Судебный процесс в отношении экс-руководства и бухгалтера волейбольной команды «Атырау» - на финальной стадии. Государственный обвинитель запросила длядиректора ГКП «Областная волейбольная команда «Атырау» Женисбека МУХАНБЕТЖАНОВА, главного тренера Александра ЗАПЕВАЛОВА и бухгалтера Светланы ХАРКИНОЙ, по версии следствия присвоивших в составе организованной преступной группы свыше 253 миллионов тенге, по 9 лет лишения свободы.
Им инкриминируются хищения в особо крупном размере, служебный подлог, участие в организованном преступном сообществе. Главой ОПГ финпол назвал находящегося сейчас в межгосударственном розыске бывшего руководителя управления физической культуры, спорта и туризма Берика ЖАНКЕЕВА. По версии обвинения, трое подсудимых под давлением тогдашнего руководителя облспорта Жанкеева разработали схему отмывания бюджетных средств, когда спускавшиеся на финансирование клуба средства обналичивались путём фиктивных выездов волейбольной команды в командировки по Казахстану и за рубеж.
Сторона защиты настаивает на невиновности подзащитных, поскольку те были вынуждены вести такого рода «двойную бухгалтерию» - власти требовали от клуба побед, но на утвержденные облспортом 14-25 тысяч тенге официальной заработной платы играть было некому. Профессиональные игроки международного класса, которые и приносили клубу лавры победителя, требовали соответствующую их уровню оплату – в иные годы до 8 тысяч долларов в месяц. Эти средства «вытаскивали» из других статей бюджета клуба, в частности, из средств, выделявшихся на учебно-тренировочные сборы (УТС).
Поскольку облспорт является единственным учредителем волейбольного клуба, он же, соответственно, в этом деле участвует как потерпевшая сторона. И предъявил подсудимым гражданский иск о возмещении похищенных средств.
На одном из заседаний судья Атырауского специализированного межрайонного суда по уголовным делам Гульмира ДАУЛЕТОВА уточнила у представителя потерпевшей стороны заместителя начальника областного управления физкультуры, туризма и спорта Гульжанат КАЛЕНОВОЙ:
- Вы по-прежнему поддерживаете свой иск?
- Уже не знаю. Теперь надо, наверное, всё заново пересчитать, - ответила та.
В фейсбуке 17 сентября появился аккаунт «Берик Жанкеев», на страничке которого сразу после последнего по времени судебного заседания (10 октября) появилось несколько комментариев о ходе суда (стилистика сохранена):
«Адвокаты, как обещали так и доказали, что все средства оставались в команде. Судебная экспертиза всё это подтверждает. Прокурор видит всё это и просит 9 лет заключение для таких ни в чем не повинных людей. Что скажет суд?»
«Сегодня дали последнее слово, жаль, что никто не сказал правду, как их обманули дать признательные ложные показания. Но бог судья, надеюсь, правда победит ложь».
Легко заметить, что автор странички находится в Атырау - в этой соцсети местонахождение пользователя видно по умолчанию за счет функции «геолокация». Таким образом, версии две: это не Жанкеев, значит аккаунт – просто фейк или его открыл некто, прикрывшись его именем. Либо находящийся в межгосударственном розыске спортивный функционер «скрывается» в родных краях. В любом случае, этот суд решит в том числе и его судьбу.
Неуверенность в обоснованности этих претензий возникла в ходе рассмотрения материалов дела не только у потерпевшей стороны. Как мы уже писали (см. «Волейбольный процесс»), только в зале суда, по ходатайству адвокатов подсудимых, были опрошены игроки первого состава волейбольного клуба, иностранные легионеры, чьи зарплаты фактически формировали затраты клуба. Все игроки, чьи зарплаты в разные годы составляли от 2 до 8 тысяч долларов в месяц, предъявили суду оригиналы и копии своих контрактов. Те, кто не смог приехать, выслали их защите почтой – как оказалось, спортсмены в обязательном порядке хранили свои контракты, поскольку при переходе из одного клуба в другой они предоставляют их в качестве доказательства своей фактической стоимости.
- Таким образом, когда пересчитали выплаченные по контрактам средства, они составили сумму, которая по версии следствия как раз и была расхищена, - сказал один из адвокатов Игорь ВРАНЧЕВ.
Так почему же следствие оставило эти документы без внимания? Судья задала этот вопрос следователю по особо важным делам ДБЭКП Нурбеку ДАУМОВУ, который вел дело. Тот ответил, что у него на руках не было контрактов. Между тем судья предварительно сделала запрос в финпол, откуда пришло подтверждение, что контракты были в материалах дела. Но, судя по всему, исследованы не были.
Так же осталось не ясным, почему допрошены были игроки только второго состава команды, а Запевалов между тем тренировал основной состав - команду «Атырау-1», состоявшую преимущественно из легионеров.
Не ясно, почему осталось без внимания следствия и заключение специалиста финансовой инспекции, который проводил предварительный анализ финансовой деятельности клуба. Анализ выявил «необоснованную выплату заработных плат за счет статьи “командировочные расходы”», а следствие позже назвало это «хищениями в составе ОПГ».
- То есть фактически речь идет о неправомерных переводах сумм из бюджетной классификации: вместо командировок - на зарплату, - говорит Вранчев, - а такой уголовной статьи нет.
Прокурор, защита и судья интересовались также у следователя, почему все протоколы допросов игроков практически идентичны друг другу (напомню, от этих показаний спортсмены в суде отказались, поскольку признались в недостаточном владении русским языком, на котором велись допросы). Следователь заявил, что не давил на свидетелей.
В своем последнем слове подсудимые просили полностью их оправдать по всем предъявленным обвинениям, поскольку, цитирую Муханбетжанова, «наши действия не носили преступного характера и не могли причинить ущерба государству».
Напомню, прокурор Гаухар ИБРАШЕВА запросила для Запевалова и Муханбетжанова по 9 лет лишения свободы в колонии строгого режима, для Харкиной – 9 лет в колонии общего режима.
Вынесение приговора назначено на 16 октября.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА