12 июня Мажилис Парламента принял в первом чтении проект закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» и сопутствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам национальной палаты предпринимателей». О том, чем это обернётся для бизнеса, говорилось на заседании Совета предпринимателей при Атырауском филиале НЭП «Атамекен».
ВАМ БУДЕТ МОЩНАЯ СТРУКТУРА
Руководитель филиала НЭП «Атамекен» Асылбек ДЖАКИЕВ выразил уверенность, что такая структура нужна в Казахстане. Сегодня, по его словам, «предприниматель не может в одиночку заниматься сокращением бюрократических процедур, анализом экономической ситуации, поиском рынков сбыта за пределами страны, не может противостоять глобальным экономическим тенденциям». В развитых странах эти задачи решают бизнес-ассоциации, т. е. объединения предпринимателей по территориальному или отраслевому признаку. Подобных объединений в Казахстане около 700. Но они сосредоточены в основном в областных центрах, тогда как сельские предприниматели на селе остаются один на один со своими проблемами. Вот почему, сказал Джакиев, учитывая опыт Австрии и Турции, было решено объединить предпринимателей в одну мощную структуру – Национальную палату.
Отныне, уверяют предпринимателей, ни один закон и ни одно постановление правительства не будут приняты, если они мешают свободному развитию бизнеса. В частности, предприниматели через центральный аппарат и филиалы на местах (16 региональных палат, 27 палат в городах республиканского значения и моногородах, 187 районных филиалов, а также представительства за рубежом) будут производить общественный мониторинг законодательства и госпрограмм, оценивать работу органов власти, отслеживать, чтобы бюджетные средства использовались по назначению.
Один из участников заседания выразил сомнение – не станет ли Нацпалата еще одним «министерством по развитию бизнеса», содержащимся на деньги налогоплательщиков? Помнится, создавались у нас, а потом канули в Лету Агентство РК по поддержке малого бизнеса в 1999 году, Комиссия при правительстве по вопросам МСБ в 2002 году. В 2011-м был создан Комитет по развитию предпринимательства при министерстве экономического развития… На это Джакиев ответил, что правительство будет участвовать в работе Палаты только в переходный период, по истечении которого выйдет из состава учредителей.
БАНКЕТ ЗА СЧЁТ БЮДЖЕТА?
Разумеется, более всего бизнесменов «зацепил» принцип обязательного членства в НПП всех субъектов предпринимательства и обязательных членских взносов. В этом плане, в отличие от туманного «представительства интересов и защиты прав предпринимателей», всё расписано чётко и деловито. Ежегодно НПП до 1 июля выставляет счет субъектам предпринимательства для оплаты членского взноса на основании сведений, представленных налоговыми органами. Взносы уплачиваются до 31 декабря. Представители малого бизнеса освобождаются от уплаты членских взносов на время переходного периода – в течение 5 лет.
В дальнейшем максимальный размер обязательных ежегодных взносов будет устанавливать правительство. Через 5 лет съезд НПП должен будет решить, трогать ли по взносам и малый бизнес.
Немаловажно для предпринимателей, что их взносы будут автоматически относиться на налоговые вычеты, что избавит от дополнительных расходов. Размеры членских взносов будут дифференцироваться в зависимости от совокупного годового дохода субъекта предпринимательства.
Напомним, что к среднему бизнесу относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников от 50 до 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год от 60 000 МРП до 325 000 МРП (верхний предел в 2013 г. это 562 млн 575 тысяч тенге). Соответственно определяется малый и крупный бизнес.
На начальный период для среднего бизнеса установлен ежегодный взнос в размере 360 тысяч, для крупного – 3 млн 600 тысяч тенге.
На что потратить собранные деньги – одобряет съезд национальной палаты: 50% делегатов – предприниматели, за которых голосовали в регионах, 50% – представители бизнес-ассоциаций.
Учитывая, что будущая палата призвана защищать права МСБ, я напомнила Джакиеву о его недавнем заявлении в городской прокуратуре о том, что ИП не должны считаться юридическими лицами.
– Что предпринято, чтобы решить этот больной вопрос, ставящий под угрозу само существование индивидуальных предпринимателей?
– Направлены официальные запросы в прокуратуру г. Атырау, департамент юстиции Атырауской области о законности определения ИП как юрлиц. К решению проблемы подключился ряд депутатов областного маслихата.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора