Атырау, 27 апреля 09:32
 ясноВ Атырау +27
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

«Зона»: Воспитатели и воспитуемые

10 623 просмотра

Image 0Недавно по заданию редакции я освещал спортивные турниры в мужской и женской исправительных колониях и познакомился там с главным специалистом по воспитательной работе среди осужденных департамента УИС майором Ерланом ДАУЛЕТКАЛИЕВЫМ. Мы с ним побеседовали.

«РАЗВЕ ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ УВИДЕТЬ МАТЬ?»

Давно вы в исправительной системе?

– 12 лет. Начинал в 2004 году надзирателем в следственном изоляторе. Тогда я только окончил Атырауский институт нефти и газа, но по специальности так и не стал работать, потому чтос детства хотел служить в правоохранительных органах. Я успел поработать на разных должностях в четырех исправительных учреждениях в нашем регионе. А в департамент УИС по Атырауской области пришел в 2007 году.

- Из чего же складывается «воспитательная работа с осуждёнными»?

- Первые 15 дней своего срока осуждённый находится в своеобразном «карантине». В это время с ним общаются начальник учреждения, его заместитель, психолог, медики. Далее – в исправительных учреждениях есть отдел по воспитательной работе, там работает инспектор по подготовке осужденных к жизни на свободе. Он собирает все имеющиеся данные об осуждённом, выясняет, есть ли у него образование, стаж работы, специальность. Если у осужденного нет паспорта или удостоверения (такое бывает), то мы оформляем ему документы. Сейчас в учреждениях УГ-157/9 и УГ-157/11 департамента УИС Атырауской области открыты средняя школа и специальный профлицей. Так что если нет среднего образования (и такое бывает), то осужденный получает его в стенах учреждения, если нет специальности – получает её в специализированном профлицее. В этом году школу у нас окончил 21 осуждённый, профлицей – 92. Информацию о вышедшем на свободу мы направляем в ДВД и в центр занятости. С начала года у нас вышли на свободу 163 человека. Дальнейшую их судьбу контролирует ДВД.

-Многие считают, что взрослого человека невозможно перевоспитать или адаптировать к другой среде. Вы согласны с этим мнением?

- Ни в коем случае. Абай говорил: «Я бы отрезал язык тому, кто твердит, что характер не исправить». Изменить человека никогда не поздно. Я приведу только один пример, а их в моей практике было немало. В учреждении УГ-157/9 находился 21-летний парень. Он постоянно нарушал внутреннюю дисциплину. Нам пришлось несколько раз изолировать его от других осуждённых, но это не помогало. Однажды по дороге на работу я встретил пожилую женщину, которая рассказала, что здесь сидит её сын, что она очень скучает по нему, и что родственники отвернулись от неё, потому что её сын сидит за решеткой. Оказалось, это была мама того парня. После этого я вызвал его на беседу и просто рассказал, как страдает его мать, как она его ждёт. И попытался объяснить, что своим поведением он не приближает их встречу, а наоборот, отдаляет... После этого разговора осужденный перестал нарушать дисциплину, отбыл наказание и вышел на свободу.

Кроме того, мы показываем осужденным, которые часто нарушают внутреннюю дисциплину, и которым из-за этого запрещены свидания с родными – видеообращения с участием членов их семей. Родители, братья и сестры говорят ему слова любви, просят слушаться. Такой метод тоже дает результаты.

ЖЕНСКИЙ ФАКТОР

- Среди осуждённых есть те, кто попал в колонию за приверженность радикальным религиозным течениям...

- С ними ведётся отдельная серьёзная работа. Каждую неделю в исправительные учреждения приходят теологи, имамы, беседуют с ними, показывают видеоролики, подготовленные управлением по делам религии. Сейчас в священный месяц Рамадан есть осужденные, которые держат уразу. Опыт показывает, что рецидив среди людей, получивших срок за приверженность радикальным религиозным течениям, очень низок.

- С кем легче работать – с мужчинами или с женщинами?

- С женщинами, конечно, сложнее. Потому что они, как правило, очень эмоциональны. В начале отбывания наказания многие плачут днями и ночами, не могут смириться. Опять же надо работать с ними, почаще общаться, стараться понять их душу, здесь велика роль женщин – сотрудниц колонии. Беседы многим помогают успокоиться и просто постараться побыстрее выйти на свободу по УДО. Здесь ведь ещё и тот фактор, что у многих по ту сторону колючей проволоки – несовершеннолетние дети...

Надо отметить, что учреждение УГ-157/11 является единственной женской исправительной колонией в Западном Казахстане, у нас отбывают наказание женщины из Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанкой областей. Их родственники во многих случаях не могут часто приезжать на свидания. Но осуждённые могут общаться с родными по таксофону, установленному в здании. Самые дисциплинированные имеют право пользоваться таксофоном ежедневно. Женщины стараются не нарушать правила, чтобы лишний раз поговорить с семьей. Но тут палка о двух концах: иногда после разговора с родными тоска по семье усиливается, и они впадают в депрессию. И снова с ними работают психологи и руководство учреждения.

- Какие привилегии предоставляются осуждённым, которые ведут себя дисциплинированно?

- Дисциплинированных, активных осужденных переводят в специальный отряд. Бывают обычный отряд и отряд с облегченными условиями. В обычных отрядах свидание с членами семьи разрешается четыре раза в год, а в отрядах с облегченными условиями – шесть раз. Также свидания бывают краткосрочные (до 2 часов) и долгосрочные (до 2 суток), и продолжительность тоже зависит от поведения осуждённого.

Те, кто активно участвует в воспитательных мероприятиях, помогает адинистрации учреждения и кому остался один год до освобождения, переходят на ІІІ положительный уровень условий отбывания наказания. Это означает, в частности, что частота их свиданий с родственниками не ограничивается – хоть каждый день.

Обладателей таких прав в Атырауской области очень мало.

«У НАС НЕ БЬЮТ!»

- После введения в действие новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов осуждённые, отбывшие определённую часть срока, могут выйти на свободу досрочно, заплатив штраф. Как эта норма применяется в Атырауской области?

- С начала года выплатили штраф и досрочно вышли на свободу 29 осужденных, общая сумма вплаченных штрафов составила 12 миллионов 400 тысяч 307 тенге. Многие считают, что это неправильно. Но надо понимать, что замена оставшегося срока на штраф применялась только к тем, у кого не было непогашенных исков по приговору и злостных нарушений режима в местах лишения свободы. Кроме того, эта мера не может быть назначена лицам, совершившим особо тяжкие преступления, такие как убийства, преступления террористического и экстремистского характера, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

- Давно бытуют разговоры, что сотрудники исправительных учреждений нередко обращаются с осуждёнными грубо, избивают их. Что скажете?

- В обществе очень распространены мнения о насилии в пенитенциарной системе – осужденных, мол, бьют, пытают. Это неправда. Специальным приказом МВД РК и КУИС РК условия в исправительных учреждениях переведены в наиболее «открытый» режим. Благодаря этой программе мнение общества об исправительных учреждениях постепенно меняется. Многие до сих пор представляют жизнь за решеткой как сплошной мрак. Но сейчас многое изменилось. Несколько лет назад в стране был учреждён Национальный Превентивный Механизм по предотвращению пыток, возглавляемый Уполномоченным по правам человека в РК. Он имеет достаточную правовую основу, подкрепленную практическими действиями со стороны неправительственных организаций и госорганов. С начала года представители Национального Превентивного Механизма провели в Атырауской области 3 проверки – никаких нарушений не обнаружено.

Фархат АБИЛОВ, студент 2-го курса АГУ

30 июня 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz