После отставки Б.Рыскалиева далекий от Акорды Атырау стал вдруг эпицентром политических интриг и был втянут в гущу громких скандалов, в том числе и трагикомических, как демарш местных депутатов. Недавний приезд первого зампреда партии «Нур Отан» Н. Нигматулина, откровения генпрокурора А. Даулбаева и руководителя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Р. Тусупбекова о масштабах коррупции в Атырауской области так и не внесли ясности – что происходит на самом деле?
«Ак Жайык» попросил дать свою оценку политической ситуации после отставки акима известного политолога, кандидата политических наук, руководителя «Группы оценки рисков» Досыма САТПАЕВА.
-Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с отставкой Рыскалиева: ожидалась реакция президента и парламента на факты масштабной коррупции в Атырауской области и поведение местной "элиты", поддержавшей акима в отставке. Но 3 сентября эта тема не была затронута. Вновь возникла пауза, породившая слухи. Как, по-вашему - идет торг между покровителем Рыскалиева Асланом Мусиным и президентом? Каким может быть исход этой борьбы? Какими могут быть последствия ухода Мусина со своего поста или, наоборот, укрепления его позиций?
- Во-первых, практика показывает, что президент никогда публично не комментирует те или иные кадровые перестановки, особенно на местном уровне. Естественно, что акцент также не делается и на конкретных коррупционных фактах. Расследование только началось, и папка с компроматом на прежнее руководство области и их покровителей в Астане будет еще «толстеть». Надо исходить из того, что любые громкие коррупционные скандалы, в которых замешаны нерядовые чиновники, бумерангом бьет и по репутации самой Акорды.
Расследование только началось, и папка с компроматом на прежнее руководство области и их покровителей в Астане будет еще «толстеть».
Во-вторых, торг всегда идет. Вообще внутриэлитные отношения в Казахстане это интересное сочетание тайной войны и торговли. Одних убирают. Других покупают. Но ни один из представителей казахстанской элиты (даже члены президентской семьи) не может вести какой-то торг с главой государства, так как это не равные фигуры. Если у Аслана Мусина и возникли проблемы, то его главная задача не торговаться с президентом, а перевести все стрелки на своих противников. По сути, сейчас идет борьба компроматов. Папки и аналитические записки от разных групп, имеющих доступ к «ушам» президента, регулярно ложатся на его стол. Но окончательное решение принимает именно глава государства, исходя, в первую очередь, из соблюдения баланса сил внутри элиты. Никто не должен чувствовать себя победителем в этой войне. Все должны знать, что главным арбитром всегда остается президент.
- Генпрокурор на активе "Нур Отана" в Атырау сообщил о возбуждении уголовных дел и описал механизм и масштабы коррупции, очевидно связанных с персоной бывшего акима. Однако на наш вопрос о его местонахождении и возможных мерах пресечения отвечал коротко - не знаю. В чем, по-вашему, причина такого поведения генпрокурора? Опять же - дело в том, что торг пока не закончен?
- Просто судьба Рыскалиева и Мусина еще не решена. Президент, как римский император, еще не поднял вверх палец и не опустил его вниз. Как я уже отметил выше, решение будет приниматься исходя из того, у кого папка с компроматами будет толще. Учитывая то, что против группы Мусина объединились несколько влиятельных игроков, их папка может оказаться более весомой.
- Демарш атырауских депутатов, по-вашему, простая глупость или действительно несет в себе зародыш сепаратизма?
- Практика показывает: если тот или иной высокопоставленный чиновник начинает использовать письма от народа в свою поддержку, значит, он чувствует, что в кулуарной борьбе его позиции ослабевают. По сути, это один из индикаторов номенклатурной слабости. Что касается депутатов, то их поведение лишний раз подчеркивает их зависимость, с одной стороны, от местной региональной элиты, частью которой они являются, с другой стороны - от Астаны. Они просто оказались между двух огней и попали в комическую ситуацию, что, конечно, не делает им чести.
Практика показывает: если тот или иной высокопоставленный чиновник начинает использовать письма от народа в свою поддержку, значит, он чувствует, что в кулуарной борьбе его позиции ослабевают.
- Многие политологи предрекали "жаркую" политическую осень и начало серьезных реформ. Согласны ли вы с этими прогнозами?
- Для меня «жаркая политика» не связана с очередными кадровыми перестановками в областях и даже в правительстве. Все это хождение по кругу. Как говорится – акцент лишь на деревья, но не на лес в целом. Гораздо более важными являются вопросы, связанные с формирование четкого и понятного (для элиты и общества) механизма преемственности власти в стране. Это более фундаментальные процессы, от которых действительно зависит будущее Казахстана. Но пока, к сожалению, об этом механизме еще не сказано. Возможно, будут тянуть до 2016 года. Но время уже играет против нас.
- Спасибо.
Сауле ТАСБУЛАТОВА