Прилетевшие «черные лебеди» в виде пандемии и падения цен на нефть отразились на жизни практически каждого казахстанца. Буквально в считанные недели все – взрослые и дети –научились работать, учиться и получать все необходимые услуги дома. А работодатели пытались удержаться на плаву, оптимизируя по максимуму затраты и выстраивая стратегию развития в посткризисный период. О трендах нового мира, об изменениях на отечественном рынке труда и о том, есть ли жизнь после получения уведомления о предстоящем увольнении, в нашем очередном интервью с партнером «Erickson International Central Asia&Caucasus», сертифицированным коучем PCC ICF, МВА, руководителем и основателем Центра развития компетенций «Жахан Менеджмент и Технологии» и общественного фонда «Личностного Развития INTEGRITY» Нургуль Рахимовной КУРМАНОВОЙ.
– Нургуль Рахимовна, вы напряженно работали весь период карантина. Какие изменения вы могли бы отметить на рынке труда?
– Да, эти месяцы мы, коучи, активно работали в тесной связке с руководителями компаний и HR-сообществом, чтобы помочь им принять произошедшие изменения и выстроить актуальные модели дальнейшего взаимодействия с персоналом, будь то обучение работе в удаленном формате или участие в аутплейсменте – процессе мягкого высвобождения работников. Из изменений на рынке труда я бы отметила несколько трендов. Прежде всего усиление интереса к внутреннему рынку труда из-за закрытия границ. Другая интересная тенденция, что спрос на рынке разделился на очень дорогих специалистов – экспертов в своей отрасли и дешевую рабочую силу, которую нельзя заменить роботами. В последнем случае речь идет о спросе работников для многочисленных служб доставки. Это довольно устойчивый тренд, учитывая, что ожидается вторая волна пандемии, и вообще это очень удобно для потребителя.
Отметила бы также появление интереса к производству в местных условиях товаров и продуктов, которые могли бы заменить импортные. К примеру, у нас нет отечественных аналогов салонных косметических уходовых продуктов. А чтобы наладить их производство, нужно подготовить или переподготовить специалистов на нашем рынке. И такая потребность есть во многих других отраслях бизнеса.
– К сожалению, экономическая ситуация сегодня вынуждает работодателей для сохранения бизнеса высвобождать сотрудников. Можно представить, какие эмоции переживают эти люди. Насколько мне известно, сегодня компании активно привлекают коучей к сопровождению таких болезненных процессов. Как коучи помогают людям в таких ситуациях?
– Да, это хорошо, что компании сегодня при увольнении персонала выбирают именно аутплейсмент – мягкое высвобождение сотрудников. По сути, работодатель, предоставляя материальную компенсацию, психологическую и коучинговую поддержку, помогает увольняемым сотрудникам найти новую работу. Интересно, но по моему собственному опыту работы по этой системе, примерно для 50% сотрудников уведомления об увольнениях стали настоящими «письмами счастья». В ходе работы с ними они рассказывают, что давно хотели уйти с этой работы, но принять это решение сами не могли, поскольку были связаны различными обязательствами – например, льготными ссудами и кредитами или необходимостью отработать дорогостоящее образование, оплаченное работодателем. Были и такие, которых просто не понимали родные. В ситуации, когда решение об их увольнении принял работодатель, эти люди не были больше связаны чувствами вины перед родственниками и могли строить свою дальнейшую жизнь по велению души. К сожалению, для около 40% сотрудников, которые несколько десятков лет работают в компании, решение работодателя расстаться и потеря работы воспринимается как трагедия. Причем дело не только в стабильном доходе. Эти люди на глубинном уровне идентифицировали себя с компанией, были преданы ее ценностям и миссии, воспринимали коллектив как семью. Все эти годы они полагали, что уйдут на пенсию из этой компании, не вкладывали усилия и ресурсы в дальнейшее развитие и оказались не готовы к такому повороту судьбы. Таким людям нужна очень сильная поддержка окружения и время, чтобы принять случившееся и перестроить свою жизнь в изменившихся условиях.
У меня достаточно кейсов, когда увольнение стало для людей трамплином в счастливую жизнь – вместо рутинной работы в офисе они занимаются любимым делом, которое приносит им доход и чувство удовлетворения от жизни.
– В чем заключается помощь коучей в таких случаях?
– С помощью мощных инструментов коучинга, включающих сильные продвигающие вопросы к каждому человеку, мы помогаем ему найти ответы внутри себя. Каждый из этих специалистов обладает уникальным набором профессиональных и личных качеств, позволивших ему долгие годы выполнять свои обязанности. После работы с коучем людям легче принять потерю работу, потому что они находят внутри себя ресурсы для дальнейшей жизни и продолжения карьеры. Кто-то находит другую работу. Достаточно много тех, у кого есть увлечения, которым раньше из-за работы не удавалось уделить достаточно времени, а после увольнения при профессиональном подходе и современных возможностях они превратили их в источник дохода. У меня достаточно кейсов, когда увольнение стало для людей трамплином в счастливую жизнь – вместо рутинной работы в офисе они занимаются любимым делом, которое приносит им доход и чувство удовлетворения от жизни. Но чтобы прийти к этому, всем им пришлось пройти через болезненный процесс разрыва с привычным образом жизни, когда в ходе сессий с коучами к ним пришло понимание, что потеря работы – не конец жизни и не крушение всех надежд. Каждый человек уникален, а с правильной мотивацией и стремлением к развитию он всегда найдет работу, в которой раскроет своей потенциал.
– Нургуль Рахимовна, полагаю последние месяцы вызвали чувство растерянности не только у тех, кто потерял работу. Те, кто посильнее, морально уже перестроились, освоили новые инструменты и начали уже зарабатывать. Но много тех, кто не готов к этому кризису и сейчас не представляет, как жить и работать в резко изменившемся мире.
– Прежде всего, следует понять и принять, что изменения были и будут всегда. Слово «кризис» с древнегреческого переводится как возможность. Каждый кризис является точкой роста как для отдельного человека, так и для общества. Возрастной и личностный кризисы позволяют человеку выйти на новый этап жизни. После каждого финансового кризиса идет оживление экономики. На самом деле у пандемии коронавируса достаточно низкое влияние и средняя возможность реализации рисков по сравнению с глобальным экологическим кризисом, который идет сейчас или локальными войнами на отдельных участках земного шара. Только подумайте, сколько лет на уровне государства говорилось о цифровизации, но до практической реализации дошло только после того, когда мы оказались вынужденно запертыми в своих домах. А сколько за свою историю мы пережили скачков цен на нефть и курсов валют! Кризисы были и будут, они нужны нам для постоянного движения вперед и внедрения качественных изменений. Например, при всем негативном характере пандемии мы все осознали важность семьи. Если раньше на нее не хватало времени или энергии, которые уходили на работу и социум, то сейчас семья плавно перешла на главный план. И это правильно, потому что семья – наша поддерживающая сила. Еще один позитивный тренд – внимание к здоровью. Даже Nike выпустил домашние кроссовки для занятий спортом дома. Создано столько бесплатных приложений для тренировок, позволяющих проследить динамику собственных тренировок и данных твоего физического здоровья. Если сделать вывод, этот кризис наглядно продемонстрировал, какие ценности являются для нас настоящими, а какие просто «ментальным» мусором.
– Как кризис повлиял на специфику вашей работы? Уже нет возможности беседовать с клиентом глава в глаза, проводить живые сессии в компаниях.
– Мы, как и все, пересобрались, освоили новые платформы для работы в онлайн формате, отказались на время от каких-то продуктов, доработали те, которые, наоборот, стали еще более востребованными, и разработали новые, актуальные сегодня. Также проводим много индивидуальных сессий, в том числе с топ-менеджерами крупных компаний, но уже онлайн. С начала карантина помогали руководителям выстраивать работу с командой в удаленном формате. В частности, с их стороны были запросы о том, как правильно ставить задачи и получать обратную связь, как поддерживать себя и сотрудников в ресурсном состоянии, как работать с распределёнными командами, сохранить и дальше развивать бизнес в период кризиса.
Отмечу еще один тренд – объединение сильных, которые в этом случае становятся еще сильнее и выступают в команде. Сегодня мы в тесной коллаборации с HR-сообществом, проводим стратегические и командные сессий с топ-менеджментом, в ходе которых помогаем принять решения, позволяющие прийти достичь больших результатов меньшими ресурсами. Мы передаем руководителям знания и навыки коучинга, которые они потом самостоятельно применяют в бизнесе, что повышает их управленческие и личностные качества. Очень много проводим сегодня тренингов, которые тоже претерпели изменения. Практически все они переведены в короткий формат вебинаров, но стали насыщеннее, потому что содержат максимум информации. Этот формат также позволяет мгновенно получать обратную связь и на практике отрабатывать полученные навыки. Словом, мы, как и все, изменились и готовы помогать меняться нашим клиентам!
Дополнительную информацию о Центре развития компетенций «Жахан Менеджмент и Технологии» можно получить на сайте: Zhahanmt.kz. Для подачи заявки на консультацию с коучем следует связаться по телефонам: +7(7122) 505522, +77015777545.