Атырау, 26 апреля 08:07
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Шынгыс Мукан: Размышления после ЕНТ

10 327 просмотров

Новый учебный год начался непросто. Некоторые городские школы столкнулись с резко возросшим количеством учащихся. Родители обеспокоены - как в таких условиях дети будут готовиться к ЕНТ.Об организации образовательного процесса региона мы беседуем с заместителем акима Атырауской области Шынгысом МУКАНОМ (на снимке).

 

БЭБИ-БУМ И НОВОСТРОЙКИ БЕЗ ШКОЛ

- Шынгыс  Жумабекович, вопреки утверждению руководства области о ликвидации трехсменного обучения, учащиеся СШ №16 в первые дни учебы занимались в три потока.

- Это были первые дни сентября. В одну только эту школу в новом учебном году пришло на 360 школьников больше, чем в прошлом. Поэтому учителя просто не успевали формировать  классы-комплекты. Обратите внимание на следующие цифры. Проектная мощность школы №16 - 1 568 мест. Если умножить на две смены, получится 3 136 мест. В данное время в СШ №16 учатся 2 368 учеников и еще 198 детей ходят в «нулевой». На сегодняшний день существует проблема загруженности школ Авангарда, причем с каждым годом количество учащихся увеличивается. Связано это с тем, что в ближайших новых микрорайонах Нурсая и Самал нет школ. Например, в конце августа были сданы три дома в Нурсае, где сейчас проживают 198 семей, в которых почти 600 детей-школьников. Все они, естественно, 1 сентября идут в школы Авангарда. Это, во-первых.

Во-вторых, нужно учесть демографический бум. Количество учащихся в Атырауской области в этом учебном году увеличилось на 3 857 человек. По уточненным данным, в первый класс было принято 12 653 ребенка, что на 1 255 учащихся больше, чем в прошлом году. В 2013 году родилось более 16 тысяч детей, а это значит, что через шесть лет первоклассников будет больше на 4 тысячи.

В-третьих, меняются требования к образованию. Если раньше школы строили с расчетом на 30 учащихся в каждом классе, то сейчас класс-комплект не должен превышать 25 человек. И еще. Сейчас по некоторым предметам, особенно языковым, ведется обязательное раздельное обучение. Таким образом, на уроке казахского или английского языка 12-13 учеников занимают целый кабинет. Из-за этого проектная мощность иногда не может соответствовать плановой мощности школ. В целом по области в 195 школах имеются 95 993 ученических места на 99 900 учащихся. В 56 школах города Атырау обучаются 47 405 учеников при проектной мощности 33 622 места. По чисто арифметическим подсчетам у нас не должно быть двухсменки, а не то что трехсменного обучения. Просто количество детей в школах неравномерно. В школах Авангарда их много, по озвученным выше причинам, в других школах, например, детей, наоборот, меньше. 

- Когда будут построены школы в новых микрорайонах?

- Строительство школы на 624 места в мкр. Нурсая включено в проект республиканского бюджета на 2015-2016 годы. Разрабатывается ПСД школ в мкр. Жулдыз на 624 места, с. Ракуши Еркинкалинского сельского округа на 300 мест, а также с. Акжайык на 120 мест вместо аварийной школы.

В данное время разрабатывается генеральный план развития города Атырау. После утверждения генплана будет разработан проект детальной планировки, где будут указаны места социальных объектов с учетом прогноза роста городского населения. 

 

ПОЧЕМУ «УПАЛИ» НА 12 ПУНКТОВ

- Итоги ЕНТ-2014 были не самыми лучшими в истории области. Около 50% выпускников не смогли набрать минимальное количество баллов. А средний балл, по сравнению с прошлогодними показателями, резко снизился на 12 пунктов. Ваше мнение по этому поводу?

- Сфера образования всегда считалась консервативной. Ей не свойственны резкие колебания. Как учебники пятидесятилетней давности содержали законы Ньютона или произведения Пушкина и Абая, так их до сих пор изучают нынешние школьники. Кроме того, школы не подвержены большой текучести кадров. Я не особо верю в то, что за один год уровень знания выпускников может колебаться на плюс-минус 20 процентов. Такое колебание происходило и в масштабе республики. В 2012 году средний балл снизился с 86,6 до 70,9, то есть упал на 15,7 балла. Если анализировать в разрезе регионов, аналогичные «перепады» не редкость. Здесь вопрос не только к организации образования определенного региона, но и в целом к сфере образования страны, в частности, организации проведения ЕНТ. Например, в городе Атырау вместо 9 часов утра тестирование началось в 11-12 часов дня. Чтобы организовать доставку выпускников к центру тестирования, школы собирают детей с 7 часов утра, чтобы к восьми уже быть на месте. Выпускники встают очень рано - в 5-6 часов утра. Затем они вынуждены ждать в жару своей очереди. Конечно, и сами выпускники создают проблемы, когда стараются пронести в аудиторию запрещенные предметы. Поэтому в этом процессе должен соблюдаться четкий регламент со стороны всех его участников. Местные власти не имеют права вмешиваться в организацию тестирования. Наша задача – доставить выпускников до двери учебного заведения. В таких случаях не мешало бы, чтобы министерство образования и науки изучило все обстоятельства, для того чтобы помочь нам разобраться, дать рекомендации, указать на системные ошибки, если они у нас имеются, чтобы мы сделали то, что положено местной исполнительной власти. 

 

А ЕСЛИ НЕ ПОВЕЗЛО С УЧИТЕЛЕМ?

- Как преломить эту ситуацию? Какие шаги предпринимаются областной администрацией для улучшения системы образования?

- Я участвовал практически во всех районных и городских августовских конференциях. Беседовал с директорами школ, учителями, школьниками, выпускниками, родителями.  И пришел к выводу, что человеческий фактор играет огромную роль в системе образования. Это не новость, а прописная истина. Будучи учениками, многие из нас, как и нынешние ребята, старались хорошо учиться по тем предметам, преподаватели которых умели заинтересовать, умели работать с учениками. Лучших в любой сфере, в том числе в образовательной отрасли, немного. Тем более сейчас, когда только ленивый не рассуждает о том, что якобы нынешние педагоги - не чета тем, что были раньше. Не буду спорить, правы они или нет. Но уверен, уровень подготовки и опыт учителей не должны быть определяющим фактором при получении школьниками знания. Если один ученик имел счастье учиться у лучшего учителя - это хорошо. Но получается, что основная часть  школьников должна довольствоваться тем, кто им «достался»? Так не должно быть! Почему школьники должны страдать из-за того, что их преподаватель не совсем профессионал или не лучший в своем деле? Если смотреть системно, то у нас неплохие учебники. Образовательные стандарты не уступают мировым аналогам. Материально-техническая база школ с каждым годом только улучшается. Но можем ли сказать, что и качество обучения такое же?

- Так чего же не хватает нынешней школе?

- Убежден, что процесс обучения и оценки знаний учащихся должны быть автоматизированы, чтобы минимизировать человеческий фактор. На сегодня мы ведем работу с казахстанскими разработчиками по автоматизации процесса обучения на базе продвинутых информационных технологий в рамках образовательных стандартов.

- Какие именно школы области планируется автоматизировать? Это будет «пилотный» проект по всей республике или только в нашей области? Когда планируется провести данную работу?

- Сейчас мы изучаем продукты разработчиков. Среди них есть компания «ИнтерАктив Казахстан», продуктами которой пользуются «Назарбаев интеллектуальные школы». Так как проект находится на стадии изучения, пока рано говорить о бюджете. Если убедимся, что система будет способствовать повышению уровня знаний школьников, то выйдем с предложением на областную бюджетную комиссию. Это инициатива нашей области, поэтому если проект будет одобрен, то впервые он будет внедряться в качестве «пилотного» проекта в одной из атырауских городских школ.

 

КОГДА УРОК ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО

- Что представляет собой автоматизированная система обучения?

- Представьте: в одном классе учится 25 учеников, время, отведенное на один урок, 45 минут. Пока все усядутся, преподаватель проверит отсутствующих, пройдет 5 минут. Остаются 20 минут на проверку усвоения учениками предыдущего урока и еще 20 минут на новую тему. В течение 20 минут преподаватель сможет полноценно проверить знания в среднем только 5 учеников. Таким образом, знание ученика оценивается один раз через каждые 3-4 урока. Обычно опрошенный сегодня ученик, будучи уверенным, что его на следующем уроке уже не спросят, на завтра придет неподготовленным. Он посчитает, что лучше подготовиться к тем предметам, по которым за последние несколько уроков нет отметок в журнале. А если у всех школьников будут проксимити-карты, то при входе в школу информация будет фиксироваться, и родители будут получать смс. Благодаря этому отпадет необходимость тратить время на проверку присутствующих. К тому же, можно в любое время мониторить, сколько учеников из 99 565 по области каждый день ходят в школу. Если кто-нибудь отсутствует продолжительное время, мы будем знать, если даже директора об этом не сообщат. В прошлом году был такой случай в Жылыойском районе. Родители забрали документы своих детей якобы в связи с переводом в другую школу. На самом же деле эти дети определенное время нигде не учились.

Экономить время позволит наличие интеллектуальной доски и планшетов или мониторов у всех школьников. Задание будет выводиться на планшетах. У каждого школьника свое задание, поэтому списывать друг у друга не получится. Сегодня делается так: один ученик решает задачу у доски, остальные ученики смотрят, как он с этим справляется. При автоматизации процесса все становятся активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Все решают задачи на своих планшетах, и оценивает знания учеников не преподаватель, а система. Автоматически исключается традиционная субъективная оценка. Если школьник не может решить задачу, он может воспользоваться функцией «подсказка». Ученик за 20 минут может решить 5 задач, либо может справиться только с одной. Чем чаще он будет пользоваться подсказками, тем ниже оценка. Чем больше решил задач, тем выше оценка. Способный школьник решает 3 задачи за 5 минут, а другой за 30 минут. Если они справились с задачей, то оба получают одинаковую оценку. А при автоматической системе программа дает определенное преимущество ученику, решившему задачи за минимальное время.

У нас компьютеризация школ направлена на то, чтобы управлять компьютером. Мы должны подняться на следующий уровень - чтобы компьютеры помогали нам получать знания. Компьютер должен выступать субъектом, а не оставаться объектом образования, оставаясь инструментом только предмета информатики. Автоматизация учебного процесса позволит определить и уровень мастерства преподавателей. Например, в одной школе несколько предметников-математиков. У кого больше успевающих учеников, тот и лучший преподаватель в школе. Такая система может определить рейтинг преподавателей области по каждому предмету. Вся информация будет собираться в единой  базе данных. Администраторы областного образования будут вести мониторинг знания не только школьников, но и преподавателей.  Это даст возможность выявить уровень и результаты преподавания учителей, которых можно будет направить на курсы повышения квалификации. Дальше можно инициировать пересмотр системы оплаты труда преподавателей, чтобы материальная оценка труда соответствовала их вкладу. И определяющим здесь должен стать конечный результат, а не потраченное ими время на преподавательскую деятельность.

Не автоматизировав систему оценок, мы не сможем определить реальный уровень знаний, получаемых школьниками. Например, сейчас отличник средней школы может оказаться троечником в более сильной школе. Результат труда школьника оценивается по пятибальной системе. А как мы оцениваем результат труда преподавателя? Сложно кардинально менять что-либо в сфере образования, не внедрив справедливые элементы конкурентности, начиная от школьников до преподавателей и директоров школ.  Чтобы старания преподавателей не остались на бумаге (рейтинге), а действительно отражались на заработной плате.

В Атырау есть действительно сильные школы. Кто их делает сильными? Директора! Преподаватели!  Традиции, которые годами создавались педагогическим коллективом. Здесь опять-таки важную роль занимает человеческий фактор. Поэтому мы предпринимаем шаги, чтобы система повышала уровень образования, а не отдельные личности. Чтобы с уходом на пенсию опытных преподавателей не ушло вместе с ними «на заслуженный отдых» качество образования школы. 

 

ПОД ГИПНОЗОМ ТЕСТА

-А как это может повлиять на результат тестирования учащихся?

- В этом году по стране только около 40% выпускников подтвердили звание «Алтын белгі». Вправе ли мы усомниться в том, что преподаватели ошиблись на 60%? Можем ли мы сделать вывод, что среднестатистический преподаватель при оценке учеников ошибается 6 раз из 10? Вот где кроются глубинные причины провала тестирования из года в год в разных регионах. И еще, к сожалению, тестирование становится для выпускников основным инструментом получения знания. Выпускники в течение года сдают пробное тестирование. В конце года они показывают отличные результаты, так как заучивают все вопросы, вошедшие в пробное тестирование. Поэтому во время сдачи ЕНТ, где ученику попадаются незнакомые вопросы, они не находят правильного ответа. Только автоматизируя систему образования, мы можем добиться справедливой оценки результата труда всех участников образовательного процесса и тем самым повысить общий уровень образования.

 - В нашей области, как и по всей республике, внедряется проект электронного обучения - e-learning. Но в последнее время реализация проекта вызывает критику со стороны депутатов мажилиса. Не дублирует ли описываемая Вами модель обучения данную программу?  

- Е-learning внедрена в 54 школах области. Данная система пока автоматизирует организацию образования, а не процесс обучения. Сейчас работают функции, позволяющие родителям следить за оценками своих детей-учеников в режиме онлайн, директорам школ – следить за составлением поурочных планов учителей. Наша система будет дополнять систему е-learning, а не дублировать её. Нетрудно написать электронную программу, потом ее внедрить. Это просто каркас. Самое главное - это содержание. Поэтому мы изучаем разные программы разработчиков, чтобы электронная программа была разработана не только в рамках государственных стандартов, это само собой, но была бы многофункциональна и практична, чтобы результат от внедрения пошел на пользу всем участникам системы образования.

Беседовала Зульфия ИСКАЛИЕВА

18 сентября 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz