Атырау, 19 мая 13:11
 облачноВ Атырау +16
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Туберкулёз в тени коронавируса

5 850 просмотров

С начала пандемии заметно снизилась выявляемость новых туберкулезных больных. Фтизиатры опасаются, что это «затишье» может обернуться через год-другой вспышкой заболевания.

Актуальные аспекты антитуберкулёзной программы обсуждались в Алматы на семинаре, организованном Национальным научным центром фтизиопульмонологии РК в рамках реализации гранта Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией.

 Ситуация с туберкулезом в последние 20 лет заметно улучшилась. Так, если в 1999 году от этой болезни в Казахстане скончались 6 тысяч человек, в 2009-м – 3 тысячи, то в 2019-м – 350. Положительная динамика есть и с заболеваемостью, ежегодно она уменьшается  на 5-10%. Но с начала года выявляемость снизилась на 23%, что вызывает опасения, – говорит менеджер Глобального фонда Шахимурат ИСМАИЛОВ.

Конечно, можно было предположить, что во время карантина люди меньше контактировали, а соответственно реже заражались, но фтизиатры в такую оптимистичную картину не верят. Куда как достовернее предположение, что в этот период люди просто намного реже посещали поликлиники и не проходили обследование. В тоже время фтизиатры напоминают, что одышка, слабость и температура, которая держится дольше 2 недель, могут быть признаками не только коронавирусной инфекции, но и туберкулеза. А он не менее коварен, чем КВИ. К тому же  постоянно мутирует и приобретает устойчивость к лекарствам. От туберкулёза в мире умирает больше людей, чем от всех других инфекционных заболеваний. На сегодняшний день около трети населения планеты инфицировано микобактерией туберкулеза.

 

НЕЗАРАЗНУЮ ФОРМУ МОЖНО ЛЕЧИТЬ И ДОМА

По стандартам ВОЗ, если в стране болеют 50 человек на 100 тысяч населения, это считается эпидемией. Так вот, в Казахстане до 2018 года была эпидемия туберкулеза. Вообще страны бывшего Союза лидируют по числу заболевших и умерших от туберкулеза в Европе. Причем для Казахстана и других стран СНГ характерны его лекарственно устойчивые виды.

Переломной вехой фтизиатры называют 2016 год: именно с этого времени в Казахстане для лечения туберкулеза с лекарственной устойчивостью внедряются новые препараты, рекомендованные ВОЗ, в том числе краткосрочные схемы лечения, которые позволяют добиться излечения в более короткие сроки. Кроме того, с 2016 года больных с незаразной формой ТБ стали лечить не стационарах, а амбулаторно, т. е. пациенты приходят в поликлинику, берут свои лекарства, принимают и идут по своим делам.

Раньше больных ТБ сразу закрывали на два года в больнице. Туберкулез звучал как приговор, человек на несколько лет выпадал из жизни – не мог учиться, работать, заниматься повседневными делами. Родителей разлучали с детьми. Из-за этого больные не хотели лечиться, скрывались от врачей. Теперь у пациентов с неопасной для окружающих формой заболевания появилась возможность лечиться амбулаторно и продолжать свой обычный образ жизни, - говорит Ш. Исмаилов.  

Сегодня в поликлиниках страны открыто более 260 тубкабинетов, а количество коек в стационарах удалось сократить до 5529.

Но как ни странно, сопротивление новые правила вызвали в первую очередь у врачей-терапевтов, на плечи которых легла обязанность по ведению таких больных. Ежедневно пациент должен принимать назначенные ему лекарства и отчитываться об этом в видеообращении к специально обученным сотрудникам поликлиники. На семинаре продемонстрировали, как это делается. На видео пациент называет свои имя и фамилию, дату и время, затем одно за другим принимает лекарства, запивая их водой. Кстати, по словам фтизиатров, раньше пациентам приходилось принимать по 17-21 таблетке в день, но сейчас в связи появлением более эффективных препаратов ежедневная доза снизилось до 8-13 таблеток. 

Казахстан относится к числу немногих стран, которые обеспечили бесплатный доступ к эффективному лечению больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. Кроме того, у нас пациентам оказывается материальная поддержка на протяжении всего курса лечения при условии, что пациент его не прерывает. Благодаря этому эффективность лечения больных туберкулезом в Казахстане одна из самых высоких в мире.

 

СИТУАЦИЯ В АТЫРАУ

Меня как жительницу Атырау очень интересовала ситуация именно в нашем регионе. Увы, и в 2018 и в 2019 году по заболеваемости ТБ мы были на первом месте в стране. Утешением может служить тот факт, что при этом мы относимся к регионам с низким процентом смертности. Тут надо заметить, что смертность высока у пациентов, которые помимо ТБ страдают другими заболеваниями, в первую очередь алкоголизмом и ВИЧ, ведут маргинальный образ жизни и не лечатся. Алкоголики зачастую пренебрегают лечением, но что интересно – по словам фтизиатров, наркоманы в этом плане более ответственны. В Атырау по сравнению с другими регионами невысокие показатели заболеваемости ВИЧ и не так много маргинальных личностей, страдающих туберкулезом.  

Специалисты утверждают: устойчивое мнение, что туберкулезом болеют в основном бывшие заключенные и люди из необеспеченных слоев населения не более чем миф. Заразиться может любой. При этом от момента инфицирования до развития заболевания может пройти несколько лет. Болезнь просто коварно поджидает момента, когда у человека снизится иммунитет или он столкнется со стрессом. Туберкулез поражает преимущественно взрослых людей в их самые продуктивные годы. Однако риску подвергаются все возрастные группы. У людей, инфицированных ВИЧ, вероятность развития активной формы туберкулеза возрастает в 20-30 раз. В группе риска люди, страдающие от других болезней, ослабляющих иммунную систему. Значительно повышает риск заболеть ТБ употребление табака.

 

ОТ РАВНОГО К РАВНОМУ

Для профилактики туберкулеза фтизиатрическая служба и глобальный фонд решили призвать на помощь неправительственный сектор. В каждой области были созданы НПО.

Я всю жизнь занимался спортом, был физически очень активным человеком. И думал, что меня эта зараза никогда не коснется, ну а если и коснется, то я ее легко смогу победить. Но в результате сильного стресса палочка Коха все же одолела меня. К лечению я относился легкомысленно, мог пропускать прием лекарств, а выздоровев, тут же принялся за интенсивные тренировки, хотя врачи предупреждали, что после перенесенного заболевания нужно щадить организм, – рассказывает представитель ОФ «Санат Алеми» (Алматы) Данияр. Кончилось тем, что заболел снова, теперь уже лекарственно устойчивой формой. Лечиться пришлось 2 года. Во второй раз я уже осознал серьезность заболевания и придерживался всех назначений и рекомендаций врачей. Очень жалею, что по своему легкомыслию не слушался их с самого начала, из-за чего пришлось впоследствии принимать очень серьезные препараты. Болезнь изменила многое в моей судьбе. Мне пришлось расстаться с первой женой. Сейчас я женат, моя супруга тоже перенесла туберкулез. У нас есть дети, они абсолютно здоровы. Прежнюю работу я оставил и теперь сотрудничаю с НПО в качестве аутрич-работника.

В широком смысле аутрич (англ. Outreach) это метод социальной работы, который предполагает налаживание контактов и донесение информации до закрытых социальных групп в привычной для них обстановке. Аутрич-работниками обычно становятся либо люди со специальным образованием, либо «свои», выходцы из той же закрытой среды. В данном случае это те, кто сам переболел туберкулезом, и теперь прилагает все усилия для того, чтобы уберечь от коварного заболевания других. Клиентами аутрич-работника могут быть люди без определенного места жительства, мигранты, работницы коммерческого секса, потребители алкоголя или наркотиков.

 

НЕ ВСЕ БОМЖИ ТУБЕРКУЛЁЗНИКИ

В Атырауской области тоже есть НПО, работающие в сфере борьбы с туберкулезом. Оно называется «Мейрим Казахстан». В нем трудятся 12 аутрич-работников, психологи, фтизиатры. Они занимаются выявлением больных среди своих целевых групп: бомжей, лиц, употребляющих алкоголь и наркотики, бывших заключенных, людей с ВИЧ, малоимущих, внешних и внутренних мигрантов. Сотрудничают с местным Центром адаптации, ДУИС, поликлиниками. Причем не только в Атырау, но и во всех районах области.

Пока бомжи находятся в Центре адаптации, контролировать, принимают ли они прописанные лекарства, можно. Но как быть, когда они «уходит на вольные хлеба»? Больным туберкулезом, принимающим лечение, полагается материальная помощь и деньги на проезд до поликлиники.

Как решается вопрос с выплатами, если у человека нет документов? Не тянуть же с лечением до того момента, как ему выправят бумаги?  – интересуюсь я у директора  НПО «Мейрим Казахстан» Диляры АБДРАХМАНОВОЙ.

Наши аутрич-работники продолжают контактировать с лицами без определенного места жительства и после их ухода из Центра адаптации. Они знают их обычные места обитания. В Центре адаптации помогают восстанавливать документы всем, кто в этом нуждается. Однако на практике мы еще не сталкивались со случаями, когда у больного туберкулезом не было документов. Алгоритм действия наших сотрудников таков – он общается со своими клиентами, сопровождает их на обследования – флюорографию и  исследование мокроты на диагностическом аппарате GeneXpert. Не стоит думать, что все представители нашей целевой аудитории больны туберкулезом. Зачастую они здоровы, – рассказывает Д. Абдрахманова. 

Фтизиатры не устают повторять, что неправильное лечение, прерывание курсов лечения приводит к развитию лекарственно устойчивых  форм туберкулеза. Но почему тогда туберкулез с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (МЛУ и ШЛУ) порой диагностируют у впервые заболевших пациентов? – поинтересовалась я у специалистов во время семинара.

Это случается при инфицировании их возбудителем, получившим устойчивость в организме больного «со стажем». Иными словами, если человек заразился туберкулезом от человека с МЛУ или ШЛУ, то у него тоже будет точно такая же с трудом поддающаяся лечению форма заболевания.

А это значит, что от отношения к лечению больного заразной формой туберкулеза зависит не только его состояние, но и здоровье окружающих. Давайте будем ответственней.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

5 октября 2020, 09:10

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz