Полиция Абу-Даби. Фото: Utro.ruОбвинения в особо тяжких преступлениях выдвинуты прокурорами эмирата Дубай против казахстанцев, выходцев из городов Уральска и Атырау, задержанных в ОАЭ в промежутке между 25-30 октября.
Сегодня, со ссылкой на первого заместителя генерального прокурора Казахстана Иогана МЕРКЕЛЯ, эти сведения распространили информагентства: «Там разные преступления: есть убийство, экономические преступления, есть лидеры организованной преступной группы, разные там. Пока там положительных решений по экстрадиции не принято ни по одному из 10 находящихся там наших граждан».
Законодательством ОАЭ за такого рода преступления предусмотрены наказания от длительного заключения (включая пожизненное) до смертной казни.
Как мы уже сообщали (см. «Первым в Эмиратах задержали жителя Атырау»), первым был задержан 25 октября в аэропорту Абу-Даби житель Атырау Мырзабек КАУТБАЕВ, в ночь на 30 октября были задержаны еще 12 (по другим сведениям 13) человек с применением силы. Полиция изъяла обнаруженные по месту проживания задержанных компьютеры и мобильные телефоны.
В течение более чем 4 недель о причинах ареста было неизвестно никому, включая МИД РК и посольство Казахстана в ОАЭ. 8 ноября я дозвонилась до генерального консульства в Дубае, где сообщили, что консул направил запрос в МВД эмирата Шарджа (где были произведены задержания большей части арестованных), никакими иными сведениями наш консул не располагал.
Родные задержанных о развитии событий узнали из теленовостей – им, несмотря на их постоянные обращения в МВД, МИД и посольство, до сих пор ничего не сообщили. Мать Каутбаева Айгуль АБУГАЛИЕВА утверждает, что распространенные сведения о предъявленных обвинениях - ошибка:
- Первым это распространил вчера один из телеканалов, мы связались с ними, они извинились, сказали, что произошло недоразумение и в повторном выпуске новостей уже не повторили.
- Но сегодня эти сведения растиражировали десятки СМИ.
- Мы, все родственники задержанных, едем сегодня в Астану, нам до сих пор ничего так и не сообщили официальные органы. Посол по телефону сообщил, что они сидят где-то в Дубае, но где точно – не знает. Он сказал, что на этой неделе все уже станет известно.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Правовая система ОАЭ носит смешанный характер. В соответствии с Конституцией 1996 г. (ст. 7), шариат является основным источником законодательства. Однако зачастую он регулирует отношения личного статуса и некоторые аспекты уголовных и процессуальных отношений. Собственные уголовные кодексы имеют 4 из 7 эмиратов: Дубай, Абу-Даби, Рас-эль-Хайма и Шарджа. Федеральный Уголовный кодекс допускает также непосредственное применение шариата. В зависимости от обстоятельств совершенного преступления виновный привлекается к ответственности по нормам шариата или статьям федерального УК перед федеральным судом либо по законодательству эмирата перед местным судом. Определенная роль в выборе между статутным и мусульманским правом принадлежит и правителям эмиратов. В числе видов наказания фигурируют: выплата «дийи», телесные наказания (битье плетьми), пожизненное или срочное заключение, смертная казнь.
Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство, супружеская неверность, изнасилование, вооруженное ограбление, преступления против государственной и частной собственности, измена, вероотступничество и преступления, связанные с наркотиками. Исполнение смертного приговора производится через расстрел, забрасывание камнями или отсечение головы. В уголовном праве ОАЭ также сохраняются предусмотренные шариатом членовредительские наказания (например, отсечение руки за кражу).