Атырау, 25 апреля 16:41
 ясноВ Атырау +21
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

Гнёт Кашагана

Фото
12 029 просмотров


Компания NCOC N.V. провела общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (предОВОС) Дополнения №2 к проекту Опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган.  Картина знакомая по прежним обязательным мероприятиям подобного рода: обсуждение бурное,  организаторы буквально тонут в море сердитых вопросов и реплик со стороны местных экологических активистов, тон задают академик Муфтах ДИАРОВ и директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. А в этот раз вообще зашкаливало.  

ДЛЯ ПОЛНОГО СЧАСТЬЯ НЕ ХВАТАЕТ ДВУХ НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ

Вначале суть Дополнения №2 коротко обрисовал директор по охране здоровья, труда и окружающей среды NCOC N.V. Ермек МАРАБАЕВ:

- Как всем известно, 26 сентября 2016 года мы начали добычу нефти на морском комплексе D, и она идет по нарастающей. Введены в действие два компрессора по нагнетанию сырого газа в пласт, это позволило  увеличить добычу с 210 тысяч до 350 тысяч баррелей в сутки. Причина дополнения в существующий проект и сегодняшнего обращения к общественности -  то, что объемы нагнетания газа в пласты, предусмотренные проектом, оказались недостаточными. Из-за этого мы не достигли запланированной  добычи в 370 тысяч баррелей - и не сможем достичь при нынешних 4 нагнетательных скважинах. Сейчас компания рассматривает возможность добавить в фонд нагнетательных скважин еще две, тогда добыча увеличится  до 386 тысяч баррелей. И очень важный момент: при этом не будут превышены те объемы выбросов в атмосферу, которые были заложены в основном проекте.

Елена ПЕТУХОВА


Затем основной доклад по предОВОС зачитала  директор департамента экологических исследований ТОО «SED» Елена ПЕТУХОВА:

- Данное проектное решение касается только морского комплекса. Дополнением №2 не предусмотрены строительство новых объектов или модернизация – речь идёт о переводе 2 из 35 эксплуатационных скважин в нагнетательные, в дополнение к 4 имеющимся. Воздействие на окружающую среду по разным показателям прогнозируется незначительное.

По словам Петуховой, основной «вклад» в загрязнение вносится факельными установками острова D, и всё равно он в пределах нормы. 

- Максимальная концентрация загрязняющих веществ при периодических кратковременных сбросах  не превысит 0,7 предельно допустимой концентрации (ПДК) в зарослях тростника – это экологически чувствительная зона, находящаяся в 28 км к северу от острова D; и 0,4 ПДК в жилой зоне – это поселки Дамба и Амангельды, расположенные в 69 км от морского комплекса. Как известно санитарно-защитная зона (СЗЗ) для морских объектов не устанавливается. Но в любом случае при  регламентном режиме сжигания газа на факелах высокого и низкого давления - размер зоны загрязнения не превысит 3,5 км. Максимально возможное расстояние загрязнения от наземного комплекса – 6,9 км, а  СЗЗ составляет 7 км. Что касается Тюленьих островов, то они расположены в 200 км на юго-запад от Восточного Кашагана и не входят в зону выбросов данных производственных площадок.

 

ТРУДНО ПЕРВЫЕ СТО ЛЕТ

Арман ХАЙРУЛЛИН


Началось обсуждение, первым микрофон попросил житель Атырау Арман ХАЙРУЛЛИН, который поразил чудовищной цифрой:

- Если этот проект утвердят, то за пять лет в атмосферу, воду и землю будет выброшено как минимум миллион тонн загрязняющих веществ. Почему вы не исследуете, как они повлияют на людей? И вопрос компенсации: компания должна учитывать состояние здоровья местного населения и взять на себя оплату лечения больных.

На этот вопрос предсказуемо ответил руководитель отдела разработки экологических проектов NCOC N.V. Тимур ЖАНТАЕВ:


Тимур ЖАНТАЕВ


- У нас главный критерий – норматив ПДК, и он не будет превышен...

- Вы расскажите о кумулятивном воздействии в целом, - прервал его Муфтах Диаров.


Муфтах Диаров и Галина Чернова


- В 2011 году у нас был проект обоснования СЗЗ, в этом году он был повторно разработан и согласован с санитарно-эпидемиологической службой - в нем в том числе оценено и  кумулятивное воздействие, то есть среднегодовые концентрации. Динамика всех видов концентрации у нас ниже ПДК, и рост не наблюдается.

- Норматив ПДК используется ещё со времен СССР, и он научно обоснован. Поэтому, если всё в пределах этой нормы, то какие к нам претензии? вступил Марабаев. – Не исключаю, что в будущем экологические требования ужесточатся. Если минздрав  скажет «давайте сделаем ПДК более жёстким» - мы подчинимся, будем искать варианты уложиться в заданную норму. Что касается компенсаций населению – это возможно только в том случае, если будет доказана прямая связь между отходами производства и ухудшением здоровья по конкретным заболеваниям. Насчёт миллиона тонн: вы должны понимать, что это весьма условное значение – по правилам мы должны заложить в проект максимальные оценки экологических рисков.

М.Диаров:

- Норматив ПДК вряд ли когда-нибудь изменится, он правильный. Но вы не учитываете две вещи: во-первых, скорость и направление ветра, во-вторых, суммацию выбросов. Вы формально укладываетесь в ПДК, а АНПЗ и ТШО перекрывают его в разы – в целом получается, что экология сильно страдает. А сколько выбрасывается в воздух углеродов, азота, каков радиус? Где эти данные?

- Мы покажем слайд, где указаны все суммации, в том числе по диоксиду серы. У нас по этому показателю ни разу не было превышения.

- Почему не учитывали скорость ветра? – не успокаивался Диаров. – По вашему проекту факелы будут гореть круглые сутки в течение примерно 100 лет. Вы будете отравлять Атырау. Далее: за 2014 год в атмосферу было выброшено 20 тысяч тонн газа без добычи для того, чтобы не останавливался завод «Болашак». Таким образом, вы нарушили закон РК «О нормативных правовых актах недропользования», Закон «О нефти», а также Закон «О недрах и недропользовании», где указано, что «запрещается сжигание на факелах попутного и природного газа, за исключением аварийных случаев». Кто дал вам право нарушать закон?

Тимур Жантаев:

- Сжигание газа допускается только в трёх случаях: аварийная ситуация, тестирование скважин и технологически неизбежное сжигание. Наш случай – третий, и он связан с процессом пуско-наладки оборудования.

 

«ВОТ ВЫ ПРИЕДЬТЕ И ПОДЫШИТЕ ЗДЕСЬ ХОТЯ БЫ ЧАС»

Рафхат АЙТЕКЕШОВ



Рафхат АЙТЕКЕШОВ, житель Карабатана:

- Я на пенсии, 40 лет живу в Карабатане. Нас там 26 семей, но  половина уже сняли квартиру в Атырау и уехали, потому что трудно дышать. Вы никак не учитываете фактор ветра. Когда он дует с восточной стороны, мы не можем выйти из дома, закрываем все окна и двери, потому что воняет тухлыми яйцами. У людей кружится голова, сердце ноет. Весь домашний скот болен, трава с каким-то подозрительным налётом. К тому же через Карабатан проезжают вагоны с серой – 70 вагонов в день. Мы уже просили нас переселить за счёт государства, но безрезультатно.  

Своего односельчанина поддержала ещё одна жительница Карабатана:

- Вначале нас заверили, что вреда от завода «Болашак» не будет. А теперь вы сами приезжайте и подышите здесь воздухом хотя бы час - тогда поймете. Я могу даже назвать время – после 23-24 часов и в 4 утра. Запах невозможный. Это касается не только Карабатана, но и разъезда 409, станции Ескене. Просыпаясь каждое утро мы беспокоимся – цел ли наш скот, живы ли люди. И мы не виноваты, что знаем и видим это.

Из команды консорциума ответил менеджер по охране окружающей среды NCOC N.V. Аскар ЕРМЕНТАЕВ:


Аскар ЕРМЕНТАЕВ


- Я участвовал в комиссии, организованной акиматом Атырауской области по заявлениям жителей близлежащих поселков. На все эти вопросы и жалобы получены ответы. Вокруг СЗЗ с 4-х сторон у нас есть дополнительные станции наблюдения за окружающей средой, их данные поступают не только к нам, но и в «Казгидромет», они проверяются. Превышения ПДК в сторону Карабатана, Ескене не было. Если не верите, данные этих станций поступают в акимат, можете сами проверить. По поводу серы: да, составы ходят, но опять же экологические нормы при этом не нарушаются.

- Если вы все считаете, что есть негативное влияние на здоровье людей - давайте вместе с департаментом  экологии разработаем программу, проверим все эти факты, - подключился Марабаев.- Надо двигаться навстречу друг другу, приглашаю вас к совместной работе.



По ходу слушаний Ермек Марабаев обратился за помощью к академику Диарову по проблеме каспийских тюленей:
- Надо нам совместно с учёными исследовать, что происходит с тюленями, потому что мы заметили тенденцию к уменьшению поголовья - как взрослых, так и молоди. Тут предполагается много факторов: загрязнение вод Урала и Волги, падение уровня моря, повышение солёности Северного Каспия, проблемы на генном уровне... Мы готовы выделить деньги на изучение - нам просто нужны умные головы.

 

У НАС ЖАРА, У НИХ НОРМАЛЬНО

Руководитель Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА:

- Вы ссылаетесь на многолетние данные «Казгидромета», но у них 4 поста в Атырау, а на море - ни одного. И как это по вашим данным средняя температура в городе летом 25-27 градусов, когда на самом деле доходит до 40? Химические реакции в такую жару, естественно, протекают по-другому, более ускоренно. Ещё вопрос: каким образом вы будете перепрофилировать две скважины, ведь это сложный технологический процесс?

- Вопросов очень много, мы не успеваем на них отвечать, - констатировал Марабаев. - Как уже было сказано, новые скважины буриться не будут, по перепрофилированию -  там своя технология, мы к этому готовимся за 6 месяцев. Это достаточно затратный проект. Мы посчитали, что сугубо техническая часть вряд ли будет интересна, но если она вам нужна - мы предоставим материалы, всё это у нас есть.

- Повторю свой вопрос: почему вы нарушаете законы РК о запрещении сжигания газа? – снова поднялся академик Диаров.

- Факела горели и будут гореть, это условие безопасной эксплуатации завода «Болашак». Газ сжигается не потому, что нам это нравится, а потому, что это производственная необходимость. Это самим же невыгодно, свои же деньги теряем. Столько средств затрачено на этот проект, нам надо его «отбивать», - честно ответил Марабаев.  Его дополнил Жантаев:

- В 2017 год мы сжигали 6% газа и постепенно идем на снижение. Цель – в 2021 году сжигать не более 2%: как раз закончится пуско-наладка, при этом добыча будет расти. Насчёт температуры воздуха 25-27 градусов – сверимся с с данными из разных источников и проведем перекрестную проверку.

Академик практически не отходил от микрофона:

 - Человек живёт всего один раз. Вы знаете, что у нас тяжёлые показатели по онкологии, туберкулезу, а медицина на низком уровне, нет санаториев, домов отдыха. Кого в этом винить? Вы должны найти выход из такой ситуации, иначе нельзя.

Ермек МАРАБАЕВ


- Я предполагал, что вот в таком ключе пройдёт эта встреча. Действительно, что-то надо предпринимать. Поэтому и предлагаю разработать программу совместных действий. Попрошу своих коллег внести её в наш природоохранный план и учесть в бюджете компании, - заключил Марабаев.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото Нурбейбита НУГМАНОВА

1 октября 2018, 08:55

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz