Потребители не обязаны заключать договоры на проверку дымовых и вентиляционных каналов, но представители некоторых фирм, обманом заставляют абонентов подписывать бумаги и оплачивать их услуги. Об этом во время брифинга в региональной службе коммуникаций сообщил заместитель директора ТОО «Расчетный центр коммунальных услуг» (РЦКУ) Ерлан МУРЗАБЕКОВ.
Брифинг был посвящен профилактике фактов отравления угарным газом в отопительный период. По словам начальника управления контроля и профилактической деятельности в сфере пожарной безопасности ДЧС Атырауской области Жасболата БИРЖАНОВА, с начала отопительного периода (15 октября 2016 года) на территории области зарегистрировано 22 случая отравления угарным и природным газом. Пострадали 52 человека, в том числе 25 детей. В Исатайском районе погиб 58-летний мужчина. С начала года в области произошло 49 пожаров (к счастью, без жертв), большая часть – в жилом секторе.
Самая частая причина отравления угарным газом – неправильное использование отопительных печей (забиваются дымоходы) и газовых приборов. Представители ЧС с 2013 года лишены права проверять исправность газового оборудования – эту функцию передали частным организациям, которые берут за свои услуги немалые деньги. К примеру, у РЦКУ проверка одной плиты стоит более четырёх тысяч, а газового котла – более двух тысяч тенге. При этом горожане постоянно жалуются на действия газовиков, которые вынуждают их оплачивать услуги технических проверок, на деле же абсолютно не интересуются безопасностью газового оборудования.
– На самом деле фирмы, поставляющие газ населению, этим не занимаются. Услуга проверки газового оборудования с 2014 года выведена в конкурентную среду. Оказывать эти услуги должны организации, имеющие аттестат в области промышленной безопасности. В законе «О газе и газоснабжении» указано, что коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключать договоры на техническое обслуживание газового оборудования. В этом же законе закреплена обязанность владельцев дымовых и вентиляционных каналов содержать их в исправном техническом состоянии, но там не оговорено, что они обязаны заключать договор. Нам жалуются потребители, что приходят какие-то люди, представляются газовиками, заставляют подписывать договоры и берут по 10 тысяч тенге. В случае отказа грозят штрафами и отключением газа. На самом деле, никто, кроме самих газовиков, не имеет права прекращать подачу газа. Мы регистрируем эти факты. Скоро при акимате будет создаваться газовая инспекция, планируем отрабатывать эти случаи с ними, – говорит Е. Мурзабеков.
Я прекрасно помню, как в детстве к нам регулярно приходили газовики и проверяли плиту: зажигали поочередно все конфорки, затем духовку, смазывали смоченным в мыльном растворе помазком вентили на предмет утечки. Последние лет 20 к нам в квартиру с проверкой газовики не приходят. Возможно, у фирм не хватает специалистов, или этот вопрос просто пущен на самотек. По словам Мурзабекова, в Атырау около 115 тысяч бытовых потребителей и более трёх тысяч коммунально-бытовых. Центр заключил договоры примерно с третью общего числа абонентов, а слесарей, проверяющих газовое оборудование, у предприятия всего 28. Норма на одного слесаря – восемь квартир в день. По расчетам предприятия, чтобы качественно обслуживать своих абонентов, требуется 53 слесаря. В данное время они заключают договоры с КСК о ежегодном обслуживании квартир.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото и видео Марата ТАКУЛИНА