В облакимате прошли общественные слушания по результатам обследования Урало-Каспийского бассейна на предмет затонувших судов.
НУЖНЫ МИЛЛИАРДЫ
На слушаниях присутствовали представители местных экологических НПО, уполномоченных органов, «Атырауозенпорты», департамента по защите прав потребителей.
Заказчиком проекта является Комитет министерства по инвестициям и развитию РК. По словамэксперта этого ведомстваСветланы АБЕНОВОЙ, в целях обеспечения безопасности судоходства в Урало-Каспийском бассейне постановлением правительства РК в 2013 году был утвержден план мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна.
- Из республиканского бюджета на этот проект было выделено 126 млн тенге. Мы эти средства полностью освоили, заключили договор с проектировщиком - ТОО «ИртышПодводСервис» - на обследование Урало-Каспийского бассейна, - сказала С. Абенова. - Также была определена стоимость подъема этих затонувших объектов. Обследование было проведено по 20 координатам, представленным министерством обороны, из них по 15 координатам найдены затонувшие суда.
Сметная стоимость подъема 15 затонувших судов составляет 4,5 млрд тенге. По словам Абеновой, бюджетная заявка на эту сумму направлена в министерство национальной экономики, но ещё не утверждена.
- Если министерство поддержит проект, то работу по подъему мы начнем в 2016 году. Составили график на три года - до 2018-го. Уже направили запрос в министерство обороны, чтобы они дали заключение по определению приоритетности подъема, т.е. в первую очередь будут подниматься те объекты, которые мешают судоходству.
По словам руководителя водолазных спусков ТОО «ИртышПодводСервис» Тимура АХМЕТКАРИМОВА, Урал очень сложно обследовать на предмет затонувших судов:
- Большую часть сезона вода очень мутная, русло постоянно меняется, даже с помощью лучевого гидрорадара тяжело работать.
Основной способ подъема, который предлагает проектировщик - это подводная резка и поднятие конструкций фрагментами с помощью плавкранов и кранов-лебедок.
ПУСТЬ ЛУЧШЕ ОСТАНЕТСЯ
В числе 15 судов - затонувшая 30 лет назад самоподъемная буровая установка «60 лет Азербайджана» в районе мыса Ракушечный – ближе к Мангистауской области.
По информации в интернете в сентябре 1983 года в 23 километрах от мыса «Ракушечный», где бурили скважину на глубине 43 метров, произошла авария: самоподъемная плавучая буровая установка обрушилась, фонтан газа поднялся на высоту 50 метров. Чтобы атмосфера не загрязнялась, спасатели подожгли газ. Через пять дней факел погас.
Между тем, как выяснили проектировщики, платформа до сих пор источает газ. Вот выдержка из отчета «ИртышПодводСервис»: «Опора №1 с креном 150 возвышается над водой на 1,5 метра в юго-западном направлении. В двух местах соединения с корпусом понтона опора надломлена. В 10 м от опоры №1 в северо-восточном направлении на грунте обнаружена опора №2. Под ней -навалы искореженных металлоконструкций, из-под которых зафиксирован грифон с выходом воздуха диаметром 0,5 м, поднимающийся на поверхность воды, имеется запах сероводорода. Все металлические конструкции покрыты плотным слоем ракушечника (балянуса)».
- Если лет 30 эта платформа источает запах сероводорода, надо уже SOS кричать, - сказала директор аналитической лаборатории по охране окружающей среды Галина УМБЕТАЛИЕВА. И обращаясь к проектировщику, спросила:
- Выяснили в чем дело, откуда запах, он же не может бесконечно идти. Проводили исследование воды?
- Да, там периодически выходят пузыри. Но почему? На этот вопрос я ответить не смогу, т.к. наша задача была просто визуально осмотреть и видео отснять. Все затонувшие суда имеют на себе остаточные нефтяные продукты и бытовой мусор, - ответил Ахметкаримов.
По словам Абеновой, поднимать азербайджанскую платформу или резать её опасно:
- Сделано заключение, что её нужно забетонировать и оставить так. В любом случае пока из министерства обороны не придет заключение, мы не можем ничего говорить, это не в нашей компетенции, - сказала она.
КАК КОСТЬ В ГОРЛЕ
Абенова также сообщила, что в этом году будут поднимать только один объект – приемно-транспортное средство, на эти цели уже выделено 403 млн тенге. Осталось только объявить тендер.
По всей видимости, речь идет о попавшем в начале 2000-х годов в шторм и затонувшем азербайджанском судне, груженном продукцией Атырауского рыбзавода.
- Мы заинтересованы в его подъеме, это судно как заноза стоит на выходе в море и мешает нересту рыбы, - сказал председатель правления АО «Атырауозенпорты» Ербол АЛЬЖАНОВ. – Самое главное - заказчикам нужно найти профессионального исполнителя. Ведь все эти работы сопряжены с опасностями. В первую очередь, это человеческие жизни, на том месте очень часты волнения в море, а проектировщики предлагают на понтоне автокраном резать, а потом поднимать. У нас тоже есть опыт подъема судов – в свое время мы подняли 7 плавучих транспортных средств в районе порта (все они были конфискованы у азербайджанских браконьеров и затонули весной 2008 года у причала АО «Атырауозенпорты». – С. Т.). Они мешали нашей работе. Местные органы, к которым мы обратились за помощью, сказали, что у них нет возможности. Но нам дали разрешение, и мы совместно с акиматом, с привлечением техники «Аджип», а также автокрана «Саренс» грузоподъемностью 750 тонн, подняли все эти ПТС. Но нам проще было, мы с суши работали.
Раз уж деньги выделили, то заказчики должны заранее объявить тендер и до 15 июля решить все вопросы. Ведь Урал – это природоохранная зона, там находится резерват «Акжайык». Согласно Экологическому кодексу, в период нереста с 1 апреля до 15 июля нельзя проводить никакие работы. Поэтому все вопросы нужно согласовать с природоохранной прокуратурой и другими заинтересованными ведомствами. Если запоздают с тендером, то выделенные бюджетные средства придётся вернуть. Не хотелось бы, чтобы это произошло, ведь в кои-то веки есть возможность избавиться от подводного хлама.
Таким образом, главная проблема, на которую обратили участники слушаний – это короткий срок для довольно объемной и сложной работы.
По словам руководителя отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования Гуляим ТЕЛЕУБАЕВОЙ, все предложения и замечания будут учтены при дальнейшей разработке проекта.
КУДА ДЕВАТЬ СТО ТОНН МУСОРА?
Довольно долгая дискуссия на слушаниях была посвящена теме утилизации планируемого к поднятию азербайджанского ПТС объекта весом, как было озвучено, в 100 тонн. Как сообщила С. Абенова, согласно плану ответственными за утилизацию являются акиматы Атырауской и Мангистауской областей.
Присутствовавший на слушаниях директор КГП «Спецавтобаза» Муратбек МАХАНОВ, понимая, чтоподнятая со дна реки колоссальная груда металлолома станет потом головной болью его предприятия, резонно подметил, что перед тем как что-то вытащить, надо понять: что с ним потом делать?
- Министерство выделило средства, классно, надо вытаскивать. Но если вы хотите не просто освоить деньги, а довести работу до конца, выбейте деньги на утилизацию, не вешайте на облакимат. Эти вопросы вкупе надо решать, а то поднимут, бросят, оно проваляется на берегах 5-10 лет, а потом опять будут изучать, привлекать проектировщиков на предмет утилизации. Нужно разработать совместный план мероприятий, 100 тонн все-таки собираются поднять, куда девать потом столько мусора? Вы пригласите специалистов из Мангистауской и Атырауской областей, и мы приедем и разработаем.
- Муратбек правильно поставил вопрос: разобрали, подняли, а потом куда его девать? – поддержал Маханова сидевший в президиуме зам. начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области Орак БИСЕМБИЕВ. - Здесь колоссальный объем металлолома.
По словам Абеновой, план мероприятий, утвержденный правительством, в свое время был разработан совместно с акиматами двух областей, представители которых написали, что финансирование на утилизацию не требуется.
- В пункте 9 так и написано: «организация по месту утилизации затонувших судов, а также причалов для стоянки задержанных и конфискованных судов: ответственные - акиматы Атырауской и Мангистауской областей». Финансирование не требуется. Документ датирован 2013 годом, - зачитала она.
- А сейчас 2015 год, в этом году даже элементарно бюджет на капремонт дестадов сократили,- заметил Маханов. - Это постановление и тот план мероприятий потеряли силу, надо по- новому разработать. Лучше перекинем на 2020 год, скажем. В этом году бюджет сократили почти на 35%, даже у нас сократился объем.
- Я понимаю, нам тоже говорят - бюджет сокращайте, но у нас есть основание, я выполняю поручение правительства. Вы же тоже можете бюджетную заявку сформировать по организации штрафстоянок для судов и вынести на республиканскую бюджетную комиссию.
- Ну, если вы поддержите, согласуете с администратором программы, чтобы заложили средства на 2016 год - тогда конечно.
На слушаниях также подняли проблему дноуглубительных работ.
- Через управление строительства ведется работа по углублению реки Урал, которая началась в 2013 году. Тогда было выделено около 300 млн тенге, работы проводил «Павлодарречпорт». В прошлом году из-за отсутствия финансирования работа остановилась, в этом году через министерство энергетики выделили 4 млн тенге, работы возобновляются тем же «Павлодарречпортом», - сказал О. Бисембиев.
По его словам, Урал входит в компетенцию трех министерств. На что экологи заметили, что у семи нянек дитя без глазу.
Сауле ТАСБУЛАТОВА