Местный предприниматель Артур ДАВЛЕТОВ (на снимке) планирует начать новый бизнес – разводить червей. Кому они нужны, кроме рыбаков? – удивитесь вы, и будете очень не правы.
КАЛИФОРНИЙЦЫ И СТАРАТЕЛИ
Их можно использовать в медицине, фармакологии, косметологической промышленности. Но в первую очередь черви – очень полезная штука для сельского хозяйства. В старину о плодородии почвы крестьяне судили по количеству красных червей, живущих на участке. Возделывая землю, червей старались сберечь, знали: где их больше, там урожай овощей, ягод и фруктов будет богаче. Прокладывая себе норки, дождевые черви помогают проникать в почву воздуху и воде, перерабатывают грубую массу в перегной, по вырытым ходам выносят часть почвы на поверхность в виде кучек – копролитов, содержащих много гумуса и кальция.
Черви, кстати, очень чутко реагируют на изменение состава почвы и тем более применение пестицидов и минеральных удобрений.
Поэтому найти их сегодня на дачных и приусадебных участках, а тем более в крупных хозяйствах непросто.
В последние годы во многих странах широкое распространение получило вермикультивирование (от слова Vermes – червь). Вермикультура распространена в Западной Европе, некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, Польша), США, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Там работает довольно много мелких и средних предприятий, производящих дождевых червей для любительского рыболовства и на корм домашним животным, а также для садоводства.
– Разведение дождевых червей – один из перспективных способов утилизации органических отходов. Дождевые черви, ускоряющие во много раз разложение органического вещества, позволяют в короткие сроки абсолютно экологически чистым способом превратить органические отходы в ценное гумусированное удобрение. Второй получаемый продукт вермикультуры – биомасса дождевых червей, которая успешно используется как белковая добавка к кормам для животных и птицы, – говорит Артур Давлетов.
Сам предприниматель, который занимается разведением овощей и бахчевых культур, задумался о вермикультуре впервые, когда захотел увеличить урожайность в хозяйстве. В Атырау найти поставщиков дождевых червей ему не удалось – к нам их везут из соседнего Уральска, а туда в свою очередь поставляют из Самары. Для промышленного производства обычно используют красного калифорнийского червя и «Старателя». ККЧ выведен на базе обычного навозного червя американцем Барретом в 50-х годах. Главные плюсы: быстро размножается, потеряна склонность к «бродяжничеству» (остальные виды червя в поисках пищи могут просто удрать из мест культивации), долгожитель. Но у него есть один существенный минус – отсутствие инстинкта самосохранения. При охлаждении среды обитания ККЧ не уходит в грунт на глубину промерзания, а собирается в одном месте в больших количествах и благополучно замерзает.
«Старатель» тоже выведен на базе обычного навозного червя, но уже советским учёным Анатолием ИГОНИНЫМ. Он отвечает нашим климатическим особенностям, и у него в отличие от его заграничного собрата при минусовой температуре срабатывает инстинкт самосохранения. По скорости воспроизводства наш «Старатель» ничем не уступает американцу, зато работает в более широком диапазоне температур.
АКИМАТ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ
Ничего сложного в разведении червей нет, заниматься этим можно и на собственном садовом участке, используя для этого специальные ящики или ложи – грядки шириной 1-2 метра, с оборудованными боковыми стенками и дном. «Старатель» отличается большой плодовитостью – до 1 500 потомков от одной особи в год, не особо прихотлив в еде. С двух квадратных метров можно получить до тонны биогумуса в год. Но наши предприниматели не спешат вкладываться в вермикультивирование, возможно, потому что работа грязная, да и звучит несолидно «червями занимаюсь». Но за органическими удобрениями – будущее, уверен Давлетов.
– А разве не проще и выгоднее пользоваться теми же пестицидами, чем возиться с червями? Захотят ли наши крестьянские хозяйства закупать у вас биогумус?
– Проще лишь на первый взгляд. Попытки повышения продуктивности почвы за счёт химии по сути тупиковые. Все постепенно отказываются от химикатов, потому что это не только вредно, но и невыгодно. После применения таких удобрений земля должна отдыхать года два, а значит, у хозяйства должно быть как минимум три участка, чтобы чередовать их при посадке. А биогумус, наоборот, позволяет использовать один участок два года подряд, сохраняя в почве свои полезные качества. Кроме того, он уменьшает содержание нитратов в сельхозпродуктах, повышает урожайность – от 10 до 30%.
Инновационная комиссия при акиме города одобрила этот проект и даже выделила предпринимателю 37 соток земли в районе Ногайского кладбища. Сейчас Артур строит там здание для сбора органики. Молодняк червяка-старателя адаптируется к любой пище, поэтому предприниматель думает поэкспериментировать с кормами, акцентируя всё же внимание на дереве, траве и бумаге. В данное время в Атырау проходит двухмесячник по санитарной очистке, вот предприниматель и попросил, чтобы скошенную траву и спиленные ветки деревьев свозили к нему на участок. Червей можно кормить также органическими остатками с овощных складов и оптовых рынков с добавлением навоза, летом можно собирать травяные и древесные остатки и заготавливать их на зиму. Конкурентов в нашем регионе, да и близлежащих областях у него нет, поэтому с рынком сбыта проблем не будет, уверен предприниматель.
В числе его потенциальных покупателей – крупные крестьянские хозяйства, городские службы и предприятия, которые могут закупать гумус для проведения озеленительных работ, дачники и обычные домохозяйки, которые будут использовать гумус для домашних цветов. У Давлетова собственная теплица, где он выращивает клубнику и огурцы. Зимой там вполне можно выделять уголок для ящиков с червями.
– В следующем году хочу рекультивировать почву на своём участке. А если получу грант по Дорожной карте бизнеса, буду разводить червей в таком количестве, что можно будет задумываться о производстве биодобавок непосредственно из червей для животных и птиц, – говорит предприниматель.
Добавление биомассы червей в рацион животных и птицы способствует увеличению выхода продукции и улучшению её качества. Яйценоскость кур увеличивается примерно на 20%, а удои молока – на 22%.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА