Атырау, 19 сентября 18:03
Ночью будет пасмурно+12, утром +20
Курсы Нацбанка: $ 386.77  € 427.26  P 6.00

Хиджаб: носить нельзя запретить

7 октября 2010 в 00:00
Хиджаб: носить нельзя запретитьВ Казахстане как-то неожиданно разгорелись нешуточные страсти вокруг ношения хиджаба в школах. Носить нельзя запретить. Где поставить точку? Мнения министра юстиции и министра образования нашей страны по этому вопросу диаметрально разделились. И вот на прошлой неделе на совместной онлайн-конференции МВД РК и Министерство образования внесли, наконец, определенную ясность. Согласно заявлению этих двух ведомств, теперь вопрос ношения хиджаба в школах будет полностью регулировать школьный устав.

Цитата с конференции: «В соответствии со статьей 40 Закона РК «Об образовании», деятельность организаций образования регулируется типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа и разработанными на их основе уставами. В связи с этим каждое учебное заведение имеет свой устав, разрабатываемый коллегиально с участием школьников, педагогов, родителей и учредителей. Данный документ определяет право обучающихся и воспитанников на ношение какой-либо формы одежды».

Вот как комментирует данное решение заместитель начальника областного управления образования по учебно-воспитательной работе Злиха ДЮСЕКЕНОВА:
– Согласно Конституции РК, никто не должен подвергаться дискриминации по мотивам происхождения, пола, расы, национальности и отношения к религии. Также в Законе РК «О правах ребенка» в статье 6 говорится об обеспечении прав и законных интересов детей, о недопущении их дискриминации. В соответствии со статьей 40 Закона РК «Об образовании», каждое учебное заведение должно иметь свой устав. Устав – это внутренний закон школы. В нем определено право школьника на ношение определенной школьной формы. Какой будет школьная форма – решается большинством голосов. Главное в решении данного вопроса – не должен страдать ребенок. Вы, наверное, помните конфликт, который возник недавно в школе №2. Мать настаивала, чтобы её дочь ходила в школу в хиджабе, и не хотела прислушиваться ни к чьему мнению. Я считаю это неверным. Взрослым нужно научиться уважать общественное мнение, быть более терпимыми. Ведь у нас, в Казахстане, обучение носит светский характер, религия и школа отделены друг от друга. Пожалуйста, носите хиджаб дома, на улице, в мечети... А в школе все должны придерживаться внутренних школьных правил.

Таким образом, вопрос ношения хиджаба в школах министры отдали на откуп директорам. Мы обратились к ним, чтобы узнать, в чём можно ходить в школу по уставу?

Фаруза ШАНГЕРЕЕВА, директор школы-лицея №17:
– В нашем уставе пункта про единую школьную форму нет, но по поводу внешнего вида сказано, что это должен быть белый верх, черный низ. Также ничего не говорится о головном уборе. Если говорить о сугубо моем личном мнении, я бы не хотела, чтобы в школах носили хиджаб. На мой взгляд, это нежелательный пример для подражания, учитывая нестабильную еще детскую психологию, в этом возрасте дети ведь как пластилин, легко поддаются разным влияниям. В нашей школе пока не возникало такого вопроса. У нас очень многонациональная школа, у нас учатся арабка, иранец, турчанка, француженка, нигериец. Все они одеваются согласно школьному уставу. Носить платок или нет – во многом зависит от нас, как мы сами поставим вопрос. Ведь платок с разрешения родителей в школе можно снимать. К примеру, арабка, которая учится у нас, ходит в школу без головного убора. Конфликта на этой почве у нас не возникало.

Решение МВД и министерства образования, наверное, правильное. На местах все зависит от руководства. Но иногда бывает, что родители нас не понимают.

– Как часто можно вносить поправки в устав?
– В принятии устава участвует педколлектив, председатели родительских комитетов. Принятый документ утверждается в юстиции. Поправки можно вносить, если есть необходимость. В первую очередь мы должны аргументировать необходимость поправок, потом уже выходить с предложением на педсовет и обращаться в городской отдел образования. Последний раз наш устав утверждался в 2008 году. В связи с тем что мы хотим ввести единую форму – родительская ассоциация уже этим занимается, ткани подобраны в 2011 году внесем пункт о единой школьной форме. Опять-таки, думаю, тогда же нужно отдельно написать про головной убор.

Бокен ЖАУЛЫ, директор школы №30:
– Согласно нашему уставу, вот уже 7-ой год школьники носят единую школьную форму. С этого года единая форма прописана и для учителей.

Вера МИДЕНОВА, директор школы №2:
– У нас обучаются дети почти 28 национальностей: дагестанцы, турки, таджики, татары, удмурты, азербайджанцы. По уставу у нас принята единая школьная форма.

Каиргали КЕНЖЕГАЛИЕВ, директор школы №11:
– В нашей школе дети ходят в единой школьной форме. Я считаю, это правильно. Ведь Казахстан – государство светское, религия и государство у нас отделены.

Нурлыбек ДАУМОВ, директор областной национальной гимназии для одаренных детей:
– Я не в курсе данного решения. Но согласно нашему уставу, определена единая школьная форма. Уже 20 лет мальчики ходят в черном костюме, белой рубашке и галстуке, девочки – в белой блузке и сарафане с национальным узором. Вопрос ношения хиджаба у нас никогда не возникал.

В заключение мы поинтересовались мнением главного имама области Нурбек кажы ЕСМАГАМБЕТА:
– В исламе девушки, женщины должны ходить с покрытой головой. Об этом однозначно сказано в Коране. Речь идет только о ношении платка, т. е. хиджаба, или, как мы раньше говорили, саукеле. А сейчас многие закрывают лицо и одеваются во все черное. Все это необязательные элементы, потому что этого в Коране нет. Ислам не обязывает закрывать лицо.

Что касается решения МВД и Министерства образования, считаю его неправильным и неконкретным. Внутренний закон школы не выше Конституции. Поэтому вопрос ношения хиджаба в школах нужно решать наверху.

Судя по позиции имама и, очевидно, всего мусульманского духовенства Казахстана, почва для конфликтов остаётся, ибо ношение платка-хиджаба для мусульманок обязательно и Коран для них выше любого устава. Тот факт, что государство переложило ответственность за решение вопроса о хиджабе с себя на общество (педагогов, родителей, учеников школы), можно расценивать по-разному.

С одной стороны, действительно, почему бы гражданам самим не взяться за установление правил там, где учатся их дети? Пусть решают большинством голосов, и сторонники (или противники) ношения хиджабов подчиняются решению большинства. Это будет, кстати, как бы экзаменом на зрелость гражданского общества в Казахстане.

С другой стороны, власть, ссылаясь на отделение церкви от государства и перекладывая ответственность на родителей и педагогов, все-таки лукавит. Ведь школы остаются государственными, значит и правила в ней должно устанавливать государство. В данном случае власть уходит от ответственности, потому что боится раскола в обществе и еще больше негативной реакции в мусульманских странах (мол, где это видано, чтобы в мусульманской стране запрещали нормы ислама). Действительно, мы ведь живем не во Франции или Швейцарии, а в стране, где большинство населения составляют мусульмане (во всяком случае, если судить по именам и фамилиям).

А может быть, не стоит так усложнять проблему? Ведь спор-то идёт не о парандже, закрывающей всё лицо, и не о чёрной одежде до пят, а всего лишь о платке, завязанном под подбородком. Ну фишка такая у некоторых девочек в умеренно исламизированных странах, таких, как Казахстан, Киргизия, Малайзия, Индонезия. Пусть носят. И главное – пусть хорошо учатся.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

6974 просмотраНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3