Атырау, 8 мая 08:08
 возможен дождьВ Атырау +14
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Экономист Мурат Темирханов: Еще раз о 6 трлн тенге на антикризисные меры

9 598 просмотров



Известный экономист Мурат Темирханов на своей странице в Facebook написал о том, сколько на самом деле выделяется на антикризисные меры.

«Уже писал по этому поводу (см. ссылку в первом комментарии). Но, поскольку Минфин дал свои пояснения по 6 трлн, то поясню еще раз, в чем я вижу большое передёргивание фактов.

Первая очень большая «неточность»  это то, что антикризисные меры будут обеспечены за счёт республиканского бюджета на 3,4 трлн тенге. Я уже объяснял, что в уточненном республиканском бюджете на реально антикризисные меры была дополнительно выделена сумма в районе 1,5 трлн тенге. Не буду здесь подробно на этом останавливаться, смотрите статью в первом комментарии. Там есть детальная сравнительная таблица, и суммы в 3,4 трлн там близко нет. То есть это минус несуществующих 1,9 трлн тенге из выделенных бюджетных средств.

Далее Минфин говорит, что на финансирование Дорожной карты занятости (ДКЗ) предусмотрен 1 трлн тенге, из них за счёт средств республиканского бюджета – 300 млрд тенге, внебюджетных средств – 700 млрд тенге. 300 млрд уже учтены в бюджетных антикризисных мерах на сумму 1,5 трлн тенге, о которых я упомянул раньше. Остается вопрос, откуда возьмутся внебюджетные средства на 700 млрд?

Почти со 100%-процентной уверенностью можно сказать, что внебюджетные госрасходы по карте занятости будут финансироваться за счет печатного станка Нацбанка. То есть дочерняя организация Нацбанка, напрямую или через Байтерек, будет выкупать облигации местных исполнительных органов (МИО) по низким процентным ставкам (ниже инфляции). Здесь можно отметить, что использование печатного станка для финансирования госрасходов это крайне неразумная экономическая политика.

На сегодня по этой госпрограмме МИО уже получили 180 млрд тенге по ставке 4,25% через продажу своих облигаций на фондовой бирже. Однако пока неясно, сколько еще будет профинансировано по программе ДКЗ в этом году. Я уверен, что в этом году все 700 млрд не будут освоены. Я думаю, что освоится лишь около 200 млрд этой суммы, что означает минус 0,5 трлн тенге из 2,5 трлн внебюджетных средств.

Дальше Минфин поясняет, что 1 трлн тенге внебюджетных средств направят на льготное кредитование оборотного капитала субъектов бизнеса под 8% (600 млрд тенге) и расширение льготного кредитования инвестиционных проектов под 6% годовых по программе "Экономика простых вещей" (400 млрд).

По госпрограмме "Экономика простых вещей" я уже писал, что она начала действовать с начала 2019 года и на неё предполагалось выделить 600 млрд тенге. До марта этого года по этой программе было выдано всего не более 150 млрд кредитов. То есть прошлая программа была использованы лишь на четверть. Спрашивается, зачем нужно было объявлять о её расширении? Это означает, что не будет никаких дополнительных денег по этой программе. Еще минус 0,4 трлн тенге из 2,5 трлн внебюджетных средств.

Программа льготного кредитования МСБ, пострадавшего от введения ЧП (600 млрд тенге), является новой программой. Однако во время кризиса проблема с подобными госпрограммами заключается в том, что решение по выдаче льготного кредита принимает банк. Поскольку риск невозврата выданных денег лежит на банке, он не спешит с выдачей кредита, пока не проанализирует финансовые прогнозы бизнеса и не будет уверен в возврате денег. Во время кризиса банки обычно совсем прекращают кредитование бизнеса и им не важно, что это специальные льготные кредиты.

По моей оценке в этом году по этой программе вряд ли выдадут более 100 млрд тенге новых кредитов. Это означает минус еще 0,5 трлн тенге из 2,5 трлн внебюджетных средств. Кстати, обе программы льготного кредитования финансируется за счет печатного станка Нацбанка. 

Далее Минфин сказал, что на выплату 4,5 млн казахстанцам 42 500 тенге в течение двух месяцев предусмотрено около 370 млрд тенге из Государственного фонда социального страхования (внебюджетные средства). С этой суммой вопросов нет. Единственное, что здесь можно отметить, что все поступления и использования средств ГФСС не указаны в государственном бюджете, что является очень большим недостатком. Данный фонд не предназначен для такой большой одноразовой выплаты, и на сегодня непонятно, как такая выплата повлияет на финансовую устойчивость ГФСС.

Следующим пунктом в пояснениях Минфина было то, что для жилищного строительства дополнительно будет направлено 390 млрд тенге внебюджетных средств, чтобы довести объёмы строительства жилья в стране до 15 млн квадратных метров. Это опять будет финансироваться за счет печатного станка Нацбанка.

Такое использование денег на жилищное строительство во время кризиса вызывает большое сомнение. Это приведет к тому, что деньги уйдут, а покупать новые квартиры во время кризиса будет некому. Уже сейчас некоторые строительные компании просят государство выкупить непродаваемые квартиры. По моей оценке порядка 200 млрд тенге не будет использовано в этом году. Это еще минус 0,2 трлн из 2,4 трлн внебюджетных средств.

Больше всего удивило пояснение Минфина, что на компенсацию потерь налоговых доходов республиканского бюджета и соответственно для исполнения всех социальных обязательств государства выделено 1,7 трлн тенге. Данная цифра целиком вошла в несуществующие 1,9 трлн бюджетных средств, о которых я писал выше.

Как я детально описывал (см. первый комментарий), в целом расходы уточненного республиканского бюджета в 2020 году вырастут на 1,36 трлн тенге. За счет снижения других расходов на антикризисные меры в республиканском бюджете потратят только 1,5 трлн тенге.

С учетом упавших налоговых доходов и резко возросших расходов в новом бюджете возникает дополнительная дыра (дополнительный дефицит бюджета) на сумму в 3,04 трлн тенге. Данный рост дефицита республиканского бюджета будет частично закрыт увеличением трансферта из Нацфонда на сумму 2,07 трлн, а остальное закроется ростом госдолга.

То есть никаких дополнительных государственных антикризисных расходов на сумму 1,7 трлн тенге и в помине нет! Все остальные статьи по антикризисным мерам из таблицы Минфина уже учтены в тех дополнительных антикризисных 1,5 трлн тенге.

Таким образом, если учесть все минусы, описанные выше, то антикризисные бюджетные средства сократятся с 3,4 до 1,5 трлн тенге, а внебюджетные средства сократятся с 2,5 до 0,9 трлн тенге. То есть вместо объявленных 5,9 трлн тенге на антикризисные меры в 2020 году у нас будет лишь 2,4 трлн.

2,4 трлн тенге составляет примерно 3% от ВВП Казахстана. С другой стороны, развитые страны, такие как США, Германия, другие европейские страны, планируют выделить где-то в районе 10% от ВВП. Казахстан, в отличие от других стран, имеет большие накопления нефтедолларов в нацфонде, и 2,4 трлн тенге это сравнительно небольшая сумма для поддержки экономики. На мой взгляд, такая небольшая сумма не даст необходимого эффекта для стимулирования экономики во время кризиса».

facebook.com/murat.temirkhanov


7 мая 2020, 16:05

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz