Кашаган. Остров DДо первой нефтедобычи на Кашаганском месторождении остаются считанные месяцы (по последним заявлениям – март 2013 г.). Заветную нефть от большой земли отделяет 4 200 метров ниже дна моря и дуэт аномальных характеристик месторождения: наличие высокого давления и высокосернистого газа.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Готовность объектов на этапе опытно-промышленной разработки - ОПР (Этап 1) крупнейшего в мире Кашаганского месторождения нефти составляет около 92%. Работы на очереди 1 и 2 в рамках Этапа 1, необходимые для начала первой добычи нефти, завершены на 97%, заявил оператор проекта NCOC в ходе двухдневного пресс-тура (11-12 октября) на Кашаганское месторождение и завод «Болашак».
Вначале о том, о чем мы узнали в стенах офиса консорциума.
Ерболат ОспановПо словам заместителя директора NCOC по внешним связям Ерболата ОСПАНОВА (на снимке), на начальной стадии нефтедобычи, в рамках очереди 1 и 2, планируется выйти в среднем на объём в 300 тысяч баррелей в сутки. Менеджеры не скрывали, что выйти на этот уровень вряд ли удастся в 2013 году – из-за первоначальных неизбежных сбоев и остановок в работе нового завода Болашак, предназначенного для доведения кашаганской нефти до товарного состояния. Время следования кашаганской нефти по трубопроводу с острова D до Болашака составит 8-10 часов. А чтобы полностью остановить завод для отладки технологических процессов, потребуется от 10 до 14 дней.
Номинальная мощность на Этапе 1 составляет 370 тысяч баррелей в сутки. Выйти на полную производственную мощность в 450 тысяч баррелей в сутки планируется после начала проекта по закачке сырого газа в пласт.
На сегодняшний день на искусственных островах А и D и островах-сателлитах пробурена 41 эксплуатационная скважина, каждая глубиной от 4 до 5 км. А в сумме длина всех пробуренных скважин составляет 200 тысяч метров.
По информации консорциума, на этапе ОПР будет задействовано 40 скважин, из них 20 скважин на островах A (8) и D (12) и 20 скважин на островах EPC (островов с таким названием 3 штуки). Через 6 месяцев 4 добывающие скважины на Острове D будут переведены в нагнетательный режим (закачка сырого газа в пласт).
Начнут добычу первой нефти с 6-ти скважин острова А. Оттуда нефть по трубопроводам будет доставляться на остров D. Скважины острова D на этой стадии эксплуатироваться пока не будут.
ГЛАВНЫЙ ОСТРОВ
Жан Карло РУИ Первым пунктом двухдневного пресс-тура стал буровой остров А. О том, что строительство всех объектов уже завершилось, наглядно свидетельствуют малочисленность рабочего персонала и то, что на острове практически отсутствуют следы былой стройки. Как проинформировал сопровождавший нас во время экскурсии по островам менеджер строительного участка морского комплекса Жан Карло РУИ (на снимке), в настоящее время идет процесс пуско-наладки и передачи объектов эксплуатационной группе.
А – остров небольшой, и мы обошли его буквально за 20 минут. По словам Руи, все 8 скважин готовы к добыче, а до этого часа плотно загерметизированы. Нефть из первых 6-ти скважин будет отправляться по двум 18-дюймовым и одному тестовому (диаметр 10 дюймов) трубопроводам из углеродистой стали на остров Д. Сюда будет стекаться нефть со всех островов для первичного отделения нефти от сопутствующих компонентов.
Отсюда сырые нефть и газ по 28-дюймовым подводным трубопроводам, также из углеродистой стали, будут транспортироваться на завод Болашак. По третьему трубопроводу из Болашака будет возвращаться очищенный топливный газ для энергоснабжения морского комплекса. Пока для этих целей на острове А применяются солнечные батареи.
По словам Руи, процесс нефтедобычи на островах-сателлитах, включая А, будет полностью автоматизирован, то есть на них не будет ни одного человека. А управление технологическими процессами будет производиться с острова Д (острова соединены с главным островом D оптико-волоконными кабелями). На вахте на главном острове будут находиться до 240 человек.
Руи посетовал на наш резко-континентальный климат, который добавил много сложностей на этапе строительства. Особенно в зимнее время.
УСПЕЮТ ЛИ ДО МАРТА?
Трубопроводы, идущие с других островов на остров DОстров D– в разы больше первого, размером 1,7 на 1,2 км. По сравнению с прошлым годом, прогресс налицо. Но, по словам Руи, в плане готовности остров Dотстает от А на несколько месяцев. И чтобы завершить работы, потребуется пара месяцев 2013 г. Что заставляет усомниться в озвученном Тимуром КУЛИБАЕВЫМ сроке начала добычи первой нефти – март следующего года.
На пике строительства на D острове было занято свыше 6,5 тысяч работников, тогда как сегодня здесь работает менее 5 тысяч, численность персонала при этом неуклонно снижается.
Во время обеденного перерыва я удостоверилась в том, что индийских рабочих на острове в спецовках «Kazmunai» очень много. Причем, на обоих островах: Aи D.
В отличие от прошлого визита, стало явно больше сотрудников службы безопасности. Они стояли практически на каждом переходе между модулями.
Остров условно можно разделить на южную и северную части. В первой концентрируется технологическая часть: установки сепарации (отделения) нефти, дегидратации газа и модули компримирования газа мгновенного испарения. На севере – зона инженерного обеспечения: модули энергоснабжения, аварийного генератора и т.д., здесь же находятся жилые блоки, офисы и аппаратная. В последней находится сердце острова D – пульт управления, из которого в скором будущем и будет производиться управление всеми операциями на морском комплексе. Сегодня на пульте работают 4 оператора (2 казахстанца и 2 иностранца). Но в будущем здесь будут работать только национальные кадры.
В западной части острова располагаются 2 модуля обратной закачки сырого газа в пласт. На востоке – подъемный остров, принимающий трубопроводы. Всего на острове 12 модулей.
Остров АКстати, на подходе к подъемному острову мы почувствовали запах сероводорода, который усиливался при приближении. На вопрос о происхождении этого запаха нам отвечали, что так пахнет дождевая вода, накопившаяся в дренажных колодцах, которую по прошествии времени вывозят для очистки в Баутино. Кроме того, в этом месте некогда находились буровые станки, после демонтажа которых на дне осталось какое-то количество отходов, в том числе бурового шлама.
ПРИОРИТЕТ – ЗАЩИТА АТЫРАУ
Наибольший интерес у журналистов вызывали планы и сценарии реагирования на разливы нефти. Казахстанский сотрудник по имени Талгат на вопрос о безопасности сотрудников во время возможной аварии честно ответил, что согласно правилам, ликвидационная группа будет выжидать, пока с поверхности нефтяного пятна не улетучатся смертельно опасные газы: меркаптаны и сероводород.
Журналисты боязливо поежились, представив, что может произойти за время ожидания. Ведь нефтяное пятно с сопутствующим ему газами в считанные часы может достичь устья реки Урал, а оттуда и до населенных пунктов рукой подать, включая Атырау.
Преградить дорогу нефтяному разливу в северном направлении и является первоочередной задачей СКЭБР. В настоящее время идет строительство канала для базы.
В NCOC не скрывали, что в случае разливов 1-2 степени помощь со СКЭБРа подоспеет быстрее, чем из аналогичной базы в Баутино. Но, как нам известно, переговоры между казахстанской стороной и консорциумом по аренде базы еще продолжаются.
СЕРА НЕ БУДЕТ ПЫЛИТЬ
Во второй день пресс-тура мы посетили завод Болашак на Карабатане, куда будет поступать нефть из Кашагана. По словам менеджера проекта по объектам наземного комплекса Луки МОРИ, завод готов на 99 %: строительство завершено полностью, процесс пуско-наладки - на 85%.
Первую очередь завода планируется протестировать уже в ноябре этого года. Сначала под давлением, а потом и с введением углеводородов. Вторая очередь подвергнется апробации в 2013 году.
- Мы должны быть готовы принять всю эту гремучую смесь неочищенных углеводородов, - озабоченно сказал Мори. Напомню, что Атырау находится всего в 35 км от Болашака.
По аналогии с Тенгизским проектом, журналистов интересовал вопрос о сере. По словам Мори, после начала добычи нефти завод будет производить 3,8 тысяч тонн серы в сутки, или более 1 млн. тонн в год. У компании есть разрешение на хранение 4 млн. тонн серы.
На сегодня на территории завода построено 6 серных карт. Напомним, что в отличие от Тенгиза, на Карабатане сера будет храниться в опечатанном виде – она будет заливаться в деревянные ящики, изолированные сверху и снизу несколькими слоями песка и геомембраны.
По словам Л. Мори, если на Тенгизе процесс дробления серы сопровождается пылью, то на Карабатане пойдут другим путем. Серу вынут из ящиков, переплавят в жидкое состояние, изготовят из нее пастилки и отправят на экспорт.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора