Атырау, 24 апреля 22:23
 ясноВ Атырау +13
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Дети Большой Белуги

18 105 просмотров

В минувшее воскресенье утром на Курилкинском осетроводном заводе начались «роды» у белуги, выловленной в начале месяца рыбаками ПК «Амангельды» (см. «День Большой Белуги»). К сожалению, с самого начала прогнозы для 300-килограммовой роженицы были неутешительными. Из-за полученных травм при перевозке и очень большого веса и силы белуги (к этой громадине невозможно даже подойти) сохранить ее жизнь не удалось. Одно радует, рыба воистину оказалась золотой – из ее брюха извлекли более 41 кг икры (на черном рынке 1 кг белужьей икры стоит 200 тысяч тенге). Вся икра пошла на воспроизводство. Примерно через два месяца должны выпуститься 500-600 тысяч мальков белуги. 

УТРЕННЯЯ ДОЙКА ОСЕТРОВ

В это же утро на заводе принимали роды и у двух самок осетра. Роды у породистых мамаш прошли благополучно – каждую удалось, как говорят специалисты, прижизненно выдоить. Общий вес полученной икры – 8,5 кг. Нам с фотокорреспондентом удалось понаблюдать за этим уникальным процессом.

День «родов» для всех трех рожениц был рассчитан заранее. По словам директора осетроводного завода Гильмана САРСЕМАЛИЕВА, в эти дни установилась нерестовая температура для белуги и осетра - вода в бассейне прогрелась до 13 градусов тепла. Поэтому за день до этого белуге, двум самкам и 6 самцам осетров сделали инъекции вытяжки из гипофиза рыбы, ускоряющие созревание икринок и спермы. Чтобы помочь нашим специалистам, приехали их астраханские коллеги; россияне привезли с собой узи-аппарат.

В 10 утра узи-диагностику прошла одна из самок осетра. На мониторе тысячи мелких черных точек. Это икринки.

- Конец четвертой стадии созревания, - говорит, внимательно глядя в монитор, главный рыбовод завода Майра ЗУЛКАШЕВА. - Самка готова рожать.

Инъекции действуют на осетрих быстрее, чем на белугу, из-за малого веса первых. Настала очередь самцов – чтобы выдоить семя, их по одному вылавливают из бассейна. Но, увы, из 6 осетров семя удалось получить только у одного.

- Они неспелые оказались, - говорит Г. Сарсемалиев. – И коллеги-астраханцы тоже не поймут в чем дело, раз рыба заходит в реку, она уже созревшая должна быть, на 3-й или 4-й стадии.

Отобранную сперму исследуют под микроскопом на активность сперматозоидов. Оценивают по пятибалльной шкале, высокий балл означает, что большинство живчиков активны. Выдоенную сперму оценили на 4 с плюсом. Ее ставят в холодную воду.

Тем временем начался самый важный процесс – роды осетрихи. Держа ее за грудные плавники и хвост, опытные «акушеры» осетроводного завода начали операцию по выдаиванию. Через мгновение в белый таз струйкой полились черные икринки. Но вскоре процесс остановился.

- Полостной жидкости практически нет, - комментируют специалисты. - Воды уже отошли. Поэтому икра идет туго. Но это не страшно.

Роженице помогают пинцетом. И вот уже в таз полились струи икры - всего осетриха дала 3,5 кг. Икру разделили порциями по 1 кг и приготовили для дальнейшего осеменения.

Чтобы осеменить одну порцию, нужно всего лишь 10 миллилитров спермы - ее разбавляют водой и наливают в таз с икрой. В течение 3 минут смешивают круговыми движениями, чтобы помочь сперматозоидам проникнуть в яйцеклетку. Следующий этап – так называемый процесс обесклеивания. Оплодотворенная икра смешивается с речным илом и заливается в специальный аппарат:

- В природе, когда самка нерестится, икра имеет свойство клейкости, чтобы прикрепиться к гальке. В наших условиях клейкость не нужна, поэтому, прежде чем помещать икру в инкубационный аппарат, икра обесклеивается, - объясняет Сарсемалиев.

Процесс занимает 45 минут. Оплодотворенная икра распределяется по инкубаторам для дальнейшего созревания. Через 10-12 дней, в зависимости от температуры, выклюнутся личинки. Когда они немного подрастут, их выпустят в пруды.

ОНА БЫЛА ТАКОЙ БОЛЬШОЙ…

И вот подошел и срок белуги. Мужчины залезли в бассейн и попытались опрокинуть ее на спину, чтобы осмотреть брюхо. Но не тут-то было. Белуга начала извиваться и устрашающе бить хвостом так, что вода в бассейне бешено забурлила. Мне стало не по себе, почудилось, что громадное молчаливое создание предчувствует свою погибель.

Но после долгой схватки она подчинилась. Над водой показалось огромное красное брюхо.

- Это ее брачный наряд, - говорит Сарсемалиев. – Перед нерестом брюхо самок краснеет. - Поймав в воде несколько икринок, он показывает нам: - Видите, нормальная, хорошая икра. Яйцо готово принять сперматозоид.

- К сожалению, выдоить икру у белуги не получится,- говорит Василий. - Во-первых, у нее огромный вес. Во-вторых, она травмирована.

…Из распоротого брюха Большой Белуги начали извлекать икру, распределять по тазам и, как выражаются рыбоводы, отбивать ее руками, т.е. вручную отделять икринки от оболочки. К этому процессу подключились все, даже наблюдатели.

- Видите, местами пошел перезрев, - говорит Василий, показывая на множество белых зернышек. - Через несколько часов эту икру уже нельзя было бы использовать для воспроизводства. Поэтому белугу пришлось убить. Мы на Волге тоже оперируем белуг весом ну максимум до 150-200 килограммов, а эта на три центнера тянула…

Если дальше все пойдет хорошо, Курилкинский завод сможет выпустить летом полмиллиона белужат от единственной самки, выловленной в Урале в этом году.

- Что будете делать с мясом белуги? – спрашиваю у директора завода.

- Раньше продавали. Но вот уже 3 года как ввели для заводов запрет на продажу рыбы. Будем пока держать в морозильнике, возможно, разрешат сдать ее на переработку…

ОБЛОЖИТЕ АДЖИП РЫБНОЙ ДАНЬЮ

Но ждать милости от природы нельзя, нужно действовать самим, считают россияне.

- Вашим заводам уже сейчас нужно формировать свое маточное стадо, голов 1000-1500. Тогда у вас появится реальная возможность помочь красной рыбе и еще заработать на этом, - говорит Василий. Он работает главным рыбоводом в одной из частных компаний Астрахани. - Но чтобы создать свои маточные стада, нужна мощная государственная поддержка. Наши российские заводы львиную долю плана делают за счет своего стада, и только 20-30% - за счет лова дикой рыбы.

Поговорив с собеседником, понимаю, что масштабы разведения осетровых в России несопоставимы с казахстанскими:

- По условиям нашего государства, нефтяная компания «Лукойл» должна выполнить экологическую программу: за 3 года выпустить в Каспий 45 млн. мальков. В противном случае ей не позволят добывать здесь нефть. В этой программе участвуют все наши осетроводные заводы и частные компании. «Лукойл» платит деньги, а мы выращиваем мальков. У нас в Астрахани 6 осетроводных заводов общей мощностью 60-70 млн. мальков (для сравнения: в Атырау всего 2 завода общей мощностью 7 млн. мальков).

Наши заводы формируют собственные маточные стада. В этом году каждый из них выловил примерно по 300 самок осетровых. Они сделают им операцию (выдоят икру) и оставят их у себя, приучат к искусственным кормам, и буквально через 4-5 лет рыба снова созреет. Таким образом, рыба начнет приносить прибыль.

К примеру, в нашей компании 1000 самок осетра. Мы начали создавать стадо в 2001 году, уже тогда наши хозяева понимали ситуацию и всех самок оставляли живыми, т. е. брали  икру прижизненно. Сейчас у нас ежегодно созревает 200-300 самок осетра. Мы, не напрягаясь, можем произвести 20 млн. штук оплодотворенной икры. Это 6-8 млн. мальков. Мы продаем икру для воспроизводственных целей. Конечно, в идеале мы хотели бы 90% икры отдавать на воспроизводство, а 10% - на пищевые цели. Но пока получается наоборот.

- А что прибыльнее?

- Конечно, большую прибыль приносит оплодотворенная икра. Мы продаем ее поштучно, одна икринка - 2 рубля. Из двух икринок получается одна взрослая рыба. Весь процесс – от икринки до товара - занимает 5 лет.

В Астрахани первый осетроводный завод был построен в 60-х годах. Это решение приняли после того, как в 1956 году построили Волгоградскую плотину, которая отсекла все естественные нерестилища осетровых. У вас такой необходимости не было.

Еще одна проблема в том, что сейчас нет энтузиастов, фанатиков-рыбоводов. Молодежь не хочет заниматься такой работой, все подались в бизнес. Наверное, надо заинтересовать их материально. Лет через 10 мы, старики, уйдем, кто будет работать после нас? Я знаю, и в Казахстане такая же проблема. В свое время, когда я заканчивал Астраханский рыбтуз, 150 человек на ихтиолога учились, сейчас 5-6. Многие частные хозяйства ищут специалистов-рыбоводов, они готовы платить им хорошие деньги. Но не могут найти.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото и видео автора и Каната ЕЛЕУОВА

23 апреля 2013, 10:09

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz