Атырау, 19 мая 22:13
 ясноВ Атырау +12
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

«Онлайн-кредиты лучше просто отменить»

6 722 просмотра

В последнее время в Атырау участились случаи мошенничества с оформлением кредита онлайн в микрокредитных организациях. Всё началось с прошлого года, когда вышло разрешение Нацбанка предоставлять микрокредиты электронным способом. По словам руководителя Управления регулирования и развития финансового рынка по Атырауской области Асланбека КАБЕСОВА, с начала года поступило 35 жалоб на мошенничество в этой сфере.

К примеру,  по данным Polisia.kz, с февраля по июнь прошлого года 27-летний житель Костаная обманным путём, под разными предлогами раздобыв копии удостоверений, оформил кредит на 44 казахстанцев.

– Мошенники, используя разные способы, взламывают личный кабинет клиента банка, вносят его личные данные и оформляют банковскую карту на его имя. Указывают почтовый адрес для отправки карты, но получает её не настоящий владелец, а мошенник. Непонятно, как тут могут быть замешаны сотрудники Казпочты, ведь карту они должны вручать именно настоящему владельцу, – говорит А. Кабесов.

Далее он привел ещё один пример мошенничества в оформлении онлайн-кредита в микрокредитной организации. Недавно обратился с жалобой житель Атырау. Его обманула женщина, с которой он недавно познакомился, и та попросила его дать карточный счет, мол, «мой счет в банке заблокирован, а деньги должны поступить именно сейчас». Мужчина доверился, продиктовал ей свой номер карты и сделал как она попросила: поступившие деньги в сумме 270 тыс. тенге передал ей. Но потом, когда через некоторое время он пошел в банк оформить на себя кредит, то узнал правду: оказалось, женщина оформила кредит на его имя.

Еще один вариант аферы: при оформлении онлайн-кредита требуется селфи с удостоверением личности, а мошенники, используя чужие удостоверения, вклеивают в документ вместо владельца своё фото.

Кабесов считает, что тут нет вины микрокредитных организаций:

– Да, проверяют, там ИИН видно же. Ну, мошенники находят разные способы, взламывая личные кабинеты клиентов.

– Какие меры принимаете к микрокредитным организациям в случае выявления фактов мошенничества?

– Если установлено нарушение законодательства со стороны микрокредитной организации или банка, мы направляем им письменное предписание об устранении ошибки и возврате денег клиенту. Либо привлекаем к административной ответственности и штрафуем. К микрокредитным организациям применяем статью 211 КоАП РК Нарушение требований законодательства о микрофинансовой деятельности»), к банкам второго уровня – статью 213 Нарушение требований банковского законодательства РК») и 214 Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).

А вообще, по мнению Кабесова, нужно отменить онлайн-кредитование. К слову, именно Агентство по регулированию и развитию финансового рынка выдает соответствующие лицензии.

В целом по стране зарегистрировано более тысячи микрокредитных организаций, из них в Атырау лицензию получили всего 4. Остальные филиалы получили лицензию в Алматы.

Как обезопасить себя от мошенников, занимающихся оформлением онлайн-кредитов?

Вот что нам посоветовали в управлении регулирования и развития финансового рынка:

  1. Не пишите ПИН-код на карте и не сообщайте его другим, не вводите его нигде, кроме банкоматов и POS-терминалов.
  2. Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети или мессенджерах. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему нужен только номер карты или просто номер телефона;
  3. Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
  4. Не публикуйте свои личные и банковские данные в интернете, не теряйте из виду свою карту при проведении платежей в кафе/ресторане.
  5. Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию.
  6. Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, и внимательно проверьте написание сайта в адресной строке, он должен начинаться с HTTPS и символа закрытого замка.
  7. Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете.
  8. Подключите сервис SMS/Push уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по вашим картам.
  9. Внимательно читайте содержимое СМС/Push сообщений; если пришло сообщение об операции, которую вы не совершали – не вводите пароль и позвоните в банк.
  10. Никогда не вводите пароль для отмены или аннулирования операций – такие запросы формируют только мошенники.
  11. Узнайте в банке и при наличии возможности попросите включить функцию 3D-Secure (VISA) или SecureCode (MasterCard) для своей платежной карты.
  12. Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. Пароли должны быть разными, более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Старайтесь чтобы пароль имел для вас смысл и вы могли его легко запомнить. Храните его в тайне.
  13. Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты.
  14. Воздержитесь от установки на ваши электронные устройства сомнительных программ.
  15. Не используйте публичные (открытые) wi-fi сети для доступа в личный интернет-банкинг.
  16. Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах, с которых подключаете сервисы интернет-банкинга.
  17. И помните, что бдительность – это лучшая защита от мошенников.

Айнур САПАРОВА

4 июня 2021, 09:42

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz