Так называемая «интеллектуальная свинья» (intelligent pig - pipeline inspection gauge) для очистки и инспекции трубопроводов. Ситуация на Кашагане остается неопределенной. Возможно, прибытие робота-инспектора, с помощью которого будет исследована морская часть трубопровода, поможет выявить причину утечек.
СВИНЬЯ В ТРУБЕ
Робот, или так называемая «интеллектуальная свинья» (intelligent pig - pipeline inspection gauge) для очистки и инспекции трубопроводов поработает на острове до декабря. Между тем из Оксфорда, где изучают фрагменты покорежённых «сухопутных» труб, известий нет уже больше месяца; во всяком случае, о них не сообщали. А сколько времени понадобится для того, чтобы разобраться в том, что умная свинья нароет? Если ещё учесть, что приближаются рождественские каникулы, во время которых в Атырау не остаётся ни одного иностранца, то можно уверенно предположить, что возобновление добычи возможно не ранее 2014 года.
Что потом делать с данными оксфордских учёных и робота-свиньи – решать руководству NСОС, а общественность ждёт оглашения сроков возобновления добычи, честного отчёта об экологических последствиях и рисках. И, конечно, общественность хотела бы иметь представление о масштабах проблемы, возникшей после октябрьских аварий. Например, узнать, дело только в трубе или речь идёт о крупных и систематических нарушениях технологии на всех объектах Северо-Каспийского проекта?
СУШИТЕ ГАЗ
Пока этого не сделано, имеют право на существование самые разные версии. Например, после первой утечки было выявлено образование гидратов в газопроводе, что привело к растрескиванию трубы. Что могло стать причиной образования гидратов? Всезнающий Гугл говорит, что «…на образование гидратов (в газопроводах) влияет не только температура и давление, но также недостаточная осушка газа и т. д. Засорение газопроводов влагой, пылью, посторонними предметами, которые в пониженных местах уменьшают площадь сечения газопровода, также влияет на образование гидратов».
А где осушают попутный газ в нашем случае? На острове D. Насколько известно, добытая нефть Кашагана поступает на установку сепарации. После сепарации отделенный газ с высоким содержанием сероводорода отправляется на установку осушки. И что мешает, например, предположить, что проблема (вернее, одна из проблем) в установке по осушке газа, которая, наверное, плохо сушит газ. Так что возможно, сероводородная коррозия в сухопутной части газопровода является следствием проблем на морском комплексе.
О ШТРАФАХ И ПРОБАХ
Публику мучает и другой, более насущный вопрос: потребует ли Казахстан от Консорциума уплаты штрафа в сумме 120 миллионов долларов за отсрочку начала добычи, как это предусмотрено Вторым дополнительным соглашением к СРП. Но правительство молчит. Возможно, еще рано говорить. Пока не ясно, следует ли считать объявленный в октябре пуск Кашагана юридически действительным фактом начала добычи, ведь заявленные объемы добычи не достигнуты. Но формально добыча началась, хотя и была приостановлена…
А если не 120-миллионный штраф за отсрочку, то, может быть, экологический штраф наложат? Однако результаты внеплановой проверки государственных экологов, по итогам которой будет определен ущерб окружающей среде, станут известны только в конце месяца.
На сегодня известны результаты, полученные специалистами Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства (входящей в министерство окружающей среды и водных ресурсов). 12 ноября т. г. были взяты пробы воды в северо-восточной части казахстанского сектора Каспийского моря, в районе пролегания трубопровода с месторождения Кашаган.
По словам и. о. начальника Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Мурата ЕРМЕККАЛИЕВА, в этих пробах воды наличия фенола, нефтепродуктов и сероводорода не обнаружено.
Руководитель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА скептически относится к этим результатам:
– Налицо запоздалое взятие пробы, поэтому говорить о наличии или отсутствии фенола и нефтепродуктов, которые быстро испаряются с поверхности воды, не совсем корректно. Раньше, в 2001-2003 годах, Аджип приглашал активистов экологического движения на месторождение, на отбор проб воды, показывал работу оборудования. Сейчас общественность исключена из этого процесса, хотя Орхусская конвенция требует участия экологов.
Сауле ТАСБУЛАТОВА