Атырау, 18 мая 20:25
 облачноВ Атырау +12
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

«…А кризис дал мне пинка под зад – хорошего такого, мобилизующего»

7 806 просмотров

Связанный с пандемией экономический кризис подкосил многие предприятия – большие и малые. Но наши сегодняшние герои нашли способ остаться на плаву, а кто-то – и хорошо заработать. 

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ  ИНЕТ – ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Всего несколько месяцев назад окрыленный первыми успехами Рафхат делился с друзьями в социальной сети тем, что открыл свое дело – центр международных программ. Все шло по намеченному плану, дело расширялось, открывались филиалы в других городах – Нур-Султане, Алматы, Актобе, Актау. Основным направлением работы было оказание помощи при поступлении в учебные заведения в Польше. Но с началом пандемии клиенты стали отказываться от отправки детей на учёбу в Европу. И их можно понять, какой родитель захочет отпускать своего ребенка в такой ситуации? Практически все новости в СМИ и соцсетях были только о коронавирусе, даже не хотелось открывать новостную ленту. В то же время нужно было платить за аренду офисных помещений в нескольких городах, начислять зарплату сотрудникам, как-то решать вопрос со взятым на расширение кредитом. Некоторые клиенты не хотели ждать, когда ситуация стабилизируется, и торопились забрать свои деньги назад.

Я впал в депрессию. Ведь только жизнь начала налаживаться и вмиг всё рухнуло. Знаю, не я один столкнулся с трудностями, но я один из немногих, кому удалось вытянуть свой бизнес из кризиса. Кризис, которого я так боялся, на самом деле дал мне хорошего, мобилизующего такого пинка под зад и новые возможности. Если до него продукты с онлайн-образованием шли вяло, то теперь до 75% клиентов рассматривают возможность удаленного обучения. Тех прежних страхов и предрассудков больше нет. Онлайн-образование стало данностью. Причем если раньше идею удаленного образования продвигали лишь непризнанные аутсайдеры, то теперь в игру вступили и такие гранды, как Гарвард, Йельский университет, Лондонская школа экономики, МГУ и т. д., – говорит Рафхат.

По его мнению, важную роль играет специфика бизнеса. Сфера образования уже давно переживала трансформацию – пандемия лишь ускорила процесс. И если раньше сторонникам традиционного метода образования удавалось игнорировать новые форматы обучения, то вирус бесцеремонно заставил их замолчать. У всех на глазах практически за несколько дней полностью остановилось очное образование. Кризис вынудил всех отказаться от прежних форм преподавания, в первую очередь от лекций, форма которых не менялась еще с прежних веков. Сегодня образовательный центр Рафхата предлагает клиентам языковые курсы в удаленном формате, онлайн-обучение в зарубежных вузах, причем на получение степени не только бакалавра, но и магистра делового администрирования (МВА). И клиенты с интересом относятся к новым предложениям, которые кажутся им более привлекательными – уж в плане безопасности точно.

КАК ЧУВСТВОВАЛ – ЧТО-ТО ГРЯДЁТ

Компания Альберта с 2013 года занимается развозкой школьников в Атырау и Астане, дела шли неплохо. Но в связи с пандемией в марте школы перешли на дистанционное обучение… и бизнес встал. Компания оказалась в сложном положении: 60 автобусов, более 70 работников – водители, механики, администрация – всем необходимо было оплачивать простой, платить за аренду базы и офиса. Очень некстати компанию попросили освободить базу в столице, которую она арендовала несколько лет. Зимы там морозные и ветреные, держать автобусы под открытым небом никак нельзя должна быть гарантия, что спозаранку автобус заведется и вовремя доставит школьников на занятия, и желательно, чтобы ранним морозным утром дети заходили в прогретый салон. Хорошо, что у фирмы есть участок, пришлось в срочном порядке начать ограждение территории и строительство собственной базы.

В бизнесе очень важно уметь адаптироваться к меняющимся условиям. Если это качество есть, то ты выживешь, если нет, то никто тебя не вытащит, рассуждает Альберт. И это наглядно показывает нынешняя ситуация с коронавирусом. Я всегда говорю, что у стола должны быть четыре ножки, чтобы устоять. Так же и в бизнесе, необходимо расширять свою сферу деятельности, чтобы в момент, когда один из видов деятельности встанет, перейти на другой.

И он знает, о чем говорит. Сотрудники компании усердно трудятся весь учебный год, а во время каникул для них наступает долгое затишье. И опыт поиска новых путей использования своих ресурсов у фирмы есть. Несколько лет назад компания стала попутно заниматься предоставлением в аренду легковых автомашин с водителем. Это направление остается востребованным и в данное время. Предприятия, как иностранные, так и казахстанские, предпочитают в основном джипы и пикапы. Компания немного расширила свой автопарк, взяв в кредит еще несколько автомобилей. Затем к ним обратились с предложением возить сотрудников различных компаний, которые продолжают работать офлайн. Оценив перспективность этого направления, компания уже самостоятельно начала поиск клиентов. И наконец, вспомнив свой прежний опыт в сфере поставок, глава компании решил использовать его при освоении новой стези. Таким образом, компания смогла трансформироваться и выйти на новый рынок услуг в части предоставления бизнес-автомобилей, автобусов в аренду с экипажем, бизнес-автомобилей по заявкам в различных городах, поставок самых различных товаров, в том числе средств индивидуальной защиты, мебели и т. д.

Все это позволяет фирме, находясь в режиме экономии, все же выполнять свои обязательства перед сотрудниками, перед арендодателем, банком и с надеждой смотреть в будущее. Впереди у нее строительство собственной базы.  

ДОСТАВКА РУЛИТ

Открывая в ноябре прошлого года свой бизнес по продаже овощей и фруктов, который включал в себя и доставку для удобства клиентов, Ажар и подумать не могла, что вскоре магазину придется действовать только в этом режиме. Как бы там ни было, ее продуктовый бизнес в этой сложной экономической ситуации только продолжает расти. Сервис доставки во время карантина стал пользоваться большим спросом, покупателей и заказов существенно прибавилось. Пришлось дополнительно нанять работников для формирования заказов и начать пользоваться услугами курьерской компании. Кроме этого, она арендовала бортовой транспорт для быстрой перевозки продуктов с сортировочного склада в магазин. Благо найти сейчас транспорт или персонал нетрудно, многие остались без работы. А такой бизнес помогает открывать новые рабочие места. Фирма предлагает широкий ассортимент товаров, но особой популярностью пользуются корень имбиря, лимон, мед, малиновое варенье. Сейчас в планах предпринимательницы открыть оптовую точку продажи товаров первой необходимости, построить теплицу уже выпуска своей продукции под собственной торговой маркой.     

Зульфия ИСКАЛИЕВА

20 июля 2020, 09:30

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz