Атырау, 20 мая 17:37
 ясноВ Атырау +16
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Станет ли город властелином «колец»?

5 413 просмотров

С момента презентации акиматовской программы озеленения прошло немного времени, а атыраусцы уже всерьёз «заболели» перспективой жить в цветущем оазисе. Почти каждый день в редакцию звонят люди, переживающие за судьбу саженцев, за выкорчеванные при дорожном ремонте деревца. Много просьб дать контакты озеленителей из Кореи, чтобы купить редкую у нас метасеквойю.

 

Кстати, после нашей публикации (“АЖ” №18 от 5.05.2011, «Не к добру исчезли “бяки”») метасеквойя стала очень популярной в Атырау. По словам менеджера программы по озеленению Дмитрия ПАКА, каждое утро озеленители не досчитываются по нескольку саженцев – молодые деревца просто воруют. Хотя, замечает Дмитрий, зря это. Варварски выкорчеванные деревья вряд ли где-нибудь приживутся, поскольку срок для их пересадки уже прошёл, и они сейчас переживают сложный процесс адаптации к непривычной среде. По его словам, сейчас все саженцы болеют и нуждаются в специальном уходе.

Между тем воодушевленные читатели активно интересуются судьбой программы озеленения. Неужели Атырау действительно превратится в оазиc? Или останется прежним, а очередные вложенные миллиарды канут в лету? Эти вопросы мы переадресовали начальнику областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ерболу КУАНОВУ.

– Программу заявили. Что дальше?

–Корейские специалисты подарили нам концепцию, а теперь нужно претворять её в жизнь. Сейчас разрабатывается ТЭО проекта. Предполагается провести работу в два этапа. Первый этап – создание зелёного кольца вокруг города с учётом его будущего роста (по генплану). Срок – до 2015 года.

– А что, если, к примеру, на месте прохождения кольца окажется объект частной собственности?

– Будет такой случай, думаю, что сносить объект не придётся, а зона посадки немного отодвинется – речь ведь идёт не об идеальном круге. Второй этап – посадка второго кольца, на расстоянии 15 км от первого. Поскольку с одной стороны «кольца» у нас море, то правильнее будет назвать его подковой. Главная задача этих «колец» – нейтрализовать вредные выбросы целого ряда опасных производств (АНПЗ, завод «Болашак»,  будущий интегрированный газохимический комплекс), а также негативное воздействие Тенгизского месторождения. В рамках этого этапа будут созданы лесозащитные полосы вдоль примыкающих к областному центру трасс, как например Атырау – Астрахань. Эта работа придётся на 2016-2020 гг.

Работа предстоит большая. Необходимо провести биологический, гидрогеологический и химический анализ почвы. В местах с высоким залеганием грунтовых вод, а они у нас солёные, будут сажать растения с корневой системой, располагающейся в верхних слоях почвы. У метасеквойи, например, именно такая мочалкообразная корневая система. Будут подбираться и другие виды растений, не только же тополю и карагачу у нас расти.

– А как предполагается решить самый важный вопрос – с поливом?

– В ходе исследований изучим, сколько воды необходимо на тот или иной участок земли, и выберем наиболее оптимальное техническое решение. В проекте рассматривается возможность использования очищенной воды из биопрудов двух КОС (на левом и правом берегу Урала). Но главным источником для полива, конечно же, станет Урал. При разумном использовании его ресурсов спокойно хватит для полива всего Атырау. Полив будет осуществляться точечным методом по пластиковым трубам.

– Но ведь в последние годы Урал мелеет. А у нас нет искусственных водоёмов с запасами воды.

– Дело в том, что атырауская почва не подходит для строительства искусственных хранилищ, вода через песок пробивает себе дорогу и уходит. Поэтому мы вышли с предложением в правительство и добились финансирования дноуглубительных работ в старицах – старых руслах рек, которые, в отличие от искусственных водоёмов, в наших условиях сохраняют воду. Сейчас проектно-сметная документация по этому проекту на стадии разработки, мы планируем включить его в республиканскую программу «Жасыл Даму» с 2012 года.

– А как обстоит дело с объявленным созданием специализированного предприятия, ответственного за озеленение?

– Было решено, что работа пойдет лучше, если за весь процесс будет отвечать одно предприятие, подведомственное акимату. Пока вопрос о его создании прорабатывается, поскольку вопрос о финансировании программы ещё решается.

– По проекту бюджетные расходы в зелёном проекте составляют всего 15-20%. Предполагается, что основную часть расходов должны взять на себя сами загрязнители окружающей среды – АНПЗ, ТШО, НКОК и др. Вы уже получили их согласие?

– В адрес этих компаний поступили предложения от акимата, депутатов маслихата. Мы встречаемся с руководством этих компаний. Учитывая, что именно они и станут основными инвесторами программы, разработка ТЭО ведется с учетом всех  международных стандартов. Деньги считать они умеют, и в случае несоответствия этим стандартам просто откажутся от участия. 

– Я слышала, что ваше управление объявило конкурс на самый зелёный двор в городе.  

– Да, 3 июня подведём итоги. Такими конкурсами мы хотим показать горожанам, что при желании у нас можно вырастить всё. Я был в США и Чехии, там обилие зелени – заслуга именно жителей, а не государства. А у нас что? Посмотрите на Нурсаю и другие престижные микрорайоны. Во дворах коттеджей зелени, как правило, нет.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

2 июня 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz