразися Назми Алиев, он сам испортил отношения с Бергеем Рыскалиевым: «Это личное. В 2008 году мы поехали отдыхать, и он начал: «я такой, я такой», я сказал: «Когда ты меня пригласил, я уже был директором фирмы в 2003 году».

На суде привели отрывок из заявления Алиева (вероятно, в Верховный суд), где он описывает схему тендерных откатов: например, некое ТОО выигрывает тендер на 4,5 млрд тенге и за 3 млрд отдаёт на субподряд под ключ. 1,5 млрд остаются у Бергея Рыскалиева.

На вопрос суда: откаты давались? Алиев ответил следующее: «Откаты уже не давались, их компания выиграла тендер, нам отдают за 3 млрд, а остальное остаётся у них». Вопрос: «На самом деле эти деньги должны быть выделены компании, чтобы она их осваивала, а они не осваиваются и передаются лично ему. Так получается?» Ответ: «Да, получается, что этих 3 млрд хватало на строительство этого объекта». Вопрос: «То есть 1,5 млрд было оставлено ему, фактически это взятка получается?» Ответ: «Мы потом узнали про эту сумму». Вопрос: «Значит, по всем объектам была такая схема?» Ответ: «Да, это не секрет, все так работали на субподряде».

По показаниям Алиева, после личных разногласий начались разногласия на деловой почве. Якобы Аманжан Рыскали ввёл в ТОО «ОрсепСтрой» в качестве учредителя своего человека и сказал: будем работать 50 на 50.

Из показаний Н. Алиева: «Далее он стал требовать, чтобы его людей ввели в ТОО AB Group. На этой почве у нас начались проблемы, он требовал всё больше и больше… Они хотели уничтожить меня просто как человека и мою компанию. Показать мне, кто такой Бергей. В конце 2009 года мы поругались, и у меня случился инсульт в феврале 2010 года. Потом Бергей требовал, чтобы я приехал в Атырау».

По словам Алиева, когда он лежал в больнице в Алматы, ему позвонил первый заместитель акима области Болат ДАУКЕНОВ и сказал, что его вызывает шеф. Алиев ответил отказом. Потом к нему приехал Молдашев, которого Аманжан Рыскали назначил директором «ОрсепСтрой». Встреча была связана с вопросами по ТОО.

Как утверждал на суде Алиев, «Рыскалиевская команда» не заплатила ТОО AB Group не только за квартиры, но и за выполненные объёмы: за асфальтирование территории автобусного парка (200 млн тг), за озеленение города (80 млн тг), начались проблемы в компании.

Что касается вопроса о том, на кого оформлялись квартиры, то Алиев фактически ничего не ответил: «Это решал Аманжан Рыскали, я не знал об этом ничего. Я тоже жил в этом доме и знаю, что в это время здесь жили начальник ДВД Атырауской области, первый заместитель акима области, а остальных я не знал».

По словам Алиева, у Камалова (директора AB Group) с А. Рыскали были нормальные отношения: «Камалов всегда ездил на планёрку в парк Победы к Рыскали». Вопрос: «Кем работал Аманжан Рыскали?» Ответ: «Он давал, курировал объекты, там были генподрядчики, решал какие-то вопросы». Вопрос: «В то же время вы не знаете, кем он официально работал?» Ответ: «Официально не знаю, официально знаю, что он потом депутатом стал».

Из показаний Н. Алиева: «С Аманжаном у меня были неплохие отношения, хоть бы встретился, сказал, что я прав или не прав. В тот момент я уже писал в Верховный суд и президенту, что у меня забрали в ходе рейдерства имущество, личное и ТОО AB Group».

После того как директором «ОрсепСтроя» назначили Еркина Молдашева, по словам Алиева, всё решали «они», и кредит на ОрсепСтрой на тот момент брал Рустем Альбакасов.

По поводу видеообращения Рыскали, продемонстрированного на том суде, Алиев заявил: «За девять квартир 900 000 долларов США якобы он мне дал у себя в кабинете, просто так 900 000 долларов без бумаги, без ничего, я так понял? Он сам себе противоречит. Якобы я долги не возвращаю, я 17 лет работал в ТОО «МехСтройСервис» генеральным директором, я не только в Атырау работал! Зачем давать мне деньги, если их можно оплатить в кассу, тем более, он мне говорит, что он мне не верит. Он просто мне «привет» передаёт, пугает меня, больше ничем я это не могу объяснить».

В своих показаниях брат Назми Юсуф Алиев признался, что заявлять о данном преступлении (вымогательстве девяти квартир) они боялись, т. к. со стороны Бергея Рыскалиева и Аманжана Рыскали начались преследования, которые закончились возбуждением уголовных дел в отношении Назми Алиева и Маадина Камалова. Алиев был арестован, затем приговорён к лишению свободы. Камалов до настоящего времени находится в розыске. 

ДОГОВОРЫ-ТО ЛИПОВЫЕ

Из свидетельских показаний бухгалтера ТОО АВ Group следует, что строительство дома по пр. Сатпаева, 35 велось за счёт заёмных средств банка, без привлечения средств дольщиков. Так что договоры о долевом участии владельцев девяти квартир были липовыми.

По её словам, в 2008 году она узнала от её начальника, директора ТОО АВ Group Камалова, что отчуждение девяти квартир было произведено принудительно, под давлением со стороны А. Рыскали, и в качестве возмещения убытков были обещаны строительные объекты. Камалов дал ей указание об оформлении договоров купли-продажи этих квартир на соответствующие фамилии, с выдачей фиктивных квитанций об оплате стоимости квартир, без фискального чека. Для составления фиктивных приходно-кассовых ордеров она брала анкетные данные приобретателей из договоров, который составлял их кассир. Однако фактически деньги за квартиры в кассу ТОО АВ Group не поступили. Фиктивные договоры и приходно-кассовые ордера были составлены не за один раз, в разные дни, по мере того, как Камалов давал соответствующие указания.

Генподрядчиком ТОО АВ Group было ТОО «ОрсепСтрой», которое получило подряды и строило объекты в 2009-2010 годах: бюджетные дома, пешеходный переход и другие. 

ОДНОКЛАССНИЦА БЕРГЕЯ

Как уже упоминалось выше, при оформлении одной из девяти квартир, в документах были указаны реквизиты К. Токмурзиевой, одноклассницы и соседки Бергея Рыскалиева по Макату. Она дала показания не только по этой сделке, но и рассказала о своей работе в многочисленных ТОО, офисы которых находились в здании на территории парка Победы.

Свидетельница не была знакома со схемой взаимоотношений этих товариществ, их иерархией. Она работала в нескольких ТОО, некоторые из них фактически не работали, и сдавала отчёты по ним: «Начиная с 2004 года я работала в парке Победы, знаю АЙТЕНОВА, директора и учредителя ТОО «БауржанКомпани С». Назначил его туда в 2007 году Ануар КУРАМЫСОВ, а подчинялись они все Алмабеку АЛИЕВУ, хотя тот не был учредителем. В 2004 году Курамысов поручил вести бухгалтерию четырёх товариществ: «СатНуркен», ТОО «Исбулмак», ТОО «БауржанКомпани С», ТОО «Исмар». В апреле 2008 года Алмабек Алиев мне сказал, чтобы я сдала эти ТОО другому бухгалтеру, передал мне ТОО «АТГ Курылыс» и поручил сдавать бухгалтерские отчёты всех ТОО, которые не работают».

Кстати, что касается одного из этих товариществ – ТОО «БауржанКомпани С», занимавшегося газификацией, то, по показаниям его учредителя и директора Н. Айтенова, купить ТОО у неких МУСИНА и УМАРОВА предложил ему Аскар КЕРИМОВ, который работал юристом в этой компании. Купить-то Айтенов купил, но толком поработать не успел – начались проверки финансовой полиции.

Такова предыстория дела из блока «Квартиры», которое сейчас рассматривается в суде.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

9 февраля 2014, 17:56

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz