Атырау, 20 апреля 10:57
 ясноВ Атырау +32
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

НАЧАЛЬНИК ФИНПОЛИЦИИ ЕСТАЕВ – О «ДЕЛЕ РЕЙДЕРОВ»

8 620 просмотров
17 апреля 2006 года сотрудники Департамента по борьбе с экономической и коррупционой преступностью по Атырауской области задержали при выходе из здания Атырауского филиала АО «Банк ЦентрКредит» учредителя ТОО «Центурион Т» Абу Муктасара Балдайулы с наличными в сумме 25,8 млн. тенге, печатью и чековыми книжками лжепредприятия ТОО «Руса-Ойл».
По данному факту было возбужденно уголовное дело в отношении руководителей ряда ТОО в лице Курмангалиева Т. и Дюсупова А., а так же их подчиненных: - главного бухгалтера всех их фирм Калпакбаевой Г., финансового директора ТОО «Центурион Т» Дюсеновой Г., юриста Танатаровой Г., а так же их близких родственников Абу М., Бабашевой Г. и Искужиева У.
Указанными лицами использовались фиктивные сделки через лжепредприятия, оформленные на умерших (не кощунство ли?) или на лиц, не имеющих понятия о регистрации на них фирм. Установленный ущерб государству, нанесенный преступной группой во главе с Курмангалиевым Т. и Дюсуповым А. в виде неуплаченных налогов, составил в сумме свыше 1 млрд. тенге.
С фактами лжерпедпринимательства, легализации имущества, добытого преступным путем, правоохранительные органы и население Атырауской области столкнулись впервые. Ввиду дерзости совершенных преступлений и крупного ущерба государству в июле 2006 года данное уголовное дело было взято на особый контроль Совета Безопасности РК, руководства АБЭКП и Генеральной прокуратуры. Это очень помогло следствию – никто не мог в него вмешиваться.
Напомним, в ходе расследования подозреваемый Курмангалиев Т. обнаружен скрывавшимся в чердачном помещении дома, у него при себе обнаружены серьезные доказательства вины, включая план действий по построению защиты по данному уголовному делу, в сотовом телефоне имелось сообщение с его требованием к одному из контрагентов о перечислении 120 млн. тенге на счет лжепредприятия «ТОО «Руса-Ойл».
Длительное время скрывавшийся от следствия Дюсупов А. арестован при попытке пересечения государственной границы Казахстана и Кыргызстана.
Несмотря на трудности, по делу был проведен колоссальный объем работы, следствие окончено в течение 5-ти месяцев. Прокуратура поддержала предъявленное обвинение. В суд передано 282 тома уголовного дела.
Суд при рассмотрении уголовного дела так же столкнулся с определенными трудностями. Так, 5 свидетелей изменили свои показания в пользу обвиняемых, тогда как на следствии они собственноручно давали диаметрально противоположные показания. В отношении этих свидетелей судом вынесено частное постановление, по которому в дальнейшем прокуратурой г. Атырау возбуждено уголовное дело за дачу заведомо ложных показаний.
В связи с тем, что санкция по одной из статей (уклонение от уплаты налогов - ст. 222 ч. 2 УК РК) предъявленного обвинения предусматривает конфискацию имущества и с учетом причиненного ущерба государству (напомню, свыше 1 млрд. тенге), с санкции прокуратуры Атырауской области были наложены аресты на автозаправочные станции, автотехнику, здания, дома, квартиры и земельные участки – общей стоимостью свыше 500 млн. тенге, в том числе на имущество, зарегистрированное на различных родственников обвиняемых. Фактическая принадлежность этого имущества Курмангалиеву Т. и Дюсупову А. доказана материалами уголовного дела. Более того, по закону даже если имущество приобретено до начала преступной деятельности, т.е. до 2002 года, причиненный государству ущерб должен быть возмещен имуществом обвиняемых - вне зависимости от того на законные ли деньги данное имущество было приобретено.
В ходе следствия с учетом того, что Курмангалиев Т.А. и Дюсупов А. не оформляли на свое имя никакое имущество, было установлено движимое и недвижимое и имущество, приобретенное ими в период преступной деятельности и оформленное на своих родственников. На него с санкции прокурора был наложен арест.
При этом следствие проявило максимальную корректность и до вынесения приговора всё это имущество передало под сохранную расписку родственникам Курмангалиева Т. и Дюсупова А., предупредив их об уголовной ответственности за необеспечение сохранности до судебного решения. А как стало известно, часть арестованного имущества ими утрачена, за что законом предусмотрена уголовная ответственность.
Приговором Атырауского городского суда от 23.05.07 Курмангалиев Т., Дюсупов А. и другие лица признаны виновными и осуждены к различным срокам лишения свободы, с лишением права заниматься коммерческой деятельностью, но без конфискации имущества - в связи с переквалификацией действий обвиняемых с части 2 на часть 1 статьи 222 УК РК.
В ходе расследования и судебного рассмотрения нами обнаружен пробел в законодательстве. Так, п. п. «б», «в» части 3 ст. 193 УК РК не содержат меру наказания в виде конфискации, тогда как более мягкая часть 2 данной статьи эту меру наказания содержит.
По данному факту в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью внесено предложение об инициировании перед законодательной властью дополнений в часть 3 ст. 193 УК РК, чтобы в п. «б» и «в» была включена конфискация имущества. АБЭКП поддержало предложение Департамента.
По протесту прокурора в апелляционной инстанции Атырауского областного суда от 09.08.07. подсудимые были осуждены по всем статьям, по которым им было предъявлено обвинение, а всё арестованное имущество конфисковано с обращением в доход государства.
Надзорной коллегией Атырауского областного суда данное решение оставлено в силе. Генеральная прокуратура оснований для опротестования состоявшихся судебных актов не нашла. Приговор вступил в законную силу.
Между тем родственники осужденных Курмангалиева Т. и Дюсупова А. организовали в Алматы пресс-конференцию, опубликовали в СМИ ряд статей, в которых обвинили руководство Атырауского областного суда и Департамента финансовой полиции по Атырауской области в «рейдерстве».
Исполнение приговора в части конфискации имущества не относится к к компетенции председателя Атырауского областного суда Аланова Ж. и тем более начальника Департамента финансовой полиции Естаева А. Исполнение решений суда осуществляется судебными исполнителями Администрации судов Атырауской области. Реализация конфискованного имущества осуществляется путем проведения торгов через специально созданное при Комитете по судебному администрированию государственное предприятие - АО «Би Логистик».
Любая проверка установит, что утверждения о «рейдерстве» со стороны Аланова Ж. и моей - ложь.
Давайте вернёмся к материалам дела. С целью умышленного уклонения от уплаты налогов Курмангалиев Т. и Дюсупов А. использовали ряд предприятий зарегистрированных на своих близких родственников. При этом реализацией нефтепродуктов занималось одно предприятие, автотехнику оно арендовало у другого аффилиированного ТОО, заправочные станции числились на балансе третьего предприятия, а недвижимость - на балансе четвертого предприятия. По каждому предприятию главный бухгалтер Калпакбаева Г. вела двойную бухгалтерию. При этом Курмангалиев Т. и Дюсупов А. ни в одном из ТОО учредителями не значились, хотя известны были всем как руководители одной единой структуры в которую входят группа компаний – ТОО «Центурион Т», ТОО «Алтын Групп Атырау», ТОО «Мониторинг», ТОО «ОПИ-проект», ТОО «Руса-Ойл», ТОО «Схема-Атырау», ТОО «Индира-Атырау» и др.. Так, сеть автозаправочных станций «Перекресток» числилась на балансе ТОО «Алтын Групп Атырау», учредителями которого Курмангалиев Т. поставил своего племянника Каналиева А., Дюсупов А. – свою супругу Керееву Х.
В ходе следствия Кереева Х. показала, что в учредители ТОО «Алтын Групп Атырау» её включил муж, однако к дальнейшей деятельности ТОО она отношения не имеет, муж постоянно приносил какие-то документы и просил расписаться. Доверяя своему супругу, она подписывалась не вникая в содержание документов.
Аналогичные показания дал второй учредитель - родственник по линии матери Курмангалиева Т., а по совместительству его водитель Каналиев А., который расписался в учредительных документах ТОО «Алтын Групп Атырау», став формальным участником товарищества, и на сегодня является официальным собственником многомиллионного имущества ТОО «Алтын Групп Атырау».
Материалами уголовного дела установлено, что Курмангалиев Т. и Дюсупов А. лично занимались вопросами приобретения земельных участков под АЗС, получения разрешений на строительство АЗС и самим их строительством. Переговоры по оплате и приобретению на ТОО «Алтын Групп Атырау» грузового автотранспорта в количестве свыше 70 единиц вели так же Курмангалиев Т. и Дюсупов А.
Таким образом, доли Каналиева А. и Кереевой Х. в уставном капитале ТОО «Алтын Групп Атырау» как и всё зарегистрированное на ТОО движимое и недвижимое имущество фактически принадлежат соответственно Курмангалиеву Т. и Дюсупову А., в связи с чем на доли Каналиева А. и Кереевой Х. в ТОО «Алтын Групп Атырау» наложен арест.
В 2005 году житель гор. Атырау Карманов З. продал свою 50% долю в нефтебазе ТОО «ПСА-Тендык» Курмангалиеву Т. и Дюсупову А. за 32 млн. тенге, последние оформили долю на своих родственников – Курмангалиев Т. на свою мать, Дюсупов А. на своего младшего брата. Оплату наличными производили Курмангалиев Т. и Дюсупов А. лично. В связи с данными обстоятельствами на долю обоих родственников Курмангалиева Т. и Дюсупова А. был наложен арест.
Аналогичные обстоятельства принадлежности Курмангалиеву Т. и Дюсупову А. установлены по всем остальным аффилиированным предприятиям.
12.03.08 года в Департамент поступило заявление от директора ТОО «Алтын Групп Атырау» Нугманова А. о незаконных действиях судебных исполнителей при реализации конфискованного имущества. Проверкой установлено, что конфискованное имущество Курмангалиева Т. и Дюсупова А. реализовано судебными исполнителями через Атырауский филиал АО «Би Логистик». Финансовая полиция и тем более лично её первый руководитель Естаев А. отношения к реализации конфискованного имущества не имеет и не имели. Опрошенные судебные исполнители Сатыбалдиев Е., Атажанов Ж., Таугистауов А., а также работники АО «Би-Логистик» удивлены публикациями о причастности к реализации конфискованного имущества председателя областного суда Аланова Ж. и начальника финансовой полиции области Естаева А. При этом они показали, что по аналогичным заявлениям родственников осужденных они давали пояснения в ДВД и КНБ области. В частности в ДВД области на них оказывал всяческое давление родственник осужденного Дюсупова А. сотрудник УБОПа Дюсупов А.
Никаких приятельских, а тем более родственных отношений между руководителем областного суда и начальником Департамента финансовой полиции нет. Взаимоотношения складываются только на служебной основе.
Устраивая ажиотажные пресс-конференции, публикуя статьи о рейдерстве со стороны руководителей суда и финансовой полиции Атырауской области, родственники осужденных Курмангалиева Т. и др. выдают желаемое за действительное. Полагаем, что имея обширные родственные, деловые связи и серьезные финансовые ресурсы, они безусловно продолжат свои атаки на финполицию. Всё это ко всему прочему способствует появлению у оперативников боязни связываться с крупными делами, затрагивающими интересы большого бизнеса и должностных лиц. Вот это и можно назвать победой «спрута», и не только в Атырауской области!
Как указывают родственники осужденных, в Атырау такое впервые. Да, действительно, преступления связанные с лжепредпринимательством и сетью схем с таким громадным ущербом для государства - выявлены впервые. И всей этой шумихи мы, атыруские финполицейские, могли бы избежать – если бы бездействовали, сидели тихо как в прежние времена, или как сегодня во многих других регионах.
Несколько слов о нашем отношении к родителям и близким родственникам осужденных, развернувшим кампанию против финпола. Понятно, что для них это беда, и они защищают своих близких, но важно при этом не переступить грань. Анализ сложившейся ситуации, подкрепленный оперативными сведениями, показывает, что родственников кто-то направляет, даёт советы под маской сочувствия, преследуя при этом свои интересы.
У нас работа связана с ущемлением интересов, в том числе материальных, и репутации, что многих раздражает. Поэтому мы часто сталкиваемся с различного рода угрозами, провокациями, клеветой. Такова наша работа, и её кто-то должен делать. Наше призвание - быть сдержанными и уметь прощать.
Но трудно прощать, если нас теперь беспрерывно проверяют КНБ, МВД, прокуратура. Массу людей по дубликатам одних и тех же заявлений отрывают от основной работы и таскают на опросы во все вышеуказанные структуры. А финансовым полицейским области уже не до проверок, расследований по другим делам, так как им самим приходится отписываться, объясняться и доказывать, что они не виновны и что это оговор.
Как стало известно, заявление родственников осужденных и их защитников попало в общественный совет по борьбе с коррупцией при НДП «НУР-ОТАН». Хотелось бы, чтобы общественный Совет по борьбе с коррупцией при НДП «НУР-ОТАН» и население страны учли официальную позицию Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Атырауской области.
А.Естаев, начальник ДБЭКП по Атырауской области
(Печатается с сокращениями общих рассуждений автора)
24 апреля 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz