Атырау, 9 мая 04:43
 ясноВ Атырау +12
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Почему все бьются, а рыбы нет?

Фото
7 923 просмотра


Ученые международной экспедиции обследовали нерестилища рыбы осетровых пород в Урале и пришли к неутешительному выводу: их площади сократились на 82%. Почему так произошло и чем это грозит – рассказывает старший научный сотрудник  Атырауского филиала Научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КазНИИРХ) Елена БОКОВА.

- Для того, чтобы осетровые отнерестились, необходимы особые условия. Грунт в местах нереста должен состоять из крупнозернистого песка, гравия и ракуши. И течение воды в этом месте должно быть быстрым. В 1971 году в рамках специального гидропроекта все нерестилища осетровых на реке Урал были изучены и паспортизованы. И именно в те годы были отмечены наиболее высокие показатели естественного воспроизводства севрюги, осетра, белуги и шипа. Тогда промысловый возврат от молоди составлял в среднем 7,5 тыс. тонн. В этом году нам удалось поймать в научных целях лишь 57 экземпляров  молоди севрюги.

Постепенное снижение запасов осетровых началось с 1990 года. Уловы тогда составляли 1930 тонн, а в 2000 году этот показатель снизился до 326 тонн, в 2008-ом – до 180. И далее, вплоть до нескольких экземпляров. Также уменьшилась и численность популяции осетровых, заходящих на нерест в Урал. Сегодня мы вынуждены признать, что из всех видов осетровых к местам нерестилищ проходит только севрюга.

- С чем вы это связываете?

- В прошлом году мы провели экспедицию по местам нерестилищ осетровых в Урале. В ней приняли участие ученые из ТОО «КазНИИ рыбного хозяйства» г. Алматы, Атырауского и Западно-Казахстанского филиалов КазНИИРХ и Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (г. Москва). В течение 10 дней мы обследовали места нерестилищ в Урале от Атырау до Уральска и пришли к неутешительным выводам. Остаточная площадь потенциальных нерестилищ составляет 197 га, а еще в 2004-ом году мы насчитывали 68 нерестилищ общей площадью 960 га. По первой паспортизации в 1971 году нерестилища у нас занимали более 1700 га. Получается, что утеряно 82% территорий. На всей обследуемой территории мы насчитали всего 6 нерестилищ, которые сохранили качественный нерестовый субстрат. 4 таких нерестилища находятся на территории Западно-Казахстанской области и 2 - Атырауской.




- А что случилось с этими нерестилищами? Куда они делись?

-  В первую очередь поменялся состав грунта в этих местах. Вместо гравия и ракуши здесь теперь уплотненный серый песок с примесью глины, непригодный для нереста. Поверхность береговых нерестилищ заросла травой и кустарником, захламлена корягами, оставшимися после паводков. Основную причину изменений субстрата мы видим в маловодии Урала на протяжении многих лет. Как следствие, места нерестилищ в паводковый период не заполняются водой как положено. Кроме того, скорость воды недостаточна, чтобы нести к этим местам природную гальку с Уральских гор. А что было - вымылось и заилилось. В итоге сегодня мы имеем большие территории живописных пляжей, а когда-то в этих местах нерестились осетровые.

- Если предположить, что уровень воды в реке поднимется – тогда нерестилища восстановятся?

- Вряд ли. Изменился состав грунта, и как мы видим, в большинстве мест он непригоден для нереста. Даже если эти места будут затоплены водой с хорошей скоростью, рыба не сможет выметать здесь икру. А если вдруг осетровые и отнерестятся, то в условиях неподходящего грунта икринки не смогут развиваться.

Тяжело признавать, но сегодня естественное воспроизводство осетровых в Жайык-Каспийском бассейне фактически прекратилось. Запасы поддерживаются в основном за счет осетроводных заводов, которые выпускают ежегодно более 7 млн молоди, и немножко от естественного нереста севрюги.




- Можно ли как-то повлиять на ситуацию?

- Необходимо восстанавливать нарушенные условия естественного воспроизводства. В первую очередь мы предлагаем провести мелиорацию на 6 сохранившихся нерестилищах. Надо очистить их от мусора и растительности, провести берегоукрепительные работы. Особое внимание надо уделить двум нерестилищам на территории Атырауской области. У нас также ранее было предложение доставлять производителей к местам нерестилищ, но это очень затратное дело, к тому же непонятно, как такая транспортировка скажется на их состоянии.

 Поэтому надо создавать благоприятные условия в существующих нерестилищах. Например, мы предлагаем в затопляемой паводком береговой части нерестилищ в период весеннего нереста устанавливать временные съемные нерестовые поля из искусственного рулонного покрытия с каменистым субстратом. Они должны монтироваться сразу после ледостава и сниматься после паводка. Ну и, конечно, обеспечить охрану осетровых на путях миграции и в местах нереста. И еще очень важно пропускать производителей к местам нерестилищ. Сегодня во время путины все осетровые, оказавшиеся в сетях промысловиков, отправляются на осетроводные заводы для формирования стада производителей. Если, к примеру, к местам нереста пройдут 4 самки и 8 самцов, мы уже можем получить достаточно неплохой  результат. Личинки и молодь севрюги успешно скатываются с нерестилищ в нижнюю зону реки и далее питаются и набирают массу. В год рождения молодь севрюги скатывается в предустьевое пространство и далее  до половозрелого состояния нагуливается  в просторах Каспийского моря.

- В Казахстане уже 7 лет действует мораторий на лов осетровых в промысловых целях. С этого года запрещён и лов в научных целях. Ежегодно наши заводы отправляют в большое плавание миллионы мальков. А есть ли какой-то результат этой работы? Какова дальнейшая судьба этой молоди, способна ли она давать потомство в естественной среде?

- Это очень серьезные вопросы. К сожалению, такие исследования у нас не проводились, хотя они крайне необходимы. Ведь важно понять - есть ли отдача от этой большой работы? На многие вопросы ответили бы генетические исследования. Они уже несколько лет проводятся в Иране, Азербайджане и России. В головном офисе нашего института в этом году открыта лаборатория генетики гидробионтов, специалисты которой в скором будущем смогут ответить на вопросы об эффективности искусственного воспроизводства с применением  генетического мониторинга осетровых Урало-Каспийского бассейна.

Также за последние три года при финансовой поддержке Комитета науки МОН РК проведены работы по генотипированию осетровых Урала, отбираемых для формирования ремонтно-маточных стад на Урало-Атырауском осетроводном заводе. Получены первые результаты, которые говорят о том, что требуется изменение технологии скрещивания  потенциальных пар производителей для получения жизнестойкой молоди. Такие изменения требуют генетического анализа осетровых, участвующих в искусственном воспроизводстве. В перспективе планируется принять единую методику генетического  мониторинга  во всех прикаспийских странах для оценки вклада каждой из них в восстановление численности  осетровых.



- Существуют ли научные методы для того, чтобы отслеживать естественное воспроизводство осетровых в нынешних условиях?

- Конечно, такие методы есть. Сейчас мы планируем обеспечить охрану и пропустить севрюгу вверх по реке. Через каждые 10-20 км по пути ее следования к нерестилищу планируется установка гидрофонов. Это такой прибор, который в воде способен улавливать рыбу и передавать ее характеристики. Таким образом,  мы сможем отследить ее перемещение и узнать, дошла ли она до нерестилищ.

А пока реалии таковы, что мораторий действует, с браконьерством ведется борьба, молодь с заводов выпускается, а рыбы нет.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора и из архива Е.Боковой

23 октября 2017, 09:36

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz