Атырау, 29 марта 06:30
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Джамиля СТЕХЛИКОВА: "Казахстан уже никогда не будет прежним"

55 321 просмотр


У Джамили СТЕХЛИКОВОЙ удивительная судьба. Казашка по национальности,  родилась в Алма-Ате, училась на врача в Москве, где познакомилась с будущим мужем - гражданином Чехословакии и в 1988 году переехала на его родину. Там сделала мощную медицинскую, а главное – политическую карьеру, в 2007-2009 годах была министром по правам человека и меньшинствам и председателем Совета по правам человека в правительстве Чешской Республики. Первый и пока единственный чешский мннистр нечешского происхождения, Джамиля не теряет живого интереса к своей исторической родине – Казахстану. «АЖ» побеседовал  с ней о последних политических и общественных событиях в нашей стране.

«СТРАНА СОЗРЕЛА ДЛЯ ДЕМОКРАТИИ»

- Я уже пережила такое в 1988 году в Москве и в 1989 году в Чехии, и вот теперь – смена власти в Казахстане. Это три исторических события в моей жизни. Очень рада, что смогла дожить до этих времен, и со своим политическим опытом уверено говорю, что дороги назад нет. Теперь всё зависит от власти и от народа - цивилизованно ли пройдёт этот переход, так, чтобы нам могли завидовать и Украина, и Россия. Шансы есть провести всё без кровопролития, майданов, силовых акций со стороны власти. Казахстан сейчас на историческом перекрестке, на котором народ может начать действительно управлять своей страной, казахстанцы созрели для демократии. Российский телеведущий Владимир Познер недавно высказался в том смысле, что Казахстан не созрел для демократии, но я считаю это обыкновенной завистью, он просто не хочет принять, что Казахстан в чем-то может перегнать Россию. А почему нет? За годы независимости у нас выросла целая генерация молодых людей, которые не застали тоталитарный советский строй – у них другой менталитет, не такой колониальный, провинциальный, как это было у нас.

- Именно молодежь вышла с плакатами на улицу во время алматинского марафона, но их задержали, дали по 15 суток ареста.

- Вот тогда я и поняла, что Рубикон перейден, назад пути нет. Главное, это происходит без крови, невинно - ребята бегут марафон и появляется плакат с надписью «От правды не убежишь» - позитивный, честный, открытый. Это такая же истина, как раньше жырау пели, они даже хану могли сказать то что думают. Я уважаю решение Назарбаева – он сделал шаг, который не сделали ни Каримов, ни украинский президент Янукович, сбежавший на вертолёте в Россию. Думаю, в Казахстане всё получится, если у кого-то не сдадут нервы, если власть не начнет давить, кровь проливать, если люди пойдут на выборы, а не будут кукситься на диванах. Допустим, многие не пойдут на выборы, как это сделали недавно многие россияне, мотивируя это тем, что настоящего выбора нет. Я конечно понимаю их мотивы, но если ты гражданин своей страны и у тебя есть избирательное право, то должен идти, а если не идешь, то потом не имеешь права возмущаться. В Алматы молодой парень вышел с плакатом со словами из Конституции, что власть принадлежит народу, вот с этой конституцией и надо идти дальше.

- Но Токаев считается преемником Назарбаева, и многие у нас уверены, что всё останется как прежде.

- У Назарбаева была цель удержать вертикаль власти, элиту, которая сейчас находится у власти. Но история - открытый процесс. Власть, конечно, сейчас не очень хочет идти на диалог с обществом, она побаивается. Но я уверена, что если процесс будет идти по правовым, конституционным рельсам, то у Казахстана есть огромный шанс продвинуться к демократии, и это будет большой шаг и для Казахстана, и для всего постсоветского пространства, и для всего мира.

ВОЛКИ, ЛИСЫ И БЕШБАРМАК

- Сейчас в Казахстане переломный момент - этим могут воспользоваться какие-то другие политические силы?

- Этим будут стараться воспользоваться все. Это как принесёте бешбармак, поставите на стол между голодными людьми и выключите свет. Вы думаете, они будут у стенки стоять? Политики - волки, кое-какие из них – лисы. Например, Назарбаев – это лиса. Я это любя говорю. У меня есть друг, который хорошо знает Назарбаева – Карл Шварценберг, бывший министр иностранных дел Чехии. У него для каждого главы государства была кличка, так вот Назарбаев у него был лиса.

И вот все политики бросятся на этот бешбармак в темноте. И мы ещё увидим новые лица. Главное, чтобы всё прошло «бархатно». Да, в чешскую весну были миллионы людей на площадях, но ни одного раненого, ни одного убитого. И никого не сажали. Казахи с уважением относятся к старшим, к народным традициям, они расположены к «бархатным» переходам. Были в нашей истории моменты, когда лилась кровь, например, когда в советское время Колбина поставили – но извините, нельзя так плевать на голову, это было уже чересчур. Тогда пролилась кровь, но это была вина власти.

Сейчас Казахстан заметили в мире, все удивились отставке Назарбаева. Давайте честно, никто этого не ожидал. Например, Каримова знали, король умер и вся его система должна перейти к преемнику, который ухватит эту власть, но система не изменится, все структуры останутся те же. А Казахстан, я уверена, пойдет другим путем.

- Но пока на это ничто не указывает. У нас задерживают молодых людей, выражающих свою гражданскую позицию, не согласовывают митинги, ограничена свобода слова. Как в такой ситуации надеяться на перемены?

- Власть, конечно, попытается удержать нынешнюю систему, когда всё замыкалось и замыкается на первого президента. И он надеется, что удастся её сохранить, и боится при этом внешних знаков пробуждения природы, народа, весны. То есть он думает, что если запретить митинг, спрятать баннер, в котором цитируется конституция, если уговорить народ избрать Токаева, то как бы все успокоятся. Это ошибка, потому что первое лицо очень далеко от народа - это его первая слабость. Отрыв такой колоссальный, что он не чувствует народ, а там такая прослойка не только депутатов, карманных политиков, там какие-то бесконечные советники, комитеты, силовые структуры, которые не служат народу - они служат Елбасы, потому что система так построена. Елбасы даже не знает страну, потому что прослойка подхалимов такая огромная, что если бы к нему кто-то попал, жырау, например, который говорил с ханами напрямую, без советников, визирей - он бы ему не поверил.

Вторая слабость – вертикаль, такая же, как в России. Местные власти не избираются народом, они назначаются, и это то, что я в Казахстане не могу понять, поскольку в Чехии парламент, муниципальные органы - все избираются. Меня, например, не назначали, выборы были сначала в городе, потом в крае, потом в республике. А в Казахстане этого нет, и вся структура связана с одним человеком. Но в этом и её слабость. Почему в качестве преемника был выбран Токаев? Потому что елбасы думал, что Токаев несамостоятельная фигура, и он его не затмит. Это, кстати, правда, потому что затмить его Токаев не сможет, достаточно посмотреть на его немигающее, классическое лицо дипломата. Многие спрашивают «А он улыбается у вас?». Да, улыбается, Путину улыбался, например.

Но я считаю, что Казахстан уже никогда не будет прежним. Вспомните два дня – выступление Назарбаева о сложении своих полномочий и тот самый марафон. Вы же не знаете, что в голове у Назарбаева, этого никто не знает. Наверное, он почувствовал, что его время как главы государства подошло к концу. Конечно, он пытался и пытается сделать так, чтобы у власти остались все его сподвижники, его структуры, которые при нем возникли. Но я думаю, что это невозможно, потому что народ не может развиваться без ротации элиты, а элита должна меняться. Меняются времена, и нам нужно другое управление государством. Я понимаю, что кто-то должен управлять страной, но он должен служить народу. Молодой Казахстан сейчас должен создать структуры, которые приведут его к новым реформациям. Иначе конкурентоспособность страны будет приближаться к нулю. Ну, будем по-прежнему продавать недра, будем держаться авторитаризма софтрусской версии, даже советской, но мы потеряем все наши возможности, которые сейчас открылись у страны, находящейся в очень сложном соседстве между Россией и Китаем, но имеющей свой путь. И Казахстан должен взять всё в свои руки.

«НАРОД – НЕ РЕБЁНОК»

- А вы интересуетесь судьбой гражданских активистов, Макса Бокаева, Асии и Бейбарыса?

- Интересуюсь, конечно. Считаю, что 15 суток ареста - это просто вопиющее нарушение человеческих прав, человеческого достоинства. Это - непонимание у власти, что народ уже не ребенок, что он уже взрослый и действительно хочет сам решать свою судьбу. Задержание демонстрантов - старорежимная психология власти, которая думает, что она может всё подавить. Но иллюзия, что мы кого-то посадим, закроем, уничтожим, что можно остановить прогресс, развитие общества - фатальная. Это можно затормозить, но нельзя остановить. Сейчас в Казахстане нет правового государства, у нас много групп населения, чьи права притесняют. Но отношение общества к этому стало другим. А все люди, которые сидят, в том числе за земельные вопросы - они наши батыры, потому что не побоялись власти. Отвага - очень нужная черта для истории и политики. У нас, к счастью, много отважных людей.

Беседовала Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

22 мая 2019, 11:03

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz