Атырау, 2 мая 19:51
 ясноВ Атырау +11
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

О ситуации в школах: родители и учитель

19 886 просмотров


Проведённый корреспондентом «АЖ» небольшой опрос в соцсети о нынешнем качестве школьной учёбы как по новой (на примере НИШ – Назарбаев Интеллектуальные Школы), так и по старой программе - неожиданно вызвал шквал откликов.

ЗАУЧИЛИСЬ СОВСЕМ

Зарема Кужанова: У меня двое детей (5 и 7 класс) учатся по новой программе в гимназии. Младшая со второй смены, домой приходит в 19.30. Кушает и сразу же садится за домашнее задание. Делает его до полуночи, а если на подходе СОч или СОр* - сидим вместе до двух ночи. Утром продолжаем до 12.00 готовиться к контрольным. СОр и СОч могут быть в один день и по всем предметам. В итоге головные боли, кровь из носа.

Старший тоже занят по уши уроками, при этом еще ходим в образовательный центр - подтягиваем физику и английский. У детей нет времени на спорт и кружки. А мы, родители, между прочим, работаем, и помимо старших детей есть еще младшие, и пожилые родители. Перестали ходить в гости, вся жизнь семьи крутится вокруг новой программы.

По новой программе знания оценивает компьютер, а учитель теперь всего лишь наставник, и он не обязан объяснять новые темы, ученик должен до всего сам додуматься. Но сам он не может додуматься, мы помогаем. Мы так устали…

Ардаша Абдрахманова: У моего ребёнка новая программа по НИШ, 2 класс. Уроки делаем с обеда до вечера, на отдых времени нет. Дома приходится дополнительно объяснять тему, повторять. В классе сорок человек, всех учитель опросить не успевает. В конце четверти итоговая оценка оказывается совсем непредсказуемой из-за балльной системы. Сам ребенок не может понять, каким образом итоговая оценка за четверть выходит низкая. Я понимаю балльную систему в вузах. Мы в своё время учились, добирали баллы, что-то дополнительно сдавали, то есть всю суть понимали, на как это поймет 8-летний ребенок?!

Ирина Кокорева: 3 класс, тратим на домашние задания в среднем два часа. Перегруза не наблюдаю.

Справка «АЖ»: СОч и СОр – суммативное оценивание, выставление учителем баллов за разделы учебной программы. На основании выставляемых суммативных оценок автоматически рассчитываются оценки за четверть и учебный год.

Наталья Владимировна: Дети загружены. Ежедневно по 6-7 уроков. Домашнее задание на следующий день делаем по всем предметам, и сделать всё - просто физически не хватает времени. Ребёнок катастрофически устаёт. А еще эти факультативы по субботам…

Dina Tunay: Сейчас проходит поэтапное внедрение образовательной реформы, и поэтому в разных классах разная нагрузка. Мы в 3 классе, задают не могу сказать что много, но по каждому предмету. 2 часа проводим за домашним заданием каждый вечер. Всё зависит от самого ученика, усваивают по-разному.

Светлана Бекметова: А я забила. У моих детей есть детство: улица, горка, велики…

Тлегенова Гульмира: По правилу СОр и СОч должны выполняться в классе. Для СОр отводится 20-25 минут, а для СОч целых 40 минут, то есть один урок. Учитель не успевает. Почему? Потому что наши дети в общеобразовательных школах не готовы к такой программе. А в целом программа рассчитана на самостоятельное обучение, они должны сами сравнивать, анализировать, оценивать материал.

Бота Мусагалиева:  В 17-й школе экспериментальная программа в 3-х классах. Все зависит от ребенка, кто-то быстро впитывает и адаптируется, кому-то реально тяжело. Я с ребенком вечером сижу до ночи.

Dina Alpamyssova:Программа рассчитана на самостоятельность, на логику и мышление. Есть одно большое «но» - программа рассчитана на групповые занятия (т. е. на 12-14 детей в классе), а типовые классы на это не рассчитаны, они остались советскими. Анар Калиева: У нас 5 класс. С новой программой нагрузка снизилась. Теперь домашка занимает 1-2 часа, домашние задания выполняет самостоятельно. Может это моей всё легко, не знаю. Но считаю, что изменения в образовании не в лучшую сторону. С начала года не задавалось почти ни одного стихотворения наизусть, хорошо, что моя дочь сама много читает. А еще теперь с новой программой дети зациклены только на тестах: СОрах и СОчах. Например, проходят раздел из 4-5 параграфов и сдают тест. 4-5 таких тестов формируют итоговую оценку. Промежуточных нет, и нет возможности исправить оценку. За период изучения раздела детей не спрашивают, соответственно они особо и не готовятся. Даже если вызывают к доске, то в дневнике просто пишут «Өте жақсы» или «Тамаша!», но в журнал это не идет. Думаю, к 11 классу дети разучатся мыслить самостоятельно, а только будут ждать тестов, чтобы поставить галочку в одном из вариантов.

Зульфия Искалиева: От знакомых слышу - плюс нового подхода в том, что ребенок без стресса ходит в школу, знает, что не будут ругать за невыполненное домашнее задание. Самооценка детей не страдает, в итоге положительное отношение к учебе.

Ёлка Морозовна: 5 класс. Занимаемся по новой программе, домашних заданий выше крыши.  Каждый день стихи наизусть, куча пересказов по всем предметам. Как приходим, так одна домашка до 11 ночи. У моего ребенка детство только на каникулах, все остальное время подготовка к школе.

Natalya Zheinova: Моя дочь учится в 10 классе 16-й школы. Объявили пятидневку, но по субботам занятия с 9 до 12, в будние дни с 14 до 19.30. Приходит домой к 20.00, ужинает и опять за уроки до часу ночи. И с утра продолжение. Отчего они у нас стали такими нервными, на улице прогуляться некогда, кого готовят из них, профессоров?

Aigul Ichshanova: Каждый урок проходят новую тему, а когда же закреплять пройденное? Приходится дома по вечерам заново объяснять. На выполнение домашних заданий уходит от 2 до 5 часов.

Айсулу Калмурзиева: 7 класс, 17-я школа: уроки с 14:00 до 19:15. О том, чтобы погулять на улице, речь не идет. Вечером письменные уроки, утром – устные. Никакие кружки, секции не успеваем. Моё детство было намного лучше. К тому не хватает учителей – по физике, химии.

Справка «АЖ»: По данным отдела образования г. Атырау, в нефтяной столице 57 общеобразовательных школ. Сегодня остро ощущается нехватка учителей, особенно начальных классов с русским языком обучения (44 вакансии). По мнению руководителя горОО Светы АМАНШИЕВОЙ, причина в том, что в местном университете им. Х. Досмухамедова вообще не готовят учителей начальных классов – из-за низкого интереса к этой профессии. 


НЕТ УЖ - УВОЛЬТЕ

Куда же деваются учителя? Корреспондент «АЖ» побеседовала с учительницей начальных классов. Выбор пал на неё не только потому, что начальные классы - альфа и омега школьного образования, но и потому, что она уволилась по собственному желанию, не выдержав нагрузки - на пике своей учительской карьеры. Но даже сейчас предпочитает оставаться инкогнито. Хотя, наверное, именно этот статус позволил честно рассказать, почему она была вынуждена оставить любимое дело.

«…Профессия педагога в Казахстане считается непрестижной, в первую очередь из-за невысокой зарплаты, - говорит она. – Например, в России учителя начальных классов получают 30-45 тысяч рублей (в тенге это примерно 170 - 220 тысяч) против моих 104 тысяч тенге, при этом у меня 30-летний стаж и высшая категория. На педагогические специальности сейчас идут выпускники школ, у которых низкий результат по ЕНТ. То есть учителями становятся троечники. Отучившись в вузе, они возвращаются в школу такими же посредственными учителями.

…Я начала учительствовать еще в 80-е годы и застала все изменения в системе образования - как хорошие, так и плохие. Сегодня работать учителем – каторга, в основном из-за бюрократической нагрузки. Я всегда «за» новое, интересное, но если это обдуманное, имеет какую-то базу. А нынешние реформы – хаотичные, что-то начинают, потом бросают, придумывают новое, экспериментируют…

Тридцать лет назад я заполняла от руки обычный журнал, писала поурочный план, делала наглядности и в конце года готовила справку по классам за четверти и полугодие. Остальное время посвящала обучению детей. А сейчас с учителей требуют ежегодно составлять рабочие программы, причем их формат существенно изменился в сторону канцелярщины, сдавать всё это нужно и в электронном, и в бумажном варианте (есть ли компьютер и принтер у учителя - это никого не волнует). На разработку одного урока используется четыре-пять листов бумаги формата А4. В день таких уроков в среднем шесть, все их нужно расписывать поминутно, здесь же нужно указать (выработать и придумать) методы опроса и формы контроля. Больше двадцати листов в день. А в неделю, соответственно, сто с лишним. И бумагу на эти цели мы покупаем на свою небольшую зарплату.

А есть еще родительские собрания, педагогические конференции и конкурсы, заполнение документации, проверка тетрадей (за которую платят 2 556 тенге в месяц), заполнение электронного журнала - всё это не входит в оплачиваемые часы. Многое из того, что я перечислила, нужно делать дома после работы, так как в классе интернета, разумеется, нет. В последние лет пять труд учителя скорее канцелярский, чем творческий. От этого страдает качество преподавания, а самое главное – каждый день дети приходят на урок к усталому, задерганному человеку.

Поэтому я ушла. Вернее, система меня “ушла”. Как человек с совестью, я не имею права учить детей плохо. А если плохо, то лучше вообще никак».

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

Фото Марата ТАКУЛИНА


P.S.: Как стало известно редакции «АЖ», в пятницу, 19 января, в Атырау инкогнито побывал министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ. Он провел встречу с педагогической общественностью за закрытыми дверями.


22 января 2018, 14:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz