Атырау, 21 мая 17:50
 ясноВ Атырау +18
$ 443.72
€ 482.28
₽ 4.90

Счета за тепло: антимонопольщики проверяют, ТЭЦ объясняет, жители по-прежнему в трансе

8 122 просмотра

Из ответа АО «АТЭЦ» на редакционный запрос АЖ»по поводу высоких цен за отопление в декабре 2020 года выяснились интересные сопутствующие обстоятельства. Например, оказывается, с 1 января 2021 года тариф на транспортировку газа для производства электрической и тепловой энергии вырос почти в два раза с 2370 тенге за тыс./кубометров до 4551. И это, как следует из ответа за подписью президента АО «АТЭЦ» Максота АЛЕНОВА, приведёт к экономической нестабильности предприятия – вплоть до банкротства.

В этой ситуации АО «АТЭЦ» было вынуждено подать заявку в департамент комитета по регулированию естественных монополий Атырауской области «на корректировку утвержденных тарифов по тепловой и электрической энергии в сторону их увеличения», как сказано в письме – «во избежание нарушения надежности энергоснабжения Атырауского региона». Предлагается и другой вариант: приостановить действие нового тарифа на услуги АО «Интергаз Центральная Азия». Соответствующее предложение местные энергетики передали в Комитет по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК. 

В пресс-службе Комитета нам подтвердили, что такое письмо из Атырау действительно поступило, и оно находится на рассмотрении. В Астане также сообщили, что «после жалоб граждан о неправомерных и завышенных счетах за тепло за декабрь 2020 года в ряде регионов страны, в том числе в Атырау, открыты внеплановые проверки в отношении субъектов, поставляющих тепловую энергию. Региональные департаменты проведут тщательный анализ обоснованности выставления высоких платежей». 

Кроме того, в Комитете напомнили, что в 2021 году заканчивается действие ранее утвержденных на 5 лет предельных тарифов, и в конце года ожидается обращение субъектов естественных монополий с заявками на утверждение новых предельных тарифов на 2022-2026 годы.

ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СУД

А пока давайте попробуем разобраться с «декабрьским казусом» сами, используя в том числе ответы на наши предыдущие запросы пресс-службы АТЭЦ.

На вопрос о принимаемых мерах по заявлениям потребителей монополист сообщил, что сейчас совместно с представителями КСК проверяются показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, зафиксированные в декабре 2020 года. А также проводится визуальный осмотр приборов учета для определения их рабочего состояния. На сегодня в адрес ТЭЦ поступило более 40 заявлений от жителей, но при проверке ни одного факта некорректности показаний приборов или ошибок при расчете начисления, которые заставили бы сделать перерасчет платы за декабрь, не выявлено. «Начисление по ОДПУ производится по фактически потребленному каждым жилым домом количеству тепла и напрямую зависит от температуры наружного воздуха. Вопрос перерасчета в случае отсутствия каких-либо нарушений в произведенном расчете не стоит», – пишет пресс-служба.

Среди прочего жители опасались, что за неуплату по неподъёмным декабрьским счетам по теплу им начнёт отключать электричество «Атырау-Жарык» (мол, одна система). Но тепловики заверяют, что будут разбираться с должниками исключительно в судебном порядке.

ЧТО С ТЕМПЕРАТУРОЙ

Мы запросили у ТЭЦ среднемесячную температуру воздуха за прошлые годы, в том числе за ноябрь и декабрь. Согласно ответу, в ноябре 2019-го было минус 0,5 градусов, а 2020-го – плюс 1,4. В декабре 2019-го минус 0,6 градусов, а 2020-го – минус 8,4. Этой разницей они и объясняют разницу в счетах.

ЧТО СО СЧЁТЧИКАМИ

Мы запросили полное разъяснение по работе общедомового прибора учета. Итак, он является собственностью жильцов согласно требованиям жилищного законодательства РК и находится на обслуживании КСК. И именно КСК или ответственное лицо от жителей несет ответственность за сохранность, целостность счетчика. «Поэтому если у жильцов возникают сомнения в достоверности данных, инициатива о проведении дополнительной метрологической проверки должна исходить непосредственно от них. Работники АТЭЦ ежемесячно снимают показания в присутствии представителя КСК с составлением соответствующих нарядов, оформленных в двухстороннем порядке», – говорится в ответе пресс-службы. Кроме того, перед началом каждого следующего отопительного сезона работники ТЭЦ совместно с КСК должны произвести проверку на предмет сохранности и целостности прибора и пломб. А обязательная госповерка прибора проводится раз в 4 года.

Счетчик определяет, сколько тепловой энергии было отпущено потребителям. Единица измерения – Гкал. Непосредственно расчет сводится к определению объема количества тепла за период между снятием показаний. Затем полученный объем делится на общую площадь всего жилого дома с учетом площади всех квартир и юридических лиц (в случае, если в доме таковые имеются) – таким образом получается количество тепла (Гкал) за 1 квадратный метр. Полученное количество тепла перемножается на общую полезную площадь индивидуально каждой квартиры и тариф, утвержденный ДКРЕМ.

ГОРЯЧАЯ ВОДА – У ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ

Многие задавались вопросом, почему при одинаковой площади квартир суммы за тепло разные. АТЭЦ объясняет, что в квитанциях идёт начисление за подогрев воды (по показаниям индивидуальных счетчиков в квартирах) и за отопление (по показаниям ОДПУ). Так что разница объясняется разным объёмом потребления горячей воды. Или же тем, что у кого-то на начало расчетного месяца осталась неоплаченная задолженность.

ЕСЛИ В КВАРТИРЕ ХОЛОДНО – ОБРАЩАЙТЕСЬ. НО СКОРЕЕ ВСЕГО МЫ НИ ПРИ ЧЁМ

Некоторые жители жаловались, что в квартирах очень жарко, а некоторые, наоборот, что холодно. Как указано в ответе АТЭЦ, температура теплоносителя на выходе из тепловых пунктов Атырау поддерживается в одинаковом режиме и изменяется в зависимости от температуры наружного воздуха. При возникновении проблем требуется комиссионное обследование с целью выявления причин. Для этого жители могут обратиться в письменном виде в АО «АТЭЦ» – будет создана комиссия в составе представителей АТЭЦ, АО «Атырауские тепловые сети» и КСК. После установления причин виновной стороне выдается предписание по устранению недостатков, повлекших за собой снижение температуры воздуха в квартире. Практика такова, пишет пресс-служба АТЭЦ, что причинами обычно оказываются нарушения во внутридомовых или внутриквартирных разводках: завоздушенность или засоренность стояков отопления; засоренность отопительных радиаторов; изменение жителями проектной схемы теплоснабжения путем самовольного увеличения отапливаемой площади; некачественные уплотнители в оконных стеклопакетах. «Следует отметить, что энергопроизводящая организация несет ответственность до точки разграничения балансовой принадлежности (до жилого дома) и не отвечает за нарушения во внутридомовых и внутриквартирных разводках теплоснабжения», – добавил монополист.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

4 февраля 2021, 08:40

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz