Атырау, 26 апреля 09:01
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Маншук Аймурзиева: Я приехала сюда, чтобы поднять здравоохранение

Фото
22 324 просмотра


Представляя активу нового руководителя управления здравоохранения Маншук АЙМУРЗИЕВУ, аким области Нурлан НОГАЕВ поручил ей провести аттестацию подчинённых. «Вручил метлу» – шутили некоторые, намекая на известную поговорку. Новому руководителю, приезжему человеку, да еще и обремененному таким неприятным для подчинённых поручением, наверняка придется нелегко. Но Маншук Аймурзиеву это не смущает. «Я приехала сюда, чтобы поднять здесь здравоохранение», – говорит она.


«ТЕПЕРЬ ВРАЧА МОЖНО ВЫЗВАТЬ С ВОСЬМИ УТРА ДО ШЕСТИ ВЕЧЕРА»

– Маншук Кудайбергеновна, расскажите, пожалуйста, о себе. Нам интересен как ваш профессиональный опыт, так и то, с каким настроем вы приехали в Атырау.

– По профессии я хирург, в 1987 году окончила Актюбинский мединститут. Начинала работу преподователем хирургии в медицинском колледже, затем работала в системе первичной медико-санитарной помощи, девять лет возглавляла центр амбулаторной хирурги. Трудилась в системе медико-социальной экспертизы экспертом-хирургом. Последние 13 лет работала в управлении здравоохранения Западно-Казахстанской области: сначала главным хирургом, в последующем была начальником отдела по организации медицинской помощи, а с 2009 года – заместителем руководителя по стратегическому развитию и кадровой политике облздрава, занималась нововведениями, предусмотренными государственной программой реформирования и развития здравоохранения. Эта система развивается быстрыми темпами, начаты пересмотр сети учреждений здравоохранения,  перепрофилирование направлений с учетом востребованных услуг, в том числе развитие телемедицины, транспортной медицины, трансферт высоких технологий в регионы и др.

Ключевая роль сегодня отведена первичной медико-санитарной помощи. К сожалению, в Атырауской области, и это было озвучено на активе, в первичном звене много проблем, которые нужно срочно решать. В первую очередь – доступность, под которой  подразумевается ряд организационных мер, начиная с возможности записаться на прием к врачу или вызвать его, прикрепиться к ПМСП и определить свой статус для получения медицинской помощи в условиях страховой медицины. Мы буквально сегодня вводим такой регламент по всей области, в том числе во врачебных амбулаториях на селе, чтобы медучреждения принимали вызовы пациентов не до 12 часов дня, как прежде, а с 8 утра до 18.00 в будние дни и до 15.00 в субботу. Внутри поликлиник структурные подразделения должны быть реорганизованы для обеспечения удобного перемещения пациентов – для получения медпомощи, вакцинации, прохождения скринингов, профилактических мероприятий, и с обязательным внедрением оздоровительно-восстановительного комплекса.

– Наши читатели жалуются на то, что в связи с усилением роли поликлиник пациентам сложнее стало получить направление в стационар. Доходит до того, что приехавшие на вызов сотрудники «скорой» в ответ на просьбу пациента госпитализировать его объясняют: «Если мы сделаем укол сейчас, то давление упадёт, но тогда вас не примут в больнице. А если везти в таком состоянии, то в стационаре вас примут, но есть риск того, что мы вас просто не довезем».

– Есть сортировка по степени тяжести заболеваний. Экстренные больные, пациенты в угрожающе тяжёлом состоянии подлежат госпитализации. А что касается ухудшения состояния хронических больных, то чаще всего к врачам амбулаторного звена и скорой помощи обращаются пациенты с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, обструктивными  заболеваниями легких. Именно эти болезни имеют хронический затяжной характер с частыми обострениями, во время которых пациенты вынуждены вызывать скорую помощь, попадают в стационары.

Хронические заболевания, часто приводящие обострениям, приводят к росту нагрузки на скорую помощь и стационары, тогда как когда во всем мире пациенты с хроническими заболевания вовлечены в Программу управления заболеваниями и повышена их мотивация ответственности за сохранение собственного здоровья.

 Если данные заболевания в своем течении дают, скажем, повышение давления, которое регулируется введением лекарственных препаратов, соблюдением рационального и правильного питания,  то зачем пациентам доводить себя до угрожающих состояний? Это функционал службы скорой помощи и поликлиник. Поликлиники должны обучать больных избегать обострений, проводить лекарственную терапию и вовремя принимать препараты. Особое внимание должно уделяться тем нозологиям, по которым идет высокая смертность, хотя данными заболеваниями можно управлять. А стационары в это время должны оказывать специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь тяжелым больным.



«У ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВТОРОЙ ШАНС»

– На недавнем брифинге аким области сказал, что несмотря на объявленный конкурс местные специалисты не спешат подавать заявку за замещение должности руководителя облздрава. Прежде чем принять участие в конкурсе, наверняка вы исследовали ситуацию в нашем регионе. Нам интересен взгляд со стороны.

– Штат управления в Атырауской области сам по себе очень мал – всего 20 человек, поэтому на них большая нагрузка. И местные кадры об этом знают. В ЗКО, для сравнения, в управлении здравоохранения работают 44 человека, хотя население области больше всего на 80 тысяч. Можно, конечно, и при меньшем количестве людей наладить нормальное управление, если провести хороший менеджмент, тем более что эта работа мне хорошо знакома. На сегодня работа управленческого аппарата совершенствуется, упорядочивается. Мне и сотрудникам управления знакома работа службы, тем более у населения западного региона республики схожие менталитет, уровень и распространенность заболеваний, а также кадровый потенциал, практически на 80% состоящий из выпускников Западно Казахстанского медицинского государственного университета. По некоторым направлениям показатели Атырауской области лучше: здесь ниже младенческая смертность и выше средняя продолжительность жизни, хороший прирост населения. Положительные моменты – компактность области, радиусное расположение районов (их, кстати, тоже меньше, чем в других регионах). Но в последние несколько лет темпы развития здравоохранения в области приостановились. Высоки показатели заболеваемости туберкулезом, онкологическими заболеваниями, материнской смертности. И над этим нужно работать. В Атырау не так много лечебных учреждений – всего 36, но при этом есть дефицит кадров. Мы возлагаем надежды на местный медицинский колледж, который может обеспечить регион средними медицинскими работниками. Тем более что сейчас медсестры имеют право принимать и самостоятельно вести некоторые категории пациентов, проводить патронаж на дому. Во-первых, они могут принимать первичных больных и определять, насколько они нуждаются в приеме врачей, в доврачебном периоде направлять больных на обследование. Во-вторых, за ними плановый прием детей в возрасте до года – в кабинете здорового ребенка, а также плановый осмотр пациентов с хроническими заболеваниями. В-третьих, они имеют право выписывать рецепты хроническим больным. Всё это позволяет снижать нагрузку врачей и  уменьшать очередь в поликлиниках. Сейчас очень важно активизировать работу по информированию населения о получении медицинских услуг, новых технологиях, чтобы пациенты нам доверяли.

– Руководство области поручило вам провести аттестацию подчиненных. Речь идет о сотрудниках облздрава или обо всех объектах здравоохранения? Наверняка некоторые медики не смогут пройти аттестацию. Готовы ли вы к этому при нынешнем дефиците кадров? Как планируется возместить кадровый пробел?

– Аттестация сотрудников аппарата управления уже идет, но она проводится по линии государственной службы. Аким области дал задание повысить компетенцию руководителей медицинских организаций. Аттестация руководителей и заместителей сферы здравоохранения – это не нововведение. Есть приказ министра здравоохранения от 2009 года «О проведении аттестации на компетентность руководителей медицинских организаций и их заместителей», эту процедуру они должны проходить каждые три года. Я думаю, в последние несколько лет эта работа здесь не проводилась. Есть определенные правила аттестации, есть приказ, который был обновлен в 2016 году, о должностных квалификационных характеристиках руководителей, заместителей и медицинского персонала, где прописаны знание Конституции, законов о противодействии коррупции, о труде, и конечно нормативно-правовых документов в сфере здравоохранения. И одним из условий является то, что первые руководители должны иметь  специализацию по организации здравоохранения, по менеджменту не ниже I категории и определенный стаж работы. В данном направлении и будет проведена ревизия кадров. При аттестации руководитель должен будет доказать, что может принимать решения, в том числе в нештатных ситуациях, ведь здоровье человека сопряжено с различными ситуациями, которые не прописаны ни в одной книге. За месяц до аттестации мы предупредим людей, предоставим им вопросники. По закону сотрудники, провалившие тестирование и собеседование, имеют право пройти их повторно. У них будет возможность заняться самообразованием и повысить свои знания.

Врачебные ошибки случаются, но они должны быть минимальны. На страже здоровья населения стоит закон о привлечении  медицинских работников к ответственности, вплоть до уголовной. Но есть и другое положение – о защите профессиональной ответственности медицинских работников. Общество не должно идти по пути карательных мер. Надо дать возможность специалистам оставаться в профессии. Возможно, понизить в должности на определенное время, направить на переподготовку, назначить наставника, вновь отправить на стажировку, но профессию медики терять не должны.



ПРАВИЛО «ЗОЛОТОГО ВРЕМЕНИ»: МАЛО ЗНАТЬ, НАДО ПРИМЕНЯТЬ

– Как собираетесь привлекать молодых специалистов?

– По данным деканата Актюбинского государственного медицинского университета среди их выпускников нынешнего года всего 29 человек из Атырауской области. Для сравнения, число выпускников из других областей – более 100, иногда 200 человек. Видимо, у нашего населения иные приоритеты, жители Атырау не направляют детей в медицину. Познакомившись со здешними молодыми кадрами, я узнала, что большинство из них, порядка80% - приезжие их других регионов. Но постоянно привлекать из других регионов - это не выход, процент коренных специалистов постепенно должно расти.

 У нас уже достигнута договоренность об организации дней открытых дверей медицинских организаций для школьных выпускников 2017 года. В программе презентация современного оборудования, новых методов лечения, тур по кабинетам МРТ, КТ, УЗИ. Если такая работа будет вестись на постоянной основе, уверена – ситуация улучшится. Пока же приходится приглашать молодежь из других регионов. В этом году планируется пригласить 65 молодых врачей, в том числе рентгенологов, анестезиологов, хирургов, отоларингологов. Область предоставляет им жилье, подъемные, предлагает помощь коллег для профессионального роста. Но этого количества мало.  Нам нужно провести масштабную ревизию и пересмотреть план привлечения молодежи. В рамках государственной программы были приняты такие направления как открытие новых рабочих мест в медицинских организациях – клинические фармакологи, эпидемиологи, геронтологи. Я проверяла – таких специалистов у нас нет, то есть их опять же нужно обучать и привлекать. Наши руководители медучреждений уже выехали в другие области на ярмарки вакансий, им дано несколько заданий, в том числе найти и пригласить в область провизоров. После встреч с выпускниками медицинских вузов достигнута договоренность с 30 из них, некоторые хотят пока просто приехать в область для ознакомления. На майские праздники мы ждем несколько человек из Алматинской области – обеспечим проживанием, покажем медицинские учреждения, познакомим с ведущими специалистами.

– В Атырау тяжёлая ситуация с материнской смертностью. Специальная комиссия пришла к выводу, что в двух случаях из пяти, произошедших в прошлом году, имели место ошибки врачей. Что надо сделать, чтобы предотвратить такие случаи в дальнейшем?

– Нам предстоит серьёзно поработать над повышением уровня компетентности медработников на всех уровнях. Ведь всё дело в этом. Возможно, патронатная сестра не смогла адекватно оценить риск развития осложнений, возможно, состояние пациентов привело к необратимой ситуации. Экспертную и правовую оценку дают уполномоченные и правоохранительные органы. А ведь сегодня вся служба ПМСП работает как раз на выявление рисков – у детей до 1 года, детей до 5 лет, беременных, пожилых людей, пациентов с инфарктами, инсультами. И во всех случаях действует правило «золотого времени», в течение которого необходимо оказать помощь.

– Я думаю, все врачи знают, что есть такое правило «золотого времени», но они просто не оказывают необходимую помощь вовремя.

– Есть ошибки врачей, есть халатность и есть бездействие. И мы должны работать над соблюдением всех утвержденных протоколов в диагностике и лечении заболеваний. В данное время в области 1279 врачей. Из них 19% пенсионного возраста, 32% – предпенсионного. То есть, более половины сотрудников будут в недалеком будущем заменены. А категорию имеют всего 45% врачей. Здесь нужно провести тщательный анализ – где имеются резервы для повышения квалификации. Будем приглашать опытных специалистов для проведения мастер-классов, тренингов, а также отправлять на обучение наших врачей.


Атырау никогда не мог похвастаться хорошими медицинскими центрами, к нашим врачам не приезжают пациенты из соседних областей. Наоборот, атыраусцы при малейшей возможности стараются уехать на обследование и лечение в другие регионы  и страны. В прошлом году в рейтинге Центра развития здравоохранения Казахстана наша область заняла последнее место. А главное, в Атырау погибли пять беременных женщин. В двух случаях, по мнению комиссии, женщин можно было спасти. Поэтому никто не удивился, когда Аманбек ЖУМИРОВ по собственному желанию покинул пост руководителя облздрава. Справедливости ради стоит отметить, что этот пост он занимал недолго, с сентября 2015 года. Обсуждая в кулуарах нового назначенца, местные кадры высказываются в том плане, что опыт работы заместителем управления является большим плюсом – человек знаком со спецификой организаторской работы в масштабах всего региона. Ранее в Атырау практиковалось назначение на эту должность бывших главных врачей стационаров и амбулаторий. 


«С АКИМОМ ОБЛАСТИ БУДЕМ РАБОТАТЬ СЛАЖЕННО»

– Еще одна вечно актуальная проблема – обеспечение бесплатными лекарствами больных, страдающих определенными заболеваниями: сахарным диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями и т. д. К нам регулярно звонят пациенты с жалобами на отсутствие лекарств, но в итоге выяснение причин превращается в поиски виноватых.

– На лекарства выделяется достаточно средств. Проблема только в одном – в несвоевременном проведении тендеров, несоблюдении сроков поставок. То есть хромает организационная работа. Это вина не только областного управления, потому что часть лекарств заказывается по линии министерства. Надо наладить контроль над закупом, соблюдением логистики – от фармкомпаний до медицинских учреждений. Сегодня вопросами лекарственного обеспечения в управлении занимается один специалист – придется пересмотреть штат или создавать дополнительный орган для данного участка работы. Если есть проблема – я должна ее решить.

– Одно из условий внедрения страховой медицины – использование автоматизированной медицинской информационной системы. В некоторых медучреждениях области ее начинали внедрять еще в прошлом году. Проблема в том, что каждая организация сама выбирает поставщика, тот предлагает свою программу. Смогут ли они потом взаимодействовать между собой?

– В рамках страховой медицины нам предстоит внедрить уникальную информационную систему, которая облегчит работу врача, избавит его от лишней писанины, а пациентов – от необходимости носить с собой истории болезни со всеми выписками и результатами анализов. Заявку на установку системы подают медицинские организации, и, к сожалению, да, зачастую они у всех разные, и взаимодействия между ними нет. Это серьезная проблема. До конца года мы должны внедрить информационную систему, которая объединит все службы. Поставщик пока не выбран. Я приступила к своим обязанностям всего несколько дней назад, но работа в этом направлении ведется.

Мы говорим о новейших технологиях, а в то же время в области немало медицинских организаций, которые ютятся  в старых нетиповых зданиях. К примеру, онкодиспансер, психдиспансер.

Состояние некоторых областных медицинских учреждений оставляет желать лучшего. Нужно либо делать капитальный ремонт или отстраивать здания заново. Я говорю об онкодиспансере, кардиоцентре, психдиспансере, станции скорой помощи. Кроме того, в области необходимо открывать новые профили, например гемодиализ, реабилитационный центр. У нас 100 пациентов, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в постоянных процедурах, а аппаратов всего несколько. Нужен реабилитационный центр для часто болеющих детей. Все эти вопросы мы поднимаем и надеемся постепенно решить в течение ближайших лет.

– У вас есть опыт сотрудничества с Нурланом НОГАЕВЫМ. Можете ли вы рассчитывать на поддержку с его стороны в своих начинаниях?

– Напрямую с акимом больше работали руководители управлений. А я занимала должность заместителя, на мне была организационная, хозяйственная, оперативная и аналитическая работа. Но я могу сказать, что Нурлан Аскарович умеет хорошо оценивать ситуацию в любой сфере, он аналитик и требовательный руководитель. Он поставил перед нами определенные задачи, которые, уверена, будут решаться слаженно. Я приехала сюда для того, чтобы поднять здравоохранение, применив весь свой опыт.

– Спасибо за беседу.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

24 апреля 2017, 15:17

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz