Атырау, 2 мая 19:24
 ясноВ Атырау +11
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Скованные одной цепью

7 832 просмотра

Фото: Геннадий ЧеркасовФото: Геннадий ЧеркасовИз-за снижения цен на нефть рубль продолжает свое падение относительно доллара и ослабевает в паре рубль-тенге: если вчера курс был 4,23, то сегодня уже – 4,17. Поскольку наша экономика, как и российская, тесно завязана на добывающей отрасли, падение цен на нефть является для нас тревожным сигналом. На днях уже были уточнены показатели доходной части бюджета на 2014 год. Прогнозы малоутешительные.

Министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ озвучил цифры:прогнозный ростобъема промышленной продукции снижен с 2,7% до 0,8%, прогнозный объем добычи нефти – с 83 млн тонн до 81,8 млн.Сокращена расходная часть бюджета, а также предусмотрены дополнительные трансферты из Нацфонда.

Мы обратились к экспертам, чтобы узнать: как долго в такой ситуации продержится тенге? А также поинтересовались у местных предпринимателей: кому в Казахстане выгодно падение рубля, а кому нет?

Ануар УШБАЕВ, управляющий партнёр Tengri Partners (Алматы):

– Тенге пока держат на уровне установленного коридора. Рубль падает по отношению к доллару, а поскольку при этом тенге удерживается на прежнем уровне, котировки рубля к тенге падают во избежание трёхстороннего арбитража. При таком диспаритете и продолжении негативной динамики рубля и цен на нефть смысл держать курс тенге пропадет, но когда именно – вопрос готовности государства тратить валютные резервы на его поддержку.До сих пор импорт из России не растёт, несмотря на падение рубля, и причина тому – параллельный рост внутренних цен в РФ.

– Глава Нацбанка РК Кайрат КЕЛИМБЕТОВ сказал, что даже $60 за баррель нас не пугает. На чём основана эта уверенность?

– Подобные заявления говорят лишь о том, что правительство готово: а) сильно секвестировать бюджетные расходы, б) распаковывать и дальше средства Нацфонда на бюджетные нужды.

Галим ХУСАИНОВ, генеральный директор ТОО BRB Invest (Алматы):

– Ситуация до конца года точно будет под контролем, далее нужно смотреть на множество факторов, в том числе цена на нефть, как будет решаться конфликт в Украине, какие цены будут на металлы и т. д. Сейчас сложно прогнозировать.

Что касается цены на нефть, заложенной в бюджет (95 долларов за баррель. – С. Т.),в Казахстане бюджет формируется за счёт трёх основных источников: 1) налоговые поступления без учёта налоговых поступлений от нефти; 2) гарантированный трансфер из Национального фонда; 3) привлечённых займов через государственные облигации. Соответственно напрямую налоговые поступления от нефтяной отрасли не идут в бюджет, поэтому, думаю, и было сказано «хоть 60 долларов». В Национальном фонде достаточно накоплений, чтобы осуществить гарантированный трансфер для выполнения расходной части бюджета, поэтому в среднесрочной перспективе наш бюджет защищен от цен на нефть.

– Как остановка Кашагана может влиять на текущую ситуацию?

– Казахстан может только считать упущенную выгоду и те затраты, которые он несёт на проекте через КазМунайГаз. Поэтому существенного влияния на текущую ситуацию остановка Кашагана не окажет. Другое дело, что у нас в целом по отрасли падает добыча, поэтому за счёт Кашагана планировали компенсировать падение, однако теперь нужно решать вопросы средних и мелких нефтяных компаний – путём либерализации и упрощения для них процедур, это позволит им быстрее реализовывать проекты.

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист (Алматы):

- Сейчас рубль падает в силу политических причин, и этот процесс сопровождается сильной инфляцией, которая не предполагает удешевления российских товаров. При этом надо отметить, что большая часть контрактов с российскими производителями номинирована в долларах, что опять же делает невозможным их удешевление.

Что касается 60 долларов за баррель, то здесь речь идет не о бюджете, а о платежном балансе, где виден приток и отток. Так вот, пока нефть не упала ниже 60 долларов, приток будет выше оттока. Есть еще элемент совпадения - если сработает программа амнистии капитала, тогда это обеспечит хороший приток капиталов из-за рубежа, что позволит значительно улучшить показатели платежного баланса, не балансируя на грани.

«КАЗАХСТАНУ НЕ СТОИТ НЕРВНИЧАТЬ»

Что касается ослабления рубля по отношению к тенге, здесь, по словам предпринимателей, ситуация неоднозначная. Поскольку на местные прилавки до 80% товаров завозится из приграничных российских городов (Астрахань, Самара и т. д.), рядовой потребитель должен радоваться, т. к. падение курса рубля должно спровоцировать пусть и незначительное, но снижение цен на эти товары. С другой стороны, в проигрыше оказывается отечественный товаропроизводитель.

Валерий СТРУНЯШЕВ, директор ТОО «Альтаир Атырау» (оптовые поставки продуктов питания):

– Для меня, например, как оптового продавца, хорошо, что товар из России становится дешевле. Если недавно курс рубля был чуть ли не под 6 тенге, то сейчас упал до 4 с небольшим. Я вожу из Самары молочные и кондитерские продукты и уже снизил оптовые цены на 5-6 тенге. Другое дело, снизили ли в связи с этим цены розничные реализаторы в супермаркетах и рынках, это уже на их совести.

В целом ситуация с падением курса рубля двоякая. Если казахстанские потребители выигрывают, то производители – наоборот. Возьмём, к примеру, казахстанское молоко: в связи с падением рубля российское молоко становится дешевле, и получается, отечественное молоко на прилавках неконкурентоспособно. Естественно, нам, потребителям, хочется дешевле и качественнее. В Атырау производителей мало, да и объёмы у них небольшие, чтобы конкурировать с российскими товарами, в основном крупные компании находятся в Алматы и северных областях Казахстана.

Нина ТЕМИРБАЕВА, директор Союза предпринимателей и работодателей:

– Я уверена, что Казахстану не стоит нервничать. Если не углубляться в политику, то мы сегодня имеем все шансы нормально выстраивать свою экономику. Не стоит гадать, приведет ли падение рубля к удешевлению российских товаров или нет, их однозначно становится больше на наших рынках, что хорошо для простых потребителей. Отечественный товар не очень конкурентоспособен и его очень мало, но есть мощные рычаги поддержки со стороны государства, очень большие деньги сегодня выделяются на развитие бизнеса и производства. Если бы такая поддержка была раньше, то мы бы далеко ушли. Что касается курса рубля, я думаю, большого разрыва между тенге и рублём не будет – мы скованы одной цепью.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

3 ноября 2014, 15:19

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz