Уже 150 акций протеста на почве трудовых конфликтов зафиксировано с начала года в Казахстане.
– Больше всего конфликтов происходит на предприятиях с иностранным участием в добывающей отрасли, в основном из-за разницы в оплате равного труда,– уточнил зампредседателя Федерации профсоюзов РК Кайрат АМАНДЫКОВ на круглом столе в Атырау, посвященном социальным конфликтам на предприятиях с иностранным участием.
НЕСПОКОЙНЫЙ ЗАПАД
Cамая неспокойная точка на карте страны – Мангистау: там официально зафиксировано 8 крупных стачек. 5 раз бастовали карагандинские рабочие (преимущественно работники корпорации «АрселорМиттал»). Две заметные акции трудового протеста прошли в Атырауской области. 18 марта 2013 г. 44 работника ТОО «Агрипайп Азия» (подрядчик ТОО «ТШО») отказались выйти на работу из-за неперечисленных вовремя пенсионных отчислений и задержки заработной платы. После вмешательства госинспекции труда люди вышли на работу, наниматель произвёл все выплаты.
7 июля 2013 года отказались выполнять свои функциональные обязанности около 200 работников ФК «КЭЙП Индастриал Сервисез Лимитед» и ТОО Manpower Service Ltd (подрядчик и субподрядчик компании «Аджип ККО»), работающих на кашаганском острове D. Причина забастовки – незаконное расторжение трудового договора: работодатель хотел уклониться от выплаты компенсаций по сокращению штата. По результатам проверки госинспекции и прокуратуры было выдано предписание и наложен административный штраф на сумму около 2 млн тенге.
Стандартный набор причин забастовок: не соответствующие нормам условия труда, низкая заработная плата, долги по зарплате и социальным выплатам (задолженность на 82 предприятиях РК составляет 1 204,9 млн тенге, из них в Атырауской области – 160 млн тенге перед 1 454 работниками), а также дискриминационная разница в оплате труда казахстанцев и иностранцев.
–Нередки варианты, когда иностранный работник, выполняя те же функции, что и казахстанский, получает в два, три, а то и в десять раз больше, – заявил начальник управления государственной трудовой инспекции Атырауской области Салават ИШАЙ. – В нынешнем году были проведены проверки в компаниях с иностранным участием, и повсеместно выявлены нарушения трудовых прав казахстанских работников в части равной оплаты труда за равный труд. Например, в ТОО «Пундж Ллойд Казахстан», ФК «Фиркрофт Инжиниринг Сервисез Лимитед», ФК «Экспертиз с.р.л.», АФ ФК «Казмунайсервисис энд Контрактинг», КФ «Сичим С.п.А.», ТОО «Тоцци Казахстан», АФ компании «ФорКвест Энерджи Инк», КФ Sinopec Engineering. Как видно из нашей статистики, акции протеста возникают на подрядных предприятиях двух основных операторов нефтяных проектов: ТОО «Тенгизшевройл» и «Аджип ККО».
Следует отметить, что в этих компаниях имеются отделы трудовых отношений, которые ведут аудит за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан в своих подрядных и субподрядных организациях. Однако на практике они только констатируют факты, не разрабатывают алгоритм действий по решению социальных проблем в трудовых коллективах, не принимают меры по локализации конфликтов.
Также в качестве одной из угроз общественной стабильности на круглом столе рассматривалась практика массовых сокращений рабочих мест. По данным прокуратуры области, только в нашей области до конца 2013 года ожидается сокращение около 3 тыс. рабочих мест на 20 предприятиях.
Все чаще стихийные забастовки рассматриваются работниками как единственно доступный инструмент для решения проблем. Между тем есть другие, утверждал главный менеджер Центра социального партнёрства АО «Самрук-Казына» Досмухамбет КОШИМ:
– Например, институт медиации, который разрабатывается для группы компаний АО «Самрук-Казына». Он призван регулировать споры между сторонами в процессе переговоров при содействии независимого лица, медиатора.
ПОМЕТКИ В БЛОКНОТИКАХ
Возьмут ли этот опыт на вооружение совместные предприятия, неизвестно. На семинаре в адрес ТШО, например, прозвучал со стороны госорганов жесткий упрек в равнодушии и откровенном игнорировании трудовых конфликтов в коллективах подрядных и субподрядных организаций.
– Сейчас назревает трудовой конфликт в компании «Каспий проджект Казахстан», а генеральный директор ТШО Тим МИЛЛЕР, который поставлен об этом в известность, в очередной раз самоустранился, – сказал Ишай.
Менеджер по управлению людскими ресурсами ТШО Азамат ХАСАНОВ(кстати, изначально в списках спикеров был заявлен сам Тим Миллер, но он не пришёл):
– Это субподрядные организации, с которыми заключал контракты генеральный подрядчик, у ТШО с ними нет никаких договорных отношений, для нас это третья сторона. Поэтому ТШО на эти компании напрямую влиять не может.
– КПК на Тенгизе ваш генеральный подрядчик, – парировал Ишай. – И присутствие ваших представителей на одной из встреч с рабочими этой компании не внесло ясности, поскольку они лишь слушали и делали пометки в блокнотиках. Рабочие были разочарованы: ни на один их вопрос ответа Тенгизшевройл так и не дал.
Но и в этот раз комментариев по ситуации от ТШО не последовало.
ОТДЕЛ-ФАНТОМ
Аналогичные претензии к крупным заказчикам с иностранным участием озвучил и заместитель прокурора Атырауской области Серик ШАЛАБАЕВ:
– Все чаще причиной протестных настроений становится нежелание руководителей предприятий выслушать людей и попытаться понять их, хотя в силу своих полномочий заказчик обязан требовать от подрядных организаций соблюдения законодательства.
Примером может служить забастовка на Кашагане с участием работников компаний Manpower Service Ltd и «КЭЙП Индастриал Сервисез Лимитед», являющихся подрядными организациями Аджип ККО. По результатам проведенной проверки в Manpower Service Ltd выявлены многочисленные нарушения трудовых прав работников, в том числе заключение трудовых договоров, заведомо не соответствующих требованиям законодательства. Принятыми прокуратурой совместно с уполномоченными органами мерами трудовые договоры приведены в соответствие с законом, в пользу работников взысканы заработная плата и компенсационные выплаты на сумму более 160 млн тенге.
Но ведь долгое время заказчик спокойно наблюдал за совершаемыми подрядчиком нарушениями трудовых прав работников и не принимал никаких мер. Между тем в Аджипе имеется целое подразделение, основной задачей которого является обеспечение соблюдения трудового законодательства подрядными организациями (это около 30 подрядных и субподрядных организаций, общее количество работников в которых – около 7 тысяч человек). При этом подрядное предприятие более всего контролируемо именно со стороны компании-заказчика, потому что в наше рыночное время потерять контракт намного страшнее, чем получить штраф от контролирующего органа.
Шалабаев в качестве рекомендации от прокуратуры предложил каким-либо образом прописать личную ответственность руководителей компаний-заказчиков:
– По фактам возникновения трудовых конфликтов в первую очередь необходимо рассматривать ответственность первого руководителя предприятия и должностных лиц, в чьи полномочия входит регулирование отношений в данной сфере.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА