Атырау, 27 апреля 08:42
 ясноВ Атырау +27
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

На чем стоим?

10 748 просмотров



Почему раньше в Атырау  строили многоквартирные дома максимум в пять этажей? Насколько безопасны дома, построенные в непосредственной близости к Уралу? Почему с каждым годом всё ощутимее стыки на недавно построенных мостах? Насколько безопасно строить на месте бывших глинистых карьеров? Об этом и многом другом мы спросили у директора ТОО «Атырауский областной геотехнический центр» Романа ОЛИВКО.

ЭТОТ НЕНАДЕЖНЫЙ ГИПС...

Роман ОЛИВКО.

- В Атырау соленая  и глинистая почва, оно и немудрено – город вырос на бывшем дне древнего моря. Наверняка под землей скрыто немало сюрпризов?

- Наша почва это супеси, глины и суглинки, встречаются ракушечники и гипсовые образования. И она неоднородная, на глубине имеются разные вкрапления. Поэтому под строительство каждого здания необходимо проводить тщательные инженерные изыскания. У нас нередко можно встретить т. н. линзы - скопление разных пород, встречаются и водяные линзы. К примеру, в районе Азгира и Тайсогана бугристые пески, а под песчаной почвой глина и суглинки. Дождевая вода просачивается через песок и собирается над глинистым слоем – вот вам и водяная линза. 

При геотехнических изысканиях мы бурим скважины для определения инженерно-геологического разреза. Они должны быть на расстоянии не более 50 метров друг от друга, и должно быть не менее двух скважин под одним, так скажем, будущим зданием.

Грунты описываются визуально, затем проводятся лабораторные исследования, на основании которых дается окончательное заключение. Результаты изысканий в дальнейшем используются проектировщиками. 

Поскольку наш регион это бывшее морское дно с наличием протоков и промоин, грунты встречаются неоднородные даже на незначительном расстоянии. Когда застраивался 4 мкр. Авангарда, под один из будущих домов пробурили скважины, произвели статическое зондирование, выдали технический отчет. При забивке свай одна в середине дома вошла за два-три удара, хотя обычно требуется 10-20. При уточнении оказалось, что под зданием находится бывшая протока со слабым наносным грунтом - пришлось уменьшить расстояние между сваями. 

- Когда-то близ места, где сейчас микрорайон Нурсая, активно добывался гипс…

- Да. Территория залежей гипса в Атырау довольно обширная – от улицы Алиева в сторону туббольницы, немного захватывает ул. Курмангазы в районе мусульманского кладбища и уходит в сторону аэропорта. В советские времена здесь шла активная добыча.  Из гипсоблоков местного производства выстроен не один дом в нашем городе. Кроме того, наш гипс шел на экспорт. 

Надо отметить, что в случае намачивания гипсы быстро вымываются, и в почве образуются пустоты. В 70-ые годы  институтом КазГИИЗ были выполнены инженерно-геологические работы по определению контура залежей гипса.

Интересная у нас история была при строительстве нынешнего аэропорта. При изыскательских работах в почве обнаружились залежи гипсов, и было решено перенести строительство взлетно-посадочной полосы на более безопасный грунт. А некоторые здания были построены частично на гипсовом куполе. По стенам двухэтажного здания механизированной мастерской со временем пошли трещины – из-за просадки грунтов. Удивительным на сторонний взгляд был и случай, когда на территории аэропорта вдруг образовалась воронка диаметром 2 метра и такой же глубиной. Это и есть результат вымывания гипсов из почвы.  

- Получается, в «гипсовых» местах (в сторону аэропорта и в сторону туббольницы) недопустимо строительство?

- В земле всегда происходят какие-то процессы, скрытые от наших глаз. Меняется состояние грунта. Поэтому перед проектированием здания необходимо его тщательно исследовать. К примеру, в одном месте в сторону аэропорта несколько лет назад планировалось строительство учебного центра для крупной нефтяной компании. Комплекс учебного центра включал в себя бассейн глубиной 4 метра. Из-за наличия в почве гипсовых залежей строительство центра было перенесено в другое место, с более стабильным грунтом. 

- Тем не менее, в этой местности за последние годы выросло немало объектов…

- Если под землей не будет никаких подмачиваний, утечек от других сооружений, то залежи гипсов будут стабильны, и здание простоит многие годы. А может быть и так, что через несколько лет в результате подмачивания образуются промоины и как результат – пустоты. Как себя при этом поведет здание, сложно сказать.

...И КОВАРНАЯ ВОДА

- Как влияет жизнь города на процессы, происходящие под землей?

- Самым прямым образом. Приведу простой пример, как строительство зданий влияет, к примеру, на уровень грунтовых вод. В 2008-ом году мы делали изыскания в районе мкр. Нурсая. Грунтовые воды на тот момент были на глубине до 6 метров. А в 2015-ом, в результате активной застройки, они поднялись до уровня 1,2-1,5 метров. 

Одна компания делала геотехнические изыскания под строительство АЗС по ул. Курмангазы напротив мусульманского кладбища. Заключили, что грунт состоит из супесей и суглинков. Но когда началось строительство, на глубине 80 сантиметров обнаружились гипсы. Мы провели дополнительные изыскания - уровень грунтовой воды оказался на глубине 3,5 м. А чуть позже в результате дальнейшего строительства уровень поднялся до двух метров, потом и еще выше. Подпочвенная вода представляет собой разветвленную сеть мелких ручейков. В ходе строительства ненароком вскрыли трещину, по которой текла вода, и она начала подниматься наверх. Также на уровень грунтовых вод влияют утечки из коммунальной системы – водопроводов, теплотрасс, канализации. Механическое воздействие на почву в ходе строительных работ и всевозможные утечки, несомненно, меняют свойства грунта. К примеру, глины – набухают, супеси при замачивании начинают проседать. 

Яркий тому пример – треснувшая в 80-ые годы пятиэтажка в районе железнодорожной больницы. Перед строительством сделали изыскания - грунтовые воды были на глубине 3 м, а сами грунты оказались в этом месте слабые, поэтому проектировщики решили укрепить фундамент. Под центр здания сделали фундамент пошире и поглубже, с краев – послабее. В дальнейшем из-за постоянных утечек из коммунальных сетей этого дома грунтовые воды начали подниматься. Стены посредине дома дали трещину на пятом этаже до 10 см. Мы провели изыскания, приезжали также специалисты из Алматы. Замер грунтовых (собственно, канализационных) вод показал, что они поднялись фактически на поверхность – всего 40 см. Из-за такого скопления воды в почве грунт начал проседать. Пытались исправить ситуацию – бурили наклонные скважины и заливали их жидким стеклом, чтобы укрепить фундамент под слабой частью. Ничто не помогло, дом попросту начал разваливаться и пришлось его снести. 

СВАЯМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ

- Раньше в Атырау строили 2-3-этажки, максимум 5. А сейчас у нас много и 9-, и 16-этажек. Это не опасно? 

- За последние годы изменились технологии строительства. 50 лет назад ещё делали ленточный фундамент. Его применяют при строительстве зданий до 4 этажей. Первым пятиэтажным зданием в городе была гостиница «Атырау» по проспекту Сатпаева. Здание строилось в качестве эксперимента. Ее фундамент был спроектирован и сделан в виде сплошной плиты. Как видите, он получился надежным – гостиница стоит по сей день. Обратный пример - старые двухэтажки по проспекту Азаттык («торговая база»). Они очень сильно просели. Скорее всего, в свое время там были неточно рассчитаны данные для закладки фундамента. 

После успешного эксперимента с гостиницей «Атырау» началось активное строительство пятиэтажек. Все они – на сваях. Сваи продолжают забивать и сегодня, это наиболее надежный вариант для наших грунтов. На сваях и бетонной плите стоит и самое высокое здание в городе - 22-этажный отель «Мариотт». Проектировщики рассчитывают шаг свай, чтобы они выдерживали нагрузку здания. После того, как они забиты, проводится их испытание нагрузкой. 

За высотными зданиями необходимо наблюдать - насколько оседает грунт и как себя ведет фундамент. Наблюдения ведутся с момента забивки свай. Для этого закладываются специальные геодезические знаки в грунт и в корпус здания. На этапе строительства наблюдения проводятся каждый месяц или после определенного этапа работ. После завершения строительства – два раза в полгода, два раза в год, раз в пять лет, раз в десять лет - и до полной стабилизации осадки. Такое же наблюдение должно вестись и за мостами, они тоже со временем дают осадку. Проводятся ли эти наблюдения сегодня, сложно сказать. По крайней мере в нашу организацию никто не обращался, кроме администрации «Мариотт».

- Атырауские автомобилисты жалуются, что стали сильно заметны и ощутимы стыки на новых мостах. Может ли это свидетельствовать об их просадке?

- Может. Стыки как раз идут на сваях. Но не факт. На подобные изменения может повлиять и банальная температура воздуха. Зимой, когда при низких температурах всё сжимается, они могут быть более заметны, летом – менее. 

- Сейчас довольно много многоэтажек выстроено на берегу Урала…

- Все они на сваях. И не надо опасаться, что под ними может вымываться грунт – на такой глубине забивки свай этого не происходит. Куда опаснее течи из наших коммунальных сетей. Вот небольшой пример. На территории областного роддома ближе к берегу было здание прачечной. В 90-ые годы по внутренним стенам там пошли  трещины, некоторые до трех сантиметров, полы покоробились. Стали искать причину – оказалось, всё дело в том, что у жилых домов неподалеку проходит теплотрасса, которая постоянно давала течь, вода вымывала грунт, вот и результат.

ПОЛНЫЕ СЕПТИКИ ЛЕСХОЗА

- В новых микрорайонах владельцы частных домов, не подключённых к централизованной канализации, устанавливают септики. Зачастую в целях экономии делают емкости без дна, чтобы стоки уходили в землю. Это чем-нибудь чревато? 

- Промоинами в грунте, конечно. Ну и еще одна проблема образуется со временем. Возьмите микрорайон Лесхоз - там жители понаставили себе септиков с расчетом, чтобы вода уходила в землю. Но наша глинистая почва с высоким уровнем грунтовых вод не может принимать её в неограниченном количестве. Всё, что сливается в землю, со временем поднимается на ее поверхность. В результате сейчас в Лесхозе затопленные подвалы и заболоченные территории. Такая картина может сложиться везде, где бесконтрольно сливают воду.

"ЗАСЫПАЛ ЯМУ И ЖИВУ"

- Некоторым жителям Атырау выделяют земельные участки под ИЖС на территории бывших глиняных карьеров. Люди самостоятельно засыпают их строительными отходами, песком, и потом строят дома. Насколько это допустимо? 

- К этому вопросу надо подходить с умом – исследовать свойства почвы в месте будущего строительства, чтобы рассчитать, каким грунтом засыпать. После этого грунт надо засыпать слоями в 30 см и каждый слой обязательно утрамбовывать. Если этого не делать, со временем произойдет просадка и по зданию пойдут трещины. 

В Доссоре была построена новая школа. У совершенно нового здания перед началом учебного года по фундаменту пошли небольшие трещинки. Очевидно, что в месте, где построили школу, был уклон пласта, и когда здание дало нагрузку, началась неравномерная осадка. 

- Природа не терпит пустоты, и ваши примеры лишнее тому подтверждение. Как жителя Атырау меня не может не беспокоить вопрос о пустотах, которые образуются под землей в результате добычи нефти.

- Их вроде заполняют водой. Мне неизвестно, отслеживает ли кто-нибудь объемы закачиваемой воды вместо выкачанной нефти. Но сразу вспомнился печальный пример – поселок Нефтегорск на Сахалине, который 20 лет назад был полностью разрушен землетрясением в течение 17 секунд. Хотя не относился к сейсмоопасному району… 

В недрах земли постоянно происходят какие-то процессы, и за ними необходимо наблюдать. В частности, это крайне важно делать в местах нефтяных месторождений и на прилегающих территориях. Даже банальное наблюдение за поверхностью почвы может рассказать о многом. Для этого нужны понимание ситуации, профессионализм исполнителей и соответствующее финансирование.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

26 июня 2017, 17:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz