Атырау, 26 апреля 16:10
 ясноВ Атырау +23
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Турдом длиною в год

7 253 просмотра

Image 0

Коллаж Саши ДЕНИСОВА

Уже год длится это путешествие в юридическое зазеркалье для туроператора Виктории ЮЖАКОВОЙ. Из-за мошеннических действий бизнес-партнера на ней повисли долги общей суммой в 28,3 миллиона тенге. Но страховая компания не выполняет прописанных в договоре обязательств.

СМС ИЗ НАКОПИТЕЛЯ

За этот страшный год эта миниатюрная женщина прошл через угрозы, удивительные суды, ложь, бессонницу и как следствие онкологию... У нее нет денег, чтобы расплатиться за чужие «схемы», поэтому по счетам она платит пока только своим здоровьем и по сути жизнью. Потому что каждое утро просыпаться с тоской и страхом в чужой квартире (Виктории свою большую и комфортную пришлось сдать в аренду) – это не та жизнь, к которой она стремилась, отдаваясь любимой работе.

Всё началось в июне прошлого года, когда в разгар туристического сезона вдруг приостановила свою деятельность одна из крупнейших туристических компаний Казахстана Tengri Travelsystem. 3 июня 2015 года сайт компании был заблокирован, телефоны не отвечали, и пострадавшие осаждали её офисы по всей стране. В этот громкий скандал было вовлечено более 4,5 тысячи человек, а общая сумма ущерба, по сведениям Ассоциации туристических агентств Казахстана, составила около 5 миллионов долларов. Пострадали десятки туристических партнеров Tengri Travelsystem и тысячи туристов, которых не пускали на рейсы или выселяли из турецких и европейских отелей прямо на улицу. Скандал получил такой резонанс, что расследование было взято на особый контроль МВД.

Главное во всей этой истории лицо – генеральный директор Tengri Travelsystem Роман ХАН – сбежал из страны накануне, в ночь на 3 июня он уже сидел в накопителе алматинского аэропорта и слал партнерам (а их было 18) прощальные смс-ки. Он улетел в Европу, но обещал вернуться и вернуть всё.

9 июня в отношении Хана было возбуждено уголовно дело по статье «Мошенничество». 19 июня его объявили в международный розыск. Но, похоже, его никто не искал. О том, где он, на самом деле знали многие, в том числе наверняка в органах расследования.

Image 1Виктория ЮЖАКОВА.Все мы знаем, что у него недвижимость в Чехии и вид на жительство. Мы даже знали, когда он вернется – когда кончится срок пребывания по миграционному законодательству, через 90 дней. Так и вышло, переждав вдали самый острый период, он вернулся в Казахстан и добровольно явился в полицию, откуда вышел под залог чужого имущества, – говорит Виктория. – Сейчас он на свободе, по нашим сведениям, он практически сразу переоформил свой обанкроченный бизнес на других лиц и снова занимается туристическими услугами. Понятное дело, что на него не зарегистрировано абсолютно ничего, и даже если суд признает его виновным, мы, потерпевшие, едва ли что-нибудь получим. Но поначалу мы даже не сомневались, что выплаты будут – ведь это совершенно очевидный страховой случай, мы застрахованы в компании АО «СК «Сентрас Иншуранс». Более того, о том, что Хан замыслил банкротство, мы узнали раньше многих, и письменно предупредили своего страховщика! 19 мая мне позвонила глава компании-фрахтовщика, которая как и Tengri Travelsystem занимается реализацией блок-мест (сектор из 20-30 кресел в самолете), и поставила в известность, что наши брони авиабилетов и отелей не оплачены, то есть Хан не перевел деньги за выкупленные нами места на чартерных рейсах. Дело в том, что задолго до начала туристического сезона крупные туроператоры, самостоятельно или в партнерстве, фрахтуют самолеты для чартерых рейсов (в данном случае у авиакомпании «Скат»). А затем перепродают места на борту сектора средним и мелким туроператорам – мы выкупали эти кресла у Хана. На тех же условиях мы покупаем номера в отелях для проживания. Мы перечислили деньги за эти продукты Хану еще в феврале-марте 2015, а он их попросту присвоил. В тот же день мы направили в адрес ТОО Tengri Travelsystem письмо с требованием произвести возврат оплаченных сумм депозитов, турпакетов, авиабилетов в размере 16,3 млн тенге. Сам Хан утверждал, что для беспокойства причин нет, но моя помощница вылетела в Алматы, там дневала и ночевала и со скандалами смогла выбить из него 4 миллиона тенге. 21 мая мы письменно обратились в головной офис страховой компании АО «СК «Сентрас Иншуранс» с сообщением о возможном наступлении страхового случая в связи с неплатежеспособностью ТОО Tengri Travelsystem.

СУДЫ В АЛМАТЫ…

Но время было упущено, авиакомпания своих денег за билеты не получила, следовательно, признает их нереализованными и передаёт их второму фрахтовщику, тот выставляет их на продажу, но уже по гораздо более высокой цене – ведь сезон на носу. Ничего не подозревающие туристы, уже оплатившие свои путёвки, сидели на чемоданах. Пользуясь этим, теперь уже единственный фрахтовщик затребовал в кратчайшие сроки выкупить их места, но уже по новым тарифам. Причем на некоторые рейсы в зависимости от дат цена подскочила до двух раз – если в марте их продавали по 350 долларов, то в июне те же билеты стали стоить 700. За турпакеты (проживание в отелях) также пришлось платить дважды.

Руководствуясь законодательными актами, с мая 2015-го мы в целях предотвращения или уменьшения убытков страховщика приобрели повторно авиабилеты по маршруту Атырау – Анталья – Атырау в количестве 185 штук, а также повторно оплатили шесть турпакетов в Турцию и Чехию. Если бы наши туристы не вылетели, сгорели бы брони отелей и трансферы, то есть полностью сформированные пакеты. Их возмещение обошлось бы страховой компании гораздо дороже, чем только авиабилеты. Разумеется, мы делали это не только из этих соображений. Давление в те дни было колоссальным – СМИ, общество были накалены до предела. Люди нервничали, были и оскорбления, и угрозы. Мы не могли подвести клиентов и стремились сохранить человеческое лицо перед ними, свою репутацию, – продолжает Виктория.

В итоге расходы за тот туристический сезон на перевыкуп составили 28,3 млн. И это без учета сумм, которые были уже перчислены ТОО Tengri Travelsystem весной.

24 июня 2015 года в адрес страховой компании АО «СК “Сентрас Иншуранс"» от ИП Travellux была направлена соответствующая претензия об осуществлении страховой выплаты с приложением всех документов, предусмотренных требованиями закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента». Однако страховая компания не ответила на запрос и официально так и не признала событие страховым случаем. Впрочем, как и не опровергла. Страховая организация воздержалась от любого вида коммуникации со своим клиентом, даже от консультации в этой нештатной ситуации. Но в суде страховщик заявил, что повторная покупка авиабилетов не была с ним согласована. Между тем в заявлении о страховом случае туроператор указал, что приступает к действиям по повторному приобретению авиабилетов и оплате турпакетов.

Поскольку страховая компания АО «СК “Сентрас Иншуранс"» уклоняется от своих обязательств, мы обратились в специализированный межрайонный экономический суд г. Алматы (по месту ответчика) с исковым заявлением о признании события страховым случаем и обеспечении страховой выплаты. В ходе разбирательства страховая компания потребовала подтвердить обоснованность наших претензий. Заявления (претензии) были предъявлены, все 185 фамилий всего по 46 договорам тех людей, для которых нам заново пришлось приобретать билеты и турпакеты, – рассказывает Виктория. – Ещё пятеро клиентов по ходатайству суда дали показания в Атырау и подтвердили, что воспользовались нашими услугами полностью и лично к нам претензий не имеют по договорам. Особенность счетов на оплату заключается в том, что фамилии туристов, для которых выкупаются блок-места, в них не указываются – мы же выкупаем их блоками, задолго до сезона. Юрист-эксперт Ассоциации туроператоров Казахстана (АТАК) Лаура КЕРМЕ также пояснила суду, почему там нет фамилий. Суду были даны пояснения и о том, что согласно законодательству РК, фамилии лиц, которым продаются авиабилеты, указываются только в момент заключения договора перевозки, то есть при выписке самого билета. Но это легко компенсировалось наличием ваучеров на отели, где есть все фамилии и даты, соответствующие датам авиарейса в билетах. Но суд все наши требования оставил без рассмотрения. Поражает формальная причина – судья ОНЛАНБЕКОВА только через 5 месяцев(!) судебного разбирательства обнаружила, что разрешение вопроса о признании события страховым случаем входит в компетенцию районного суда, по месту жительства заявителя! И во взыскании страховой выплаты отказала по причине недоказанности фактов повторной оплаты авиабилетов и турпакетов. Таким образом получается, что суд еще не решил сам – признать или не признать событие страховым случаем, но во взыскании денег уже отказал. При этом есть масса примеров в рамках этого же уголовного дела, когда подобные судебные иски турагентств рассматривались именно в этом суде г. Алматы и были успешно выиграны. К примеру, именно по Хану выиграли свои иски такие компании, как ИП «Негрейко» (Атырау), «Онур-тревел» (Атырау), «Фрегат» (Алматы), ряд астанинских, алматинских, карагандинских, актюбинских компаний. Там речь шла о суммах сравнительно небольших: по 1-1,5 млн тенге, которые им выплатили. Но самый крупный ущерб был нанесен нашей компании, и именно нам страховая не желает его оплатить.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Travellux подали апелляционную жалобу в горсуд г. Алматы. В подтверждение своих доводов предоставили в суд все финансовые документы: платежные поручения о перечислении денежных средств за повторно выкупленные авиабилеты, счета за повторно оплаченные турпакеты, платежные поручения о переводе денежных средств на счета ТОО Tengri Travelsystem. Заслушав пояснения представителей истца, а также сторон ответчика, суд оставил решение первой инстанции без изменений, ссылаясь на отсутствие в счетах на оплату фамилий туристов! При этом фрахтовщик документально подтвердил, что Travellux повторно покупали билеты для пострадавших туристов, и эти так называемые альтернативные билеты предоставили.

Просто на тот момент мы технически не могли предоставить суду билеты, купленные в первый раз у ТОО Tengri Travelsystem – когда они объявили себя банкротами, то заблокировали сайт с электронной базой данных всех туристов. Кстати, в январе 2016 года ко мне лично приходил посредник от Романа Хана и просил забрать мое заявление из следственного комитета РК по факту мошенничества в обмен на доступ к системе онлайн и так необходимым для нас билетам для доказательства в суде. Я отказалась, – говорит Виктория.

…И КОРОТКИЙ СУД В АТЫРАУ

По состоянию на май нынешнего года в рамках уголовного дела против Р. Хана следственным комитетом МВД по г. Алматы уже выявлена сумма материального ущерба ИП Travellux в размере 12,3 млн тенге. Турагент признан по данному уголовному делу потерпевшим. Дело еще расследуется. К слову, экономическая экспертиза следственного комитета подтвердила все произведенные ИП Travellux платежи.

Кстати, к этому времени потерпевшие уже имели в своем распоряжении наконец и злополучные билеты, которые требовал предъявить алматинский судья.

Удивительно, что даже в этих обстоятельствах потерпевшие снова проиграли. В июне 2016 г. в Атырауском горсуде под председательством судьи Лауры ЛУКПАНОВОЙ рассматривался иск об установлении юридического факта наступления страхового случая. Перед судом ставился только вопрос о признании события страховым случаем, а не о возмещении ущерба.

На предварительном слушании мы успели сообщить судье о том, что по другим компаниям случай признан страховым, и они уже получили свои выплаты, и что следствием мы признаны потерпевшими. Так вот, первое и единственное заседание прошло очень странно. СК “Сентрас Иншуранс" подала ходатайство о том, что она против этого слушания, потому что в Алматы мы проиграли все суды. Хотя этот иск не имел никакого отношения к тому – мы не просили никаких выплат, только признать этот случай подпадающим под определение «страхового», – рассказывает Виктория. – Это удивительно, да просто уму непостижимо – судья вышла в совещательную комнату с этим ходатайством, а вернулась через 5 минут с готовым решением. Не было ни прений, ни вопросов, ни рассмотрения предоставленных документов, вообще ничего. Просто готовое решение зачитала и ушла. Причем какое решение? Прекратить производство по этому делу и запретить (!) повторно обращаться по этому вопросу в суд на всей территории РК. То есть нам судебная инстанция, последняя надежда и оплот справедливости, просто запретила защищать свои права на территории всей страны. Разве это нормально?! Ведь все факты налицо, мы работаем честно, есть все финансовые документы об оплатах, есть заявления туристов, есть официальные документы о том, что мы понесли расходы – и после этого наш суд заявляет, что ничего не случилось, а главный виновник спокойно продолжает оставаться на свободе и никому ничего не выплачивает. А гарант наших рисков, страховщик, просто затыкает нам рот. После этого заседания нам поступают косвенные устные угрозы, и мы сейчас серьезно опасаемся за наши жизни. Мы вынуждены предать огласке все эти факты через СМИ, чтобы добиться справедливости.

21 июля состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на решение судьи Лукпановой. Апелляционная коллегия оставила решение без изменения и нам в очередной раз неофициально пояснили, что есть указание не удовлетворять наши иски.

В ходе подготовки материала мы направили редакционный запрос в страховую компанию. Вопросов была два: признаёт ли страховая компания данное событие страховым случаем, и намерена ли возместить ИП Travellux понесенные расходы. Председатель правления АО «СК «Сентрас Иншуранс» Руслан ПОГОРЕЛОВ в своём ответе сослался на предыдущие судебные решения, а заодно подчеркнул, что «журналист обязан не распространять информацию, не соответствующую действительности».

Судя по имеющимся у нас на руках документам, действительность у нас сложилась вот такая, а какая у вас, господин Погорелов?

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото Марата ТАКУЛИНА

28 июля 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz